Эта загадочная планета-океан | Рынок Жилья Эта загадочная планета-океан | Рынок Жилья
Результаты вашего поиска

Эта загадочная планета-океан

Опубликовано michail на 12.04.2018
| 0

Мы живем на Планете Океан, хоть и называем ее Земля. Ведь свыше 70 процентов ее поверхности занимают моря и океаны. Они оказывают самое разнообразное влияние на климат и погоду нашей планеты, на ее пищевые, энергетические и минеральные ресурсы, на нашу с вами жизнь. И в то же время об особенностях водной стихии человечество знает еще очень мало…

Даже несмотря на то, что наша страна является великой морской державой, обладающей большим научно-исследовательским флотом. Тем не менее, российские и советские ученые сделали множество важных открытий, касающихся изучения океана, в том числе и на первом научно-исследовательском судне Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН «Витязь», которое в течение 18 лет было флагманом экспедиционного флота СССР. Кто за эти годы только не плавал на этом легендарном судне, сколько научных открытий было совершено на нем во время многочисленных экспедиций. Не случайно на фасаде океанографического музея Монако красуется барельеф с изображением «Витязя».

Именно на этом научно-исследовательском корабле после того, как он ушел на покой и встал на вечный прикол в Калининграде, были оборудованы первые выставочные площади нового Музея Мирового океана. Затем здесь появилась «вышедшая в запас» дизель-электрическая подводная лодка Б-413, судно «Космонавт Виктор Пацаев», средний рыболовный траулер. Музей стал очень популярным и среди калининградцев, и среди гостей нашего города.

— Но, при всей его популярности, у музея не было своего здания, — рассказывает его неизменный директор Светлана Сивкова. — Да, у нас имелись небольшие объекты. Какое-то время мы ютились в старом историческом здании, где некогда до войны располагалось Бельгийское консульство. В 2003 году появился новый корпус, где мы с вами сейчас и находимся, с прекрасным видом на «Витязь». В нем представлена экспозиция «Мир океана. Прикосновение…». Такое название придумано не случайно, потому что здесь мы только немного прикасаемся к тем тайнам, которые скрывает Океан. Нам не хватает пространств. Потому что ни старый административный домик, ни этот корпус, ни отреставрированный нами Пакгауз не могли вместить все наши экспозиции.

Так что вопрос о строительстве главного корпуса возник с самого начала, как только появился музей.

Один из первых проектов был разработан известными зодчими: президентом Российской академии архитектуры и строительных наук Андреем Боковым и докто-ром архитектуры, основоположником отечественной школы художественного проектирования Евгением Розенблюмом в 1993 году, когда еще и «Витязь» не стоял у причала. Да и сама страна в то время была на распутье в глубоком экономическом кризисе. Тогда было не до строительства музеев.

Но маститые архитекторы даже в столь непростое время поверили молодому директору музея, у которого тогда еще и своего кабинета не было, приходилось ютиться в небольшом помещении Историко-художественного музея, который в то время располагался на улице Горького.

— Это был грандиозный проект даже по нынешним меркам: с огромными аквариумами, футуристическими пространствами. Я поверила этим людям, — рассказывает Светлана Геннадьевна. — В маленькой комнатке на улице Горького мы обсуждали немыслимый будущий проект Музея Мирового океана. Известные архитекторы первыми меня убедили, что само название музея обязывает сделать что-то грандиозное. Это было правильное решение. С этим проектом мы прошли экспертизу в Госстрое. Хотя и понимали, что в то время построить такое масштабное здание невозможно…

Поэтому в 2001 году провели еще один конкурс и пригласили принять в нем участие известных калининградских, московских и питерских архитекторов. Мы предложили им подумать над проектом главного корпуса музея. Притом что у нас не было денег на его финансирование. Тем не менее, на наше приглашение откликнулись многие архитекторы, причем безвозмездно.

Второй проект подготовил питерский архитектор, член-корреспондент Академии Архитектурного Наследия, Валентин Гаврилов. Он был более реалистичным, нежели первый, меньше по объему, хотя тоже достаточно масштабный. Но и его полностью реализовать не удалось. Только первую очередь. И то лишь потому, что в 2003 мы должны были провести конгресс по истории океанографии. А у нас ничего тогда не было. И тут, благодаря личному указанию Владимира Путина, появилось правительственное распоряжение начать строительство здания для проведения конгресса. Это был толчок, в результате которого мы получили здание, где помимо аквариумов находится и современный конференц-зал. Конечно, мы рассчитывали, что после его возведения начнется строительство второй и третьей очереди, но… нам предложили заняться Королевскими воротами. Разорваться было невозможно.

Сейчас далеко не все помнят, что этот исторический объект, ставший своеобразной визитной карточкой нашего города, еще не так давно нуждался в серьёзной реставрации. И именно Музей Мирового океана участвовал в его восстановлении.

— Заняться Королевскими воротами нас уговорил тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой. И это за четыре месяца до празднования в 2005 году юбилея города! – рассказывает Светлана Сивкова. – Михаил Ефимович был уверен, что у нас получится. И ведь получилось. Поэтому, конечно, обидно иногда слышать, будто Королевские ворота были нам переданы потому, что я участвовала в предвыборной кампании президента. Это не соответствует истине. Королевские ворота восстановили мы. И только мы. Но все эти работы на какое-то время отодвинули продолжение строительства музейного комплекса.

В 2007 году мы взялись за восстановление другого исторического объекта — Пакгауза. Здесь также разместились музейные экспонаты. И вдруг нам передают Фридрихсбургские ворота. Еще один исторический памятник. Он тоже нуждался в реставрации. Мы сумели его восстановить и создали экспозицию, «рассказывающую» об истории российского флота. Но все эти объекты отодвигали начало строительства главного корпуса музея.

Я даже была вынуждена обратиться к замминистру по культуре Павлу Хорошилову, мол, что ж такое — мы каждый год подаем заявку, чтобы нас включили в федеральную целевую программу, поскольку музей не имеет своего дома, ведь и Пакгауз и Фридрихсбургские ворота не могут представлять Мировой океан. И Хорошилов сказал мне приблизительно следующее: «Проект у вас какой-то маленький для Мирового океана. Нужно что-то сделать соответствующее федеральному масштабу. Прежний проект, предложенный архитектором Гавриловым был сделан в 1997 г. и уже устарел. Вам нужен новый проект, чтобы сделать большой федеральный музей. Ведь вы единственный в своем роде музей в России. И должны соответствовать этому понятию. Такая морская держава, как Россия, должна иметь большой морской музей, где должны быть представлены и история, и природа, где освещались бы вопросы экологии, природы Мирового океана».

И тогда был объявлен еще один международный конкурс. Перед его участниками стояла непростая задача — соединить всю территорию музея, включая разные объекты: и Пакгауз, и старое административное здание, и стоящие у музейного причала корабли…

Было представлено несколько проектов, каждый из которых по-своему интересен. Однако подавляющим большинством голосов, был принят проект Олега Романова, возглавляющего союз архитекторов Санкт-Петербурга. Это было что-то невероятное. Гигантская голубая сфера покорила членов жюри.

— И наконец, после девяти лет, с 2003 по 2012 гг, как мы настойчиво подавали заявку, чтобы попасть в ФЦП, минкульт согласился включить нас в программу.

Но одно дело создать проект и совсем другое воплотить его в жизнь. Были опасения, что грунты не выдержат такой нагрузки. Однако мы выяснили, что до войны на этом месте стоял огромный пакгауз, приблизительно такого же размера… Прежде чем приступить к строительству, требовалась детальная проработка пространства, ведь архитектор О. Романов проектировал только шар. В то же время я говорила, что надо соединить всю территорию музея. К сожалению, ни один из архитекторов не смог предложить нам что-то конструктивное. Идея пришла, когда мы начали прорабатывать рабочий проект. Она заключалась в том, что, поскольку единица воды измеряется в кубометрах, предлагалось установить на территории музея несколько таких гигантских кубов. Так еще до строительства главного корпуса у нас появился павильон — Куб воды, установленный рядом с подводной лодкой, которая раньше базировалась в Североморске. Мы оформили это пространство в соответствии с природой, характерной для Северного ледовитого океана. Так же, как возле второго Куба, расположенного рядом с «Витязем», который, как известно, чаще всего совершал экспедиции в Тихий океан, прилегающее пространство напоминает тихоокеанское побережье. Так что, прогуливаясь по территории музея, посетители будут совершать путешествие по всем океанам планеты.

Но вернемся к строительству главного корпуса. Работы невероятно сложные. Сейчас здесь главным заказчиком выступает северо-западная дирекция по строительству реконструкции и реставрации из Санкт-Петербурга, а подрядчиком ООО «Норд Инвест», также из Питера.

— Однако заказчиком самых сложных подземных работ, а сфера Планета Океан заглублена на два этажа под землей, выступал наш музей.

Именно отсюда с нижнего уровня Шара и начинается знакомство с Планетой Океан. Посетители спускаются с песчаных дюн балтийского побережья, на палубу корабля. Перед ними в центральном аквариуме представлен подводный мир во всем своем многообразии. Под звуки водяного органа, своеобразной музыки моря, на гигантском экране демонстрируется фильм «Рождение океана». А огромные карты приглашают посетителей к путешествию по этой удивительной планете-кораблю, с многочисленными лабораториями и аквариумами, в которых рассказывается о жизни в океане. Здесь будут представлены интерактивные объекты, демонстрироваться фокусы с водой. Даже можно будет запустить гидроэлектростанцию…

А наше путешествие продолжается дальше… Теперь мы попадаем в лабораторию космоса земли, изучаем климат планеты и глобальные процессы, происходящие в океане, узнаем о том, что нам дает океан и что нас ожидает в будущем, как станет развиваться наша планета и что с ней произойдет, если мы станем ее разрушать и загрязнять. Ведь мы все в ответе за нашу планету Океан.

— Я очень надеюсь, что наш музей не только развлекает, он учит людей мыслить, приобщает к прекрасному. Вот почему в новом корпусе появится и Лаборатория красоты – где Океан, будет представлен в искусстве. Мы специально выделяем целый этаж для больших российских выставок, ведем переговоры с Центром современного искусства, Русским музеем.

Строительство нового корпуса музея еще в полном разгаре. Но уже сегодня можно видеть, сколь грандиозным и внушительным будет новое здание, которое помимо самой Сферы включает в себя еще и фондохранилище и павильоны Военно-морского и Образовательного центров.

— Работы очень сложные, – рассказывает директор музея, – большинство конструкций, те же дугообразные колонны, стеклопанели и прочие строительные элементы изготавливаются по индивидуальным заказам и доставляются из разных регионов России. Да и сама форма здания уникальна, ей нет аналогов, по крайней мере, в нашей стране. Особенно сложно было определиться с рисунком на поверхности шара, который наносился на 1200 стеклянные панели. Мы опробовали множество вариантов, как изобразить океаны, материки так, чтобы в целом получилась планета Океан такой же, какой мы видим ее из космоса. Для этих целей использовали специальное стекло роял-блю с магнетронным напылением. На него специальным красителем наносились и океаны, и материки, и облака.

Небольшая экскурсия по стройплощадке уже сегодня дает достаточное представление о том, как новое здание будет выглядеть, когда откроется для посетителей. Дорога эта была долгой, тернистой, но на этом пути музей пополнился и новыми кораблями, и новыми зданиями, павильонами. А главное – он приобрел славу. Ведь сегодня многие приезжают в Калининград ради того, чтобы посетить единственный в стране Музей Мирового океана, увидеть легендарные корабли науки, приобщиться к тайнам Нептуна.

Когда-то, в далеком уже 1985 году, тогда еще совсем юная, недавняя выпускница Калининградского университета, Светлана Сивкова, директор существующего только на бумаге Музея Мирового океана, увлеченно рассказывала мне — журналисту о необходимости сохранить для потомков легендарный корабль «Витязь», о том, каким она видит будущий музей, сколь важен он для всех нас. Многие тогда считали ее просто фантазеркой, мечтательницей, максималисткой. Но сегодня Музей Мирового океана существует, развивается, это один из самым популярных и посещаемых музеев в нашем городе. Он рос и совершенствовался у нас на глазах. Так что, как выяснилось, Светлана Сивкова не просто мечтатель. Все, и даже больше того, о чем мы говорили тогда в 1985 году, она сумела реализовать. И сегодня мы с нетерпением ждем, когда откроется главный корпус музея и над всем флотом, выстроенным вдоль музейного причала, взмоет ввысь гигантская сфера Планеты Океан.

Вячеслав Каминский

Оставить комментарий

  • Расширенный поиск

    0 руб. до 50 000 000 руб.

    Дополнительные параметры
  • Ипотечный калькулятор