Результаты вашего поиска

Ворота в вечность

Опубликовано michail на 28.09.2017
| 0

К 155-летию Фридриха Августа Штюлера, архитектора, чьи работы действительно открыли для него путь в историю, во Фридландских воротах открыта посвященная ему международная выставка. Да, и Фридландские ворота – тоже его рук дело.

Пока политики занимаются политикой, а экономики – экономикой, хранители истории не только хранят свои сокровища, но и время от времени показывают народу, в чем, собственно, смысл жизни и ее красота. Например, в создании таких памятников, как городские ворота. Конечно, мы их видим каждый день, проходим мимо, но все же стоит однажды (но не единожды) в них зайти. Это и предлагает совместный проект города Мюльхаузена в Тюрингии и нашего калининградского музея «Фридландские ворота» — под руководством доктора Томаса Мюллера, директора музеев Мюльхаузена, и при поддержке Генерального консульства Федеративной республики Германия в Калининграде.

За что

Госпожа Слава обычно предпочитает приходить уже на могилы – дабы осенить своими чарами особо достойных, но в случае с господином Штюлером она нанесла визит гораздо раньше – при его жизни. Талантливый ученик главного придворного архитектора Карла Фридриха Шинкеля, он был отмечен и обласкан королем Фридрихом Вильгельмом IV сразу после смерти учителя, а со временем получил чин тайного верховного строительного советника и должность главы Технической депутации в Берлине. И было за что — мыслил и творил тезка короля, далеко опережая свой XIX век, оставив архитектурные шедевры и не только в Пруссии, но и во многих городах Европы.

Не все из его наследия дожило до неспокойного XXI века – дворец в Яроцине, охотничий замок в Летцлингене, новый университет и ворота в Кенигсберге. Ворота Королевские, Бранденбургские, Фридрихсбургские, Закхаймские, Росгартенские, Фридландские, Штайндаммские и Трагхаймские — любые из этого списка могли стать для мастера билетом в историю, но такая колоссальная коллекция действительно могла принадлежать лишь гению. Правда, два «билета» порвали еще в период Первой мировой – Штайндаммские и Трагхаймские ворота были разрушены, но и остальные – великолепный вклад в искусство архитектуры, недаром их автора почитают одним из самых выдающихся архитекторов европейского классицизма, в творчестве которого нашла отражение и тюдоровская готика.

Королевский замок Кенигсберга неоднократно перестраивали и улучшали, но больше всего уделяли внимания одному из самых неудачных его фрагментов – Залу Московитов, — пока за дело не взялся главный королевский архитектор Штюлер. Правил же его проект сам король, собственноручно. После чего архитектор опять приводил его в божий вид. Но и результат получился, как можно видеть на последних фотографиях, отменным.

Noblesse oblige – королевская тема удавалась мэтру прекрасно. Подтверждает это и здание Национального музея Швеции в Стокгольме: скорее это не музей, а замок, вместивший в себя самую большую коллекцию, начало которой положил король Густав Вазой еще в XVI веке.

Много и ярко

Мэтр был не только талантлив, но и плодовит и работал на износ – только в 1853 году в Кенигсберге по его проектам были построены Росгартенские, Закхаймские, Трагхаймские и Штайндаммские ворота, но не прошло и десяти лет, как за ними последовали двухарочные Фридландские и Бранденбургские ворота, построенные во Втором вальном кольце. Кенигсбержцам особенно нравились Штайндаммские ворота – из желтого песчаника, с венчавшей их статуей короля Фридриха Вильгельма IV и четырьмя гербами. Хороши были ворота – с симметричными гранеными башенками, на которых цвели искусно вырезанные из камня крестоцветы, такими же символами дома Гогенцоллернов, как лилии – для дома Валуа.

Несколько позже – в 1879 году, когда стал застраиваться Хуфен, и транспортный и пешеходный поток в западном направлении обрел объем и плотность, ворота обзавелись вторым проездом и вторым же пешеходным переходом.

В 1912 году в процессе реконструкция вальных фортификаций, дабы расширить Штайндамм для автомобилей, ворота были уничтожены. Пикеты в то время были не в моде, а то бы патриоты Кенигсберга их разрушению непременно воспрепятствовали. Однако ж рационально мыслившие градостроители, сочтя фортификационный шедевр в век дальнобойной артиллерии архаизмом, причем архаизмом весьма непрактичным, предпочли удобство красоте и таки убрали препятствие на пути прогресса.
Та же участь, но двумя годами раньше – в 1910-м — постигла и Трагхаймские ворота, которые бы могли сегодня украшать площадь Победы, но Минобороны Пруссии продало их городу, а город их свел на нет.

Счастливо избегли уничтожения четыре произведения Фридриха Августа Штюлера. Правда, в Росгартенских воротах им был спроектирован фасад, «начинкой» занимались директор фортификационного строительства инженер-гауптманн Ирфюгельбрехт и инженер-лейтенант фон Хайль, скульптором же выступил Вильгельм Людвиг Штюрмер. Но согласитесь, фасад – визитная карточка и лицо ворот, сглаживающий суровый милитаризм укрепительного сооружения. И современные «инклюзы» в виде кафе-ресторана «Солнечный камень» нисколько не мешают им и по сей день украшать площадь Василевского. Горожане могут ими гордиться – они бесспорно красивы, если не самые красивые в городе: семь проемов, увенчанных зубцами, с величественным порталом в центре. Фальш-башни придают всему сооружению оттенок готики, зрительно делая его легче, воздушнее. По обе стороны портала расположены два медальона с портретами выдающихся военачальников — Шарнхорста и Гнейзенау.

То же и с фасадом Королевских ворот: тело сооружения проектировал глава прусского инженерного корпуса генерал Эрнст Людвиг фон Астер, а фасад – Август Штюлер, который привлек к их украшению все того же Вильгельма Штюрмера. В 1910-м о них отсекли валы, освободив место транспортному потоку, а при штурме Кенигсберга они приобрели серьезные шрамы, но три короля – Оттокар, герцог Альбрехт и Фридрих I так и остались наблюдать за перипетиями истории. Первые послевоенные переселенцы не преминули отомстить им «за все», отколов головы, но к юбилею была проведена реанимация, и ворота стали символом города в его 750-летний день рождения.

Похожие истории пережили «Рюкзачные» — или иначе Закхаймские – ворота, служившие в свое время контрольно-пропускным пунктом (их еще называли «мешочными), Фридландские, Фридрихбургские и Бранденбургские. Каждый из этих памятников по-своему замечателен, у каждого свое лицо – в котором проглядываются черты славного мэра Штюлера, любившего свой город, свою страну, и на протяжении всей его жизни старавшегося их достойно украшать.

Елена Чиркова

Оставить комментарий

  • Расширенный поиск

    0 руб. до 50 000 000 руб.

    Дополнительные параметры
  • Ипотечный калькулятор