Результаты вашего поиска

Улица Фрунзе: не навредить, но и не бросить

Опубликовано michail на 08.06.2017
| 0

Версия жителей Фрунзе

Инициативная группа горожан, выступающая за «бульварное» преобразование улицы, изучала движение машин и настроение жителей улицы. Следы былой красоты одной из улиц Кенигсберга окончательно не стерты.

Список ценностей не так чтобы велик, но дело ведь не в количестве. Это 300 вековых и просто взрослых деревьев, среди которых есть роскошные дубы (например, у Дома слепых) и каштаны. Деревья образуют зеленый коридор.

Многие из опрошенных горожан хотят, чтобы и впредь здесь оставалась зеленая зона, появился пешеходный бульвар. Чтобы улица Фрунзе стала рекреационной зоной.

На Фрунзе сосредоточены 15 социальных объектов: школы, университет, музыкальный колледж, санэпидстанция, УФМС, женская консультация, администрация Ленинградского района. Всего с улицей Фрунзе связаны интересы 10 тысяч калининградцев.

Проблемы Фрунзе такие же, как у не «показательных» улиц Калининграда: мало карманов и остановочных павильонов, разбито покрытие парковок и дороги, после упразднения трамвайных путей идет разрушение культурного ландшафта, нет благоустроенной дворовой территории, вход в жилые дома со стороны проезжей части (тут же и мусорные контейнеры), беспорядочные парковки и — само собой разумеется — неотреставрированы фасады памятников.

При всем при том, движение в центр и из центра по утрам, как утверждают общественники, свободно (с чем далеко не все автомобилисты согласятся). Свободно и вечером, а вот днем — пробки, причиной которых, — считают граждане, — новостройка на перекрестке у Дома быта, резко сузившая проезд.

Предложения инициативной группы, поддержанные жителями улицы — запрет грузового транспорта, устройство полосы реверсивного движения, карманов для остановок общественного транспорта и велодорожки, а в перспективе — возвращение трамвая.

На взгляд профессионала

Как видит проблему архитектор Сергей Лебедихин (к слову, — последний «главарх» Калининграда доперестроечной эпохи)?

— Если приступать к преобразованию улицы Фрунзе, то системно, наверняка, — утверждает он. — И начинать, думаю, нужно с таксации зелени — там есть хорошие деревья, которые обязательно нужно оставить. А после этого уже разработать ряд вариантов трансформации. И работать надо со всем пространством насквозь — от часов на улице Шевченко до Литовского вала, откуда начинается улица Гагарина. То есть, брать в разработку весь кусок и делать сразу несколько вариантов. Потому что если взять отрезок от Грига до Литовского вала, то там у нас много хорошей зелени, которую необходимо сохранить как оазис. А потом уже надо смотреть, с какой стороны его будет обтекать движение, так как на этом отрезке протянулась большая парковка перед длинным жилым домом, и нужно еще подумать, как ее привести в порядок, сохранив при этом зелень.
Далее, если рассматривать отрезок Фрунзе от улицы Грига до 9 Апреля, то там расклад несколько иной: такого зеленого массива, как в районе Литовского вала, там нет — лишь отдельные деревья, зато старые, ценных пород. Там же и краснокирпичная санэпидстанция, — ее тоже нужно учитывать…

Здесь же расположены торговые павильоны, вставленные в пешеходную зону — их нужно либо трансформировать, либо убрать.
Далее расположено здание Кройцаптеки. Прямо перед ним проходит движение транспорта, — это очень неудобно, и если всерьез заниматься трансформацией, то проезжую часть, — в каком бы виде они ни была, — желательно убрать, переместив ее хотя бы в глубину. Пусть получится не прямая стрела, какой всегда была улица Фрунзе на этом отрезке, а немного извилистой. Это, кстати, было бы и хорошо, так как способствует снижению скорости движения транспорта, а для сосуществования бульвара и проезжей части такое деликатное ограничение скоростей было бы совсем не лишним.

Возвращаясь к сказанному, повторю, с чего начать: это четкая фиксация того, что есть и что необходимо оставить, для чего провести подробнейшее исследование всех пешеходных и транспортных связей, которые существуют на сей момент, и разработка нескольких вариантов решений — для публичного обсуждения.
А совсем убрать транспорт из этой зоны, как хотят жители Фрунзе, — считаю делом нереальным: с одной стороны, у нас здесь расположено жилье, а жилье не может обойтись без возможности подъезда к нему. Это и скорая помощь, и пожарная, да и проезд должен быть хотя бы для того, чтобы просто подвезти мебель, etc. Зона подъезда обязательно должна быть, так как загонять движение во дворы — значит, свести на нет комфорт и безопасность для детей, которые там играют. Убрать же подъезд и оставить только бульварное пространство — нереально. Оптимальное решение — оставить движение параллельно бульвару, но продумать вопрос скоростей. Фрунзе не должна быть скоростной магистралью, но и возможности убрать транспорт совсем я не вижу.

Кроме того, остается проблема автостоянок: жилья здесь много, а достаточных парковочных мест — увы. Чтобы не создавать загромождения транспортом на плоскости, можно предусмотреть устройство многоярусной автостоянки на месте старого таксопарка. Тогда она вберет в себя массу машин. Прорабатывая эту зону, надо посмотреть, где еще можно было бы воткнуть многоярусную парковку, тем самым разгрузив пространство для бульвара, а не просто загонять транспорт во дворы. Конечно, не без того, чтобы оставить какие-то оперативные или гостевые парковки, но так, чтобы основная масса запаркованных машин была организована в одном месте.
Прорабатывая варианты трансформации, нужно предусмотреть сохранение зелени и старинных фасадов.

Как будет решаться вопрос восстановления здания Кройцаптеки? Проекты были интересные, однако носили скорее рекомендательный характер. Особенно тот, где здание представляет собой стеклянный куб с нарисованным фасадом. Вполне возможно, что будет принято компромиссное решение, — отдельные проработки хороши, но чтобы взять и сразу вот в таком виде воплотить… не уверен, что это следует делать: на градосовете я говорил, что проект нужно брать вместе с проработкой окружающего пространства, того же бульвара, проезжей части, озеленения. То есть, чтобы красивый фасад имел еще и красивый зеленый партер, — так гораздо интереснее. В представленных же работах авторы занимались локально только зданием — ни в одном варианте не было и намека на проработку окружающего пространства.

Помимо Кройцаптеки есть еще музыкальный колледж, санэпидстанция, дом слепых, — и над пространством вокруг них тоже надо решить грамотно, комплексно прорабатывая территорию насквозь от улицы Шевченко (где часы установлены) до улицы Гагарина. Сейчас кусок Фрунзе рядом с Домом быта зажали, и зажали прилично, и как выстрелить в этом месте, — нерешенный вопрос. Там не здорово. И если уж заниматься Фрунзе, то обязательно уделить самое серьезное внимание этому проблемному куску.
Проблема действительно серьезная. Раньше в этом месте был Дом быта и шайба демонстрационного зала. На тот момент было бы проще решить транспортный вопрос: шайба лишь слегка суживала движение на небольшом отрезке. Сейчас, когда вместо шайбы прорастает стакан по типу светлогорского, да еще в наглую влезший на улицу, ситуация усложнилась — сужение дороги идет по всей длине. А тут еще здоровенный пристрой от стакана в сторону музыкального колледжа (который, к слову, нигде не обсуждался — ни публично, ни на градосовете, — никто этой части проекта в глаза не видел). А с этим надо что-то решать. Это ошибка.

У нас была хорошо простреливаемая улица — от садика Гофмана в районе Энергосбыта, с рекреационной зоной вокруг Нижнего озера, с аркой между демонстрационным залом и Домом быта, — все это плавало в зелени, и легко можно было бы распределить и транспортные, и пешеходные связи, можно было пройти и здесь, и там. А сейчас все заблокировано, привычные пешеходные тропы отсечены. Зоны от улицы 9 Апреля до Литовского вала — один блок, достаточно широкий, за которым следует узкое горлышко, вытекающее в сторону озера. Проблема усложнилась, решить ее тяжело — но надо.

Взгляд с птичьего полета

Как смотрят на проблему Фрунзе в администрации города? В общем-то далеко не так антагонистично, как кажется неравнодушным гражданам, но и далеко не так радикально, как мечталось патриотам улицы. Вот список мероприятий из программы комплексного развития транспортной инфраструктуры калининградской городской агломерации на период 2017-2025 гг.: обустройство пешеходного перехода, установка светофорного объекта, снижение скоростного режима, установка информационных щитов «Опасный участок дороги», установка пешеходных и барьерных ограждений, ремонт проезжей части, нанесение горизонтальной дорожной разметки, устройство остановочных пунктов общественного транспорта, установка Г-образных опор со знаками «Пешеходный переход». В том числе запланирован ремонт покрытия проезжей части ул. Фрунзе протяженностью 1,12 км на сумму 15,796 млн рублей.

Как видим, мероприятия действительно многого не решают. Но так и не все градостроительные документы уже подписаны и приняты как руководство к действию. Тем более, что у города денег на них все равно нет. Впрочем, также, как и у общественников.

Елена Чиркова

Оставить комментарий

  • Расширенный поиск

    0 руб. до 50 000 000 руб.

    Дополнительные параметры
  • Ипотечный калькулятор