Результаты вашего поиска

Требуйте перерасчет!

Опубликовано michail на 17.08.2017
| 0

Сегодня директор ООО «Арбитражный поверенный» Оксана Романовна БУЦЕНКО в рубрике «Правовая инструкция» расскажет, как правильно требовать компенсацию морального вреда при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.

— Когда можно потребовать компенсацию?

— В новом Постановлении Пленума Верховного суда РФ, которое посвящено разбору вопросов, возникающих в судебных разбирательствах в связи с оплатой комуслуг и жилого помещения, сделано напоминание, что при нарушении прав потребителей коммунальных услуг они могут защищать свои права в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Причем в случае предоставления некачественных услуг, в том числе с перерывами, граждане не только должны платить меньше или вообще не платить, но также должны требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда (п. 21 ПП ВС РФ № 22 от 27 июня 2017 г., ч. 4 ст. 157 ЖК РФ и п.п. 33, 148.24, 149 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).

Для подтверждения того, что услуги были некачественными или не были оказаны, можно использовать не только акт, составленный с участием исполнителя коммунальной услуги, но и другие доказательства согласно ГПК РФ (свидетельские показания, аудио- и видеозаписи, заключения эксперта и др.) (п. 22 Постановления).

Также граждане вправе заявить требования о выплате неустойки, штрафа и пени в случаях, предусмотренных п. 157 Правил № 354:

— несвоевременное предоставление услуг;

— превышение допустимых перерывов в предоставлении услуги согласно Приложению 1 к Правилам;

— нарушение параметров давления холодной и горячей воды, а также газа;

— нарушение параметров напряжения и частоты в электросети;

— низкая температура отопления жилья;

— незарегистрированное в аварийно-диспетчерской службе сообщение о каких-либо нарушениях в связи с предоставлением комуслуг.

— Как возместить моральный вред?

— Требование о компенсации морального вреда может быть заявлено независимо от того, были ли причинены гражданину какой-либо имущественный вред и убытки (п. 155 Правил № 354). Согласно разделу 10 Правил № 354 для подтверждения факта оказания некачественных услуг или их не оказания, гражданин должен сообщить об этом исполнителю услуг, потребовать проведения проверки и составления акта. В какой бы форме ни сообщалось об этом в аварийно-диспетчерскую службу, обращение должно быть зарегистрировано. Для этого нужно узнать ФИО сотрудника, принимающего обращение, а также представиться самому и назвать адрес, по которому произошло нарушение и вид коммунальной услуги. Сотрудник сообщает номер, под которым зарегистрировано сообщение и время его регистрации (п. 106 Правил).

Проверка должна быть проведена в течение 2 часов, другое время должно быть согласовано с потребителем (п. 108 Правил). Если это условие было нарушено, либо до службы не дозвониться, гражданин может сам составить акт проверки качества. Подписать такой акт должны еще два потребителя услуги и председатель совета МКД (либо председатель товарищества, кооператива) (п. 110.1 Правил). Дата и время, которые считаются началом предоставления некачественной услуги, могут устанавливаться по-разному в соответствии с п. 111 Правил. До обращения в суд можно направить претензию исполнителю услуг, и если он не удовлетворит требования добровольно до подачи иска в суд, это позволит требовать взыскания в пользу потребителя штрафа на основании п.6 ст. 13 Закона РФ «О Защите прав потребителей» в размере 50 % от присужденных сумм. При необходимости обращения в суд, иск оформляется по ст. 131-132 ГПК РФ, при цене иска до 1 млн руб. не облагается госпошлиной (ст. 333.36 НК РФ).

— Как связаны право на компенсацию морального вреда и на перерасчет?

— Право компенсации морального вреда может возникать и в отсутствие права на перерасчет услуги. Например, установленное в п. 5 приложения № 1 допустимое отклонение температуры горячей воды на 5°С ночью и 3°С днем не действует при определении требований к качеству горячей воды, а применяется лишь в связи с условиями и порядком изменения размера платы за коммунальную услугу (Решение ВС РФ от 31.05.2013 по делу № АКПИ13-394). Поэтому при оценке качества услуги по горячему водоснабжению каких-либо отклонений от установленного СанПиН температурного режима не допускается. Температура воды, подаваемой к кранам и смесителям, должна быть не менее 60°С. То есть, если отклонение находится в рамках, установленных Приложением 1, у потребителя нет права на перерасчет платы, но все равно требование к качеству нарушено и есть право требовать компенсацию морального вреда (см. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 01.04.2015 по делу № 33-2729/15).

— Когда возникает право на перерасчет?

— Основания возникновения права на перерасчет за услуги ЖКХ предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»:

— временное отсутствие потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) квартирными счетчиками (раздел 8 ПП РФ);

— предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (раздел 9 ПП РФ);

— изменение способа оплаты услуги по отоплению (перерасчет производится в I квартале года, следующего за годом, в котором был изменен способ оплаты (п. 42 ПП РФ);

— занижение потребителем показаний счетчиков, выявленное поверкой (перерасчет осуществляет исполнитель услуг, а также направляет требование о внесении доначисленной платы, а если потребитель переплатил — уведомление о размере платы, излишне начисленной потребителю, при этом излишне уплаченные суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов (п.61 ПП РФ);

— неисправность счетчика или повреждение пломбы по истечении срока поверки (расчет осуществляется по среднемесячным показаниям прибора учета по п.59 ПП РФ, а по истечении срока, указанного в п.59 по п.60 ПП РФ — с использованием нормативов, и если потребитель предоставлял показания такого прибора учета, исполнитель осуществляет перерасчет (разделы 6,7 ПП РФ);

— искажение показаний вследствие несанкционированного вмешательства в работу счетчиков или подключения (перерасчет производится на основании соответствующего акта за период не более чем 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено нарушение (п. 62 ПП РФ);

— пользование жилым помещением временно проживающими потребителями при отсутствии индивидуальных или квартирных счетчиков (см. п.п. 32, 56, 57 ПП РФ), при этом оплата должна производиться постоянно проживающим потребителем до даты установления счетчика или прекращения проживания временных потребителей, что отражается в письменном заявлении исполнителю, но не ранее даты получения такого заявления.

— Как потребовать перерасчета в случае временного отсутствия потребителя услуг?

— Перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя по месту проживания предоставляется только в отношении тех услуг, на которые не установлен счетчик. Временным является отсутствие более 5 полных календарных дней подряд, причем в этом периоде не учитываются день выбытия и прибытия в жилое помещение (п.90 ПП РФ). Перерасчет не производится в отношении услуг по отоплению и газоснабжению, а также услуг на общедомовые нужды (п.п. 86, 88 ПП РФ). Исполнитель услуг должен представить результат перерасчета в течение 5 рабочих дней после получения соответствующего письменного заявления. Заявление подается до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания (п. 91 ПП РФ). Если потребитель планирует отсутствовать более 6 месяцев, по истечении этого срока он должен подать новое заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие временное отсутствие и его период (см. п.94 ПП РФ).

— Как потребовать перерасчета за услуги ненадлежащего качества?

— При перерасчете за услуги ненадлежащего качества и (или) предоставленные с перерывами, превышающими установленную продолжительность (р.9), должны учитываться нормы Приложения 1 ПП РФ. Факт предоставления таких услуг необходимо зафиксировать, чтобы в случае обращения в суд были доказательства (см. раздел 10 ПП РФ). С этой целью потребитель должен устно (по телефону) или письменно уведомить аварийно-диспетчерскую службу исполнителя услуг (п. 105 ПП РФ). Если сотрудник службы не представился, то перед тем как сообщить сведения о себе и возникшей проблеме, необходимо уточнить его ФИО. Гражданин также обязан представиться, сообщить точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой услуги. После этого сотрудник службы должен назвать номер, за которым зарегистрировано сообщение, и время его регистрации (п. 106 ПП РФ). Нарушение качества услуги подтверждается составлением акта. Дата и время начала и окончания предоставления услуги с нарушением качества определяются по правилам п. 111, 112 ПП РФ. Перерасчет производится за этот период. Во всех случаях подачи заявления о перерасчете гражданин вправе приложить свой вариант перерасчета.

— Куда обращаться при отказе в перерасчете?

— Отказ потребителю в осуществлении перерасчета платы за коммунальные услуги за период при наличии оснований является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ. В этом случае гражданин вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и в суд с иском по основаниям, указанным в Постановлении Правительства РФ № 354 и ст. 13, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей». Иск оформляется согласно ст. 131-132 ГПК РФ. Требования о перерасчете – требования неимущественного характера, не подлежащие оценке (о признании незаконным начисления платы за коммунальные услуги и возложении на ответчика обязанности выполнить перерасчет задолженности). В случае утверждений истца об излишней уплате, эта разница не входит в цену иска, не предъявляется ко взысканию (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 09.02.2016 по делу № 33-879/2016). Требования подлежат рассмотрению в районном суде, но иногда в судебной практике встречается позиция, согласно которой требование о перерасчете — имущественное, и при цене иска до 50 000 рублей подсудно мировому судье (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 17.04.2014 по делу № 33-2985/2014).

За любыми консультациями и правовой помощью вы можете обращаться в ООО «Арбитражный поверенный» по адресу: Калининград, ул. Младшего лейтенанта Ротко, дом 2, офис 13 б.

Тел.: 8 (4012) 63-13-40; 8-906-216-74-71.

Сайт: www.арбитраж39.рф

e-mail: arbitrag-39@mail.ru

Оставить комментарий

  • Расширенный поиск

    0 руб. до 50 000 000 руб.

    Дополнительные параметры
  • Ипотечный калькулятор