Результаты вашего поиска

В воде брода нет

Опубликовано michail на 29.06.2017
| 0

Мосты Кенигсберга-Калининграда – особая тема: древнейшее инженерное сооружение со временем обнаруживает свойства, переходящие в область искусства и философии и далее – в область культурного наследия.

Захватывающее зрелище – закаты, особенно если ими любоваться с моста.

Естественно, его функция – соединение двух берегов и обеспечение непрерывности движения – должна оставаться «нерушимой». Увы. Ничто не вечно. Пришел срок Высокому и Деревянному, ремонт которых тут же сказался на распорядке движения и мироощущении большого числа заинтересованных горожан. И не только с точки зрения на созерцание закатов. Заинтересованные горожане нервничают: проектные сроки повергли их в шок – Высокий обещано сдать в ноябре, Деревянный – в январе 2018-го. Понять их можно – приходится тратить больше времени и бензина. Нервничают и городские власти, тратя еще больше времени и бензина, чем горожане, так как глава города Александр Ярошук то и дело устраивает «на точке» брифинги и совещания, — не сказать, чтобы с кнутом, однако же пульс работ в такие моменты явно учащается.

О наследии

Оба моста – Высокий и Деревянный – имеют свою историю. Еще бы и не иметь, если их начали возводить еще в пятнадцатом веке! Высокий был просто обязан соответствовать названию – его построили в самой низменной точке Преголи, в самом сложном месте, где почва постоянно заболачивалась, и он по определению должен был быть высоким. На тот момент брифинги и совещания «на точке» проводил герцог Альбрехт Бранденбургский. Мост исправно выполнял свою функцию – удобный, прочный, красивый. Востребованный, что даже сподвигло смотрителя моста на постройку заведения под названием «Новая кружка».

Заведение кануло в реку вечности, зато домик смотрителя (возведенный, правда, гораздо позже, в конце девятнадцатого века в стиле неоготики) по сей день вызывает умиление – эдакий привет из прошлого, из года в год тиражируемый в виде одноименных сувениров.

В последнюю войну мост разбомбили, а уж восстановили в холодное лето 1955-го. К сожалению, с сильным отклонением от оригинала.

Мост же Деревянный, являющийся памятником истории и культуры областного значения и упомянутый в «Прусских хрониках» Давида Лухеля, сохранился лучше, впрочем, тоже не в первой версии. Деревянный (собственно, в то время они все были деревянными, — но именно по этому мосту удобно было возить дрова из Альтштадта на Ломзе) старше Высокого едва ли не на полвека. Мост был построен действительно на века и служил исправно до последней реконструкции, имевшей место в 1904 — 1905 годах. В тот раз конструкции из камня и лиственниц были заменены на металлические, причем проектом занимались градостроительные авторитеты – Науманн и Рихте, а над «архитектурными излишествами» — кованой оградой, фонарями и прочими украшениями – работал архитектор Мюльбах. Работы обошлись магистрату в полмиллиона полновесных марок. Доинфляционных. Затем ремонтом моста озаботились в 30-х годах прошлого века, по ходу работ слегка упростив декор. Во время штурма Кенигсберга мост пострадал, и при следующем ремонте декор и вовсе сняли. Правда, осталась красивая кованая ограда.

Эффект отсутствия

Все понимали, что мост давно просит ремонта. Но вот так взять и перекрыть движение еще долго не решались. Год назад глава КАиС Артур Крупин заявлял, что мост необходимо закрыть. Откладывать ремонт в долгий ящик было опасно – нужна была полная замена опор и пролетных конструкций, разводного механизма и съездов, в общем, радикальное переустройство.

Естественно, неравнодушные граждане тут же принялись собирать подписи за сохранение исторического образа, и власти инициативу поддержали – новый проект предусматривал сохранение привычного облика ограды, пролетов и опор, более того – решено было частью вернуть утраченный в прошлом веке декор.
Облик – обликом, но главная трудность – доступ на Остров. Население в 7 тысяч человек оказалось в трудном положении: после закрытия моста добраться домой можно было лишь по съездам со Второй эстакады, плавно переходящих в грунтовую дорогу. Необходимо было и закрытие последней «народной тропы» — пешеходного перехода по мосту.

Но если на Высоком мосту ремонтные работы шли в режиме нон-стоп сутки напролет, — невзирая на протесты граждан, живущих по соседству, — то с Деревянным оказалось сложнее: работали в одну смену, осторожно снимая асфальтовую корку, щадя хитросплетение коммуникаций. До 20 июня пешеходный переход по нему еще действовал, при этом островитяне стенали и жаловались на осложненный доступ, хоть понтонный мост наводи.
Пришлось исправлять проект, приспосабливаясь к реалиям жизни. Последний по дате раунд «на точке» состоялся в прошедшую среду – Александр Ярошук собрал всю труппу – журналистов и экспертов, подрядчиков, заказчиков и проектантов.
— От того, насколько качественно и своевременно будут выполнены работы по ремонту мостов, зависит комфорт многих калининградцев, поэтому проверяю, как идут работы, лично, – объяснил глава города.
На Высоком мосту круглосуточно работают 85 человек, 20 из них ведут работы вечером и ночью. Несмотря на то, что выполняются в позднее время только малошумные работы, некоторые жители домов, расположенных поблизости, жалуются на дискомфорт. Но… «есть принципиальное решение не обращать внимания на жалобы жителей, которые просят останавливать ремонт хотя бы после 23 часов. Жалоб от населения в администрацию поступает достаточно много, однако иного выхода нет, поскольку перед подрядчиком поставлена задача – успеть все закончить к 1 октября».

Могли бы и быстрее, но немало времени потребуется на воссоздание того самого исторического облика. Зато готовы устои, на очереди – монтаж пролетных конструкций.

А вот с «ППЗ», — подземным пешеходным переходом, соединяющим под мостом набережную Ветеранов и Рыбную деревню, — придется подождать, так как процедуру конкурса пока не провели и с подрядчиками не определились.

— Мы планируем открывать движение через мост Высокий в октябре, если не случится ничего форс-мажорного, — добавил Александр Ярошук. — Туннель к этому времени, возможно, не закончат, но он не будет мешать движению транспорта по мосту.

Тем временем

Те, кому не терпится увидеть результат, могут пока отвлечься на качество работ – оные можно наблюдать в режиме on-line на сайте правительства области. Обзор вполне достаточный: камеры установлены на перекрестках улиц Октябрьской, Песочной, Багратиона и сфокусированы на том участке, где в сей момент ведутся работы.
Пожалуй, это видео получит приз зрительских предпочтений. Последует ли за этим приз зрительских симпатий – это другой вопрос.
Пока что строители от пескоструйной очистки поверхности стальных конструкций переходят к грунтовке, укреплению правой пешеходной консоли, устройству дамбы под 4-й опорой, разбирают поврежденную кирпичную кладку и клинкерную облицовку. И стараются закончить ремонт уж точно раньше января – по заявкам трудящихся и настоятельным советам главы города, — судя по тому, что Александр Ярошук лично приведет на место работ приглашенного из Воронежа эксперта — профессора Прокофьева, который обещает посмотреть, как оптимизировать технологии и сроки, — досрочная сдача моста вполне может состояться.

Елена Чиркова

Оставить комментарий

  • Расширенный поиск

    0 руб. до 50 000 000 руб.

    Дополнительные параметры
  • Ипотечный калькулятор