Результаты вашего поиска

По новой улице с оркестром!

Опубликовано michail на 11.01.2017
| 0

Калининградцы свой город любят. Судя по всему, полюбили его и молодые архитекторы из екатеринбургской компании «ПрофГеоПроект», которые на последнем градосовете уходившего года представили свой проект обновления проспекта Мира.

Проект действительно «проф» — коллеги-архитекторы, входящие в градосовет Калининграда, аплодировали ему от всей души еще на первой презентации.

Своего мнения они не изменили и в этот раз – когда город принял его окончательную версию. 400 часов молодые архи потратили на проникновение не только в историю – в душу проспекта. И в конечном продукте видится окрыленность, вдохновение, удовольствие молодых профи, открывающих нам «забытую мелодию для флейты», которая наполнит привычное пространство.

Такие проекты нынче редки – пожалуй, в последние лет десять ничего столь же вдохновенного нам не предлагали. По словам главного архитектора города Вячеслава Генне, проект реконструкции проспекта Мира не уступает по значимости проблеме Королевского замка.

Если — или когда?

Если (или когда) этот проект материализуется, весь Калининград будет гулять по новой улице, где все устроено для радости жизни.
Красиво – это лишь одна сторона луны. Другая – проспект становится дружественным для горожан пешей версии: по нему приятно пройтись, на нем приятно встречаться, общаться, по сути, он создает новые отношения между городом и людьми, а также между самими людьми.
Где пространство становится мертвым? Почему именно на этом отрезке образуются пробки и происходят аварии? Почему здесь скопилось столько рекламного мусора? Надо исправить! Наконец, неплохо бы вернуть утраченные деревья – ту самую липовую аллею, которая исчезла в процессе расширения проспекта. Ничего хорошего это расширение не дало, создав мертвые пространства, пустоту.

Архитекторы предложили сделать ручей, протекающий по зоопарку и Центральному парку общественным пространством. И не прятать его в трубы, а очистить и благоустроить берега, приспособив их для променада и отдыха.
А вместо пустующей площадки перед стадионом «Балтика» устроить уютное, зеленое пространство для общения – с шезлонгами, открытым кафе, — в Вене есть похожее, и люди с удовольствием проводят там время.

Проектанты не поленились вникнуть во все детали – даже пригласили местного дендролога, и вместе с ним прошли по всему проспекту и выслушали, что нужно оставить и что посадить. В конце концов, архитектор не может знать все, — для этого существуют узкие специалисты.
А «самый исторический» кусок проспекта – где начиналось пространство Амалиенау (перекрестки с улицами Красной, Карла Маркса, Энгельса и с проспектом Победы) – вымостить брусчаткой. Правда, брусчаткой современной, не создающей помех коляскам и каблукам, но привносящей элемент аутентичности.

По мнению руководителя проекта Александра Сабируллова, необходимо расставить основные акценты:

— Мы снимали транспортный поток на перекрестке на видео, подсчитывали количество автомобилей и общественного транспорта, определяли, где случаются пробки, запрашивали в ГАИ количество аварий и где они происходят. То есть, старались учесть все тонкие моменты и, где возможно, исправить. Необходимо изменить профиль улицы, уменьшив проезжую часть везде, где это возможно в пользу пешеходов, с выделенными полосами для движения общественного транспорта и для велосипедистов.
Двух полос – как показывает мировой и европейский опыт, — для автомобилей вполне достаточно. Полоса определенной ширины лучше упорядочена, и в любом случае это лучше, чем когда автомобилисты выезжают на трамвайные пути и на разметку, — гораздо эффективнее и меньше аварий.

Что до «декора» — фонарей, урн, ограждений, етс., — то это все на усмотрение заказчика и в соответствии с его бюджетом. Идеальный вариант – восстановить такие же фонари, какие стояли в Кенигсберге. И в зависимости удаленности от центра применять для ограждений кованые изделия.

По фасадам зданий вдоль проспекта были разработаны варианты капитального ремонта 36 зданий. И по ним тоже были проведены исследования — довольно сложно было вычленить основной их стиль: бывшие здесь довоенные здания перестраивались, множились наслоения, на немецкую архитектуру накладывались элементы сталинского неоклассицизма.

— В общем, решение зависело от того, каких черт больше, — отталкиваясь от них мы и определяли, в каком направлении работать, какие добавлять элементы, чтобы подчеркнуть особенности того или иного здания. Что касается цветовой гаммы, то по черно-белым фотографиям о ней судить трудно, поэтому была разработана своя гамма – в начале беж, а к концу проспекта – рыжая.
Впрочем, еще предстоит расчистить место для преобразований: на взгляд авторов проекта, нужно убрать все столбы, киоски и выезжающие на тротуар «порталы» магазинов, которые мешают движению пешеходов.

Глаза боятся – руки делают

Ольга Хохлова, архитектор из екатеринбургской проектной группы, подтвердила, что ее команда работала параллельно с экспертным сообществом Калининграда, все замечания, сделанные на первом обсуждении градосоветом, были учтены, презентованный перед новым годом интеллектуальный продукт был воспринят калининградскими архитекторам лояльно – «без радикальных замечаний».

— Правда, спор вызвал вопрос сохранения «Балтики» — нужен ли такой портал с фонтаном, или нет. Впрочем, единой точки зрения достигнуто не было. Противоречивые мнения высказывались и по поводу площади цветов: то ли все снести, то ли оставить наши предложения, еще не решено — как и вход в Центральный парк.
Вот три площадки, которые вызвали дискуссию.

Но в рамках договора работа завершена – далее заказчик сам определится с объемами и сроками – в соответствии с доступными средствами.
По мнению экс-главного архитектора Александра Башина (под занавес не удержавшегося, чтобы не подрезать крылья екатеринбуржцам), проект не соизмерим с бюджетом, однако Ольга Хохлова напомнила, что это уже не проблемы архитектора – скорее заказчика. Но если учесть, что проспект не ремонтировался десятилетиями, то цена обновления в любом случае не так и высока, — тем более, что воплотить его можно не сей момент, а с чувством, толком, расстановкой. К тому же многое зависит о поставщиков, выбора материалов.

Артур Крупин, глава комитета по архитектуре и строительству, полагает, что все решается в процессе работы.

— Разработчики справились с заданием, что до элементов городской мебели, то это основа для дальнейших проработок, — впоследствии некоторые декоративные элементы, такие как ограждения, освещение, а также связанные с отдыхом и общепитом, будут дорабатываться.

Деньги?

— Вряд ли можно реализовать этот проект на средства городского и областного бюджета. Поэтому мы будем стремиться получить деньги из бюджета федерального, — приоритетный проект по формированию городской среды в рамках утвержденного правительством нацпроекта «ЖКХ и городская среда» утвержден, а в ближайшее время мы надеемся увидеть критерии отбора архитектурных проектов и градостроительных концепций. Думаю, что после этого все наши наработанные за три года проекты, включая и проект реконструкции проспекта Мира, мы постараемся включить в эту программу.

Специалисты КАиС и подведомственных учреждений, которые выполняют функцию заказчиков, займутся конкретной проработкой каждой территории и подготовкой документации для включения в приоритетный проект.

Поддерживает Артур Крупин и идею «сужения» проспекта для автомобильного движения:
— Конечно, мы должны стремиться к тому, чтобы создать устойчивые пешеходные связи и реализовать новые пешеходные маршруты. Растет потребность и в создании велосипедных дорожек — так что нужно работать на ее опережение.

Со времени в связи с работой над архитектурными проектами появилась тенденция к сужению проезжей части улично-дорожной сети, и, конечно же, это стремление оправдано – как элемент комфортной среды. Но прежде чем эти радикальные решения реализовывать, необходимо создать какие-то запасные въездные-выездные пути для того, чтобы тем, кто предпочитает (или вынужден) перемещаться по городу на личном автомобильном транспорте, обеспечить доступ к любой точке города.
Если говорить о проспекте Мира, то, наверное, через какой-то промежуток времени мы сможем сузить проезжую часть и до одной полосы, но для этого необходимо создать подъездные пути по периметру города, чем, собственно говоря, мы и занимаемся, правительство Калининградской области успешно и поэтапно реализует реконструкцию Южного и Северного обходов. Поэтому когда эти мероприятия будут выполнены и благодаря им можно будет попасть в любую точку города, минуя центр, тогда уж можно будет уходить от интенсивного автомобильного движения в пользу пешеходного и велосипедного.

Одобрил глава КАиС и возвращение зеленой аллеи на проспекте Мира:
— Отличная идея – мы ее будем поддерживать. Но для этого необходимо подобрать территорию. Сейчас эти предложения не привязаны к информации о землепользователе: может быть, потребуется расторгать договоры аренды земельных участков, переносить какие-то стационарные торговые объекты, возможно, даже производить изъятие… За все годы существования города Калининграда и его жизнедеятельности, конечно же, складывались какие-то имущественные права, — с ними надо очень аккуратно работать. Плюс — инженерные коммуникации. А территории, которые предложены архитекторами, на предмет подземных коммуникаций пока еще не изучены.
Но все эти проблемы решаются, — обычная текущая работа.

Поддержим? – Конечно!

Главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне считает, что задача городского менеджмента — сопроводить начинания.
— С покрытиями и фасадами в новом году у нас сумасшедший объем работ по капитальному ремонту… Первое – фасады, затем – благоустройство. Все это мы сейчас формируем, выставляем на сайт, передаем в комитет городского хозяйства, а там ее пытаются интегрировать с помощью окружного совета и депутатов по этому округу в такие программы, как «Мой двор» и «Городские тротуары». Позитивный результат уже проявляется – на Комсомольской, Леонова, в центральной части. Рекомендации авторов проекта мы будем учитывать.
Далее градостроительный аспект — кукольный театр (он же кирха Королевы Луизы). Он как-то визуально выпал из общего ряда, и там нужно либо сместить забор, либо совсем его убрать и перед кукольным театром, как перед объектом культурного наследия, сформировать площадь. Будет хорошо, даже если просто убрать рекламу, которой залеплен весь вход (кстати, надо еще ревизию провести – у кого заканчивается договор – не продлевать).
Такие революционные проекты и двигают градостроительство.

Поддерживает проект и отец-основатель «Сердца города» Александр Попадин:

— Это действительно ударный проект. Перспективный. Имиджевый. Проект, который может быть репрезентативным для мэрии Калининграда. На мой взгляд, выиграла качественная команда. Сначала мы думали: ну, что там могут понимать ребята из Екатеринбурга в нашем Калининграде? Но то, как они подошли к проблеме – провели исторические исследования, социологический опрос, — для меня сейчас является откровением: наконец-то кто-то это сделал, и удивительно, что сделали не калининградцы, а приезжие из России… а мы тут сидим в сторонке. Тот методический подход, который они продемонстрировали, на мой взгляд, — образец для остальных проектировщиков, как надо проектировать – вот, пожалуйста, вам методика.

То, что эта концепция должна разбиваться впоследствии на какие-то зоны и проектироваться в рамках экономических возможностей, это совершенно очевидно, но все же теперь есть стратегия, есть представление о цельности и есть видение, как этот прекрасный участок нашего города можно улучшать с каждым годом. И через какие-нибудь десять лет у нас может оказаться прекрасный результат.

Чтобы всем было хорошо

Проект имеет все шансы вписаться в федеральную программу по комплексному благоустройству населенных пунктов с населением более тысячи человек, которая начинает действовать с этого года. Если его поддерживает столько народу – включая архитектурное сообщество, городские власти и просто горожане – это не просто мечта.
Но и другим венам и артериям Калининграда предстоит пережить глубокую чистку и обновление. Так, например, идет работа над Ленинским проспектом – не с тем, чтобы его «исторически усугубить», но облагородить приятными глазу фасадными одеждами, «навострить» крыши (выше стропила, плотники!), завести на них мансарды, заменить шуршащий шифер на достойную черепицу, поменять оконные переплеты… И непременно вымостить пешеходную часть.
Замах, бесспорно, не дешевый – многие общественники опасаются, что дело кончится холостым выстрелом: громко, но без последствий.

И, конечно, перемены потревожат тихую заводь пятиэтажек. Часть обитателей Ленпроспекта в ужасе от обещанных перемен – им страшно подумать о строительной какофонии над головами и неудобствах тротуарной революции. А уж замена окон! Вспомним, как противились подобной перспективе жители домов над Второй эстакадой: пусть плохо, пусть шумно и неэнергоэффективно, зато без хлопот и неудобств, сопряженных с переменами.

Нет революции без крови и реконструкции без обломков старого – все это надо как-то пережить.
Зато потом мы будем гулять по обновленной улице.

И всем будет хорошо.

Елена Чиркова

Оставить комментарий

  • Расширенный поиск

    0 руб. до 50 000 000 руб.

    Дополнительные параметры
  • Ипотечный калькулятор