Результаты вашего поиска

Всех поставили на счетчик

Опубликовано v.kulyabin на 01.06.2016
| 0

В ходе выставки «Городское ЖКХ — 2012» прошли семинары, на которых ведущие специалисты рассказали о тех проблемах, которые существуют в ЖКХ, и о путях их решения

Пробный шар

Как мы уже сообщали, на прошлой неделе в «Балтик-Экспо» прошла первая специализированная выставка жилищно-коммунального хозяйства «Городское ЖКХ-2012».

Подобная выставка в регионе проводится впервые. Планируется, что она будет проходить ежегодно, собирая всё большее количество участников. В этот раз в «пробном» мероприятии приняли участие только калининградские предприятия, однако со временем география представленных организаций будет расширяться.

«В настоящий момент сфера жилищно-коммунального хозяйства находится в стадии реформирования. Государственная политика в данном вопросе направлена на то, чтобы росло качество услуг, снижались цены на них, а также повышалась энергетическая эффективность работы коммунального комплекса в целом, – отметила в приветственном слове заместитель министра строительства и ЖКХ Людмила Пильтихина. – Поэтому сегодня существует потребность в создании различных площадок для обмена опытом, который позволит улучшить жизнь каждого гражданина».

В свою очередь помощник депутата Государственной думы ФС РФ Климент Кан сообщил, что 60 процентов всех поступающих в Госдуму обращений граждан связаны с проблемами ЖКХ. Он выделил два ключевых вопроса, которые стоят сегодня перед коммунальной отраслью. Первый – это капитальный ремонт жилья, 60 процентов которого к 2020 году станет ветхим. Второй – это энергосбережение. В частности, он напомнил, что к июлю этого года во всех многоквартирных домах должны быть установлены приборы коллективного и индивидуального учёта потреблённых ресурсов. Как подчеркнул Климент Кан, эти меры в конечном итоге направлены на улучшение качества и снижение стоимости коммунальных услуг.

Что рассказал московский гость?

Теперь мы все чаще задумываемся даже не над дороговизной ресурсов, а над тем, что доходит их до нас гораздо меньше, чем мы рассчитываем. То вода из крана идет чуть теплая, то батареи не греют, а деньги-то взимаются по полной! Выход здесь только такой – надо самим экономить ресурсы и заставлять это делать ресурсоснабжающие организации. Пусть они тоже несут ответственность за потери в устаревших инженерных сетях. О том, что это вполне возможно, рассказал московский эксперт Бронислав Башкин в рамках семинара для участников первой выставки «Городское ЖКХ».

По услуге и оплата

Бронислав Башкин представил калининградцам отечественное «ноу-хау» — автоматизированную систему общедомового и индивидуального учета всех видов ресурсов. Она контролирует подачу и расход электроэнергии, горячей и холодной воды, отопления, отправляет эти данные для выставления платежей и при необходимости осуществляет их перерасчет. Если, например, температура воды в трубах отопления понижена или повышена сверх нормативов, то плата за такую услугу уменьшится либо вообще взиматься не будет. Показатели приборов системы станут доказательством в суде, который однозначно примет сторону жителей дома и управляющей компании. По словам Башкина, практика показывает, что это экономит собственникам жилья порой до половины стоимости «коммуналки». И это не какие-то единичные случаи. Узлы учета ресурсов (счетчики, регуляторы, программное обеспечение) установлены во многих городах в 56 регионах. Причем система позволяет в режиме он-лайн любому потребителю с собственного компьютера следить за тем, сколько потребила его семья, сколько вышло в целом по дому и во что это в конце месяца обойдется. Для поддержки корректной работы программного обеспечения ТСЖ или управляющая компания могут нанять системного администратора. Но можно пойти уже проторенным путем — многие системы в разных городах страны обслуживаются в едином диспетчерском центре в Москве.

«Возьмем, например, учёт горячей воды в домах, — рассуждает эксперт. — В трубы поступает вода определенной температуры. В системе, кроме прибора учета количества, стоит и прибор учета качества ресурса, то есть — давления, температуры и так далее. Если эти показатели выбиваются за пределы нормы, нарушение сразу фиксируется. И квитанции рассчитываются уже с учетом того, какого качества услуга была поставлена. С теплом у нас происходит так: больше расход или температура в трубе — жарко в квартире, люди открывают форточки, обогревая улицу. И при этом — платят за избыток тепла. Ресурсоснабжающей организации это выгодно: больше потребление — выше платежи. Но если (благодаря учету качества) будет сделан перерасчет, и теплоснабжающая организация не получит денег за некачественную услугу, то в следующем месяце, она, что называется, прикрутит вентиля».

То же самое касается электричества и других ресурсов. Система сертифицирована, и ее показания — и повод для перерасчета, и доказательство в суде. Хотя, по словам Бронислава Башкина, до суда обычно дело не доходит — слишком «железными» аргументами являются выписки, сделанные беспристрастной автоматикой.

Да, возможно, вина за низкое качество услуг состоит не в злом умысле наших ресурсоснабжающих организаций. Имеют место и прохудившиеся трубы, и устаревшее оборудование. Но ведь мы не должны платить за все это. И только система учета позволит нам этого не делать.

Кстати, это система полезна и противной стороне. Ведь ресурсоснабжающие организации порой тоже «плачут», потому что не перевелись еще умельцы, подкручивающие счетчики и способные на более изощренное мошенничество. А система диспетчеризации позволяет фиксировать подобные манипуляции моментально. Например, вода в трубах не может быть все время одной и той же температуры, а меняется один параметр — меняется вся картина на мониторе. Но если один показатель на общедомовом приборе остается неизменным — специалисты видят это и понимают: что-то не так. «Подкручивание» квартирных счетчиков система не показывает, но его можно отследить по разнице цифр между общедомовым потреблением и суммарным потреблением в квартирах.

С точностью до рубля

Вот как выглядит «экономика экономии» на центральное отопление на примере конкретного многоквартирного дома. Три года назад жители дома №2а по улице Аэрологической в Тамбове, объединились в ТСЖ и «сбросились» на организацию «умного дома». Начали с отопления, поскольку это самая большая статья расходов на коммуналку.

Это обычная пятиэтажная, четырехподъездная хрущевка на 80 квартир. Узел учета на отопление с подключением к системе диспетчеризации обошелся товариществу собственников в 225 000 рублей, то есть 2812 рублей 50 копеек с квартиры с рассрочкой в три месяца (937 рублей 50 копеек в месяц). В прошлый отопительный сезон ситуация с оплатой выглядела так. Если бы жильцы по-прежнему платили бы за отопление по нормативу, то за обогрев трехкомнатной квартиры пришлось бы ежемесячно платить 2214 рублей. Итого за год получилось бы 15498 рублей.

Но после установки системы учёта на отопление, стоимость этой услуги снизилась в среднем на 30%. Таким образом, владелец той же «трешки» платил по 1549 рублей 80 копеек в месяц или на 664 рубля 20 копеек меньше. Таким образом, за семь месяцев отопительного сезона удалось сэкономить 4649 рублей 40 копеек. А затратил владелец на установку этого узла учета, «сбросившись» с соседями, напомним, всего 2812 рублей 50 копеек. То есть «умная» система окупилась в среднем за 3 – 4 месяца отопительного сезона и еше 1836 рублей 90 копеек остались у человека в кармане.

Теперь жильцам легко добиться справедливости, если местный аналог калининградской «Теплосети» допускает «недотоп» или «перетоп». Это раньше для того, чтобы доказать, к примеру, что в квартирах холодно, приходилось приглашать комиссию и ждать ее вердикта. Теперь все просто: достаточно взглянуть на график в компьютере — там все параметры зафиксированы – распечатать его и послать в ресурсоснабжающую организацию с соответствующим письмом-претензией.

Кстати, за два года этому ТСЖ удалось выгадать в целом по дому около полутора миллионов рублей. За эти деньги удалось поменять трубы квартирных стояков горячего и холодного водоснабжения, отремонтировать поквартирные электрощитовые, установить многотарифные электрические счётчики, а также провести благоустройство прилегающей территории и детской площадки. А сэкономленные за текущий отопительный сезон финансы тамбовчане собираются пустить на текущий ремонт подъездов и установку видеонаблюдения.

В ближайших планах совладельцев «умного дома» — наладить такую же поквартирную систему учёта и по воде, и по газу.

За чей счет «банкет»?

Разумеется, именно этот волнующий вопрос задали докладчику калининградцы. По мнению Игоря Афанасьевича Маркова, живущего в девятиэтажке на Московском проспекте, власти и так уж много задолжали жильцам, сделав их в эпоху массовой приватизации собственниками квартир в проблемных домах с гнилыми трубами и крошащимися стенами, так почему бы им теперь не помочь людям с установкой приборов учета за счет бюджета. Другие участники семинара тут же недовольно зашикали на пенсионера, — кончилось, дескать, то время, теперь все только за свой счет.

Впрочем, Бронислав Башкин не был столь категоричным. По его словам, в некоторых муниципальных образованиях в «большой России» приняты реальные программы по энергосбережению, и коммуналкой занимаются планомерно, дом за домом оснащая учетными системами, если не полностью за счет бюджета, то на условиях софинансирования расходов с собственниками жилья. Где-то полную систему учета, регулирования и диспетчеризации устанавливают за счет участия в федеральной программе капитального ремонта жилого фонда, где-то полностью оплачивают расходы за счет муниципальных средств, но только малоимущим квартировладельцам. И все же в абсолютном большинстве случаев люди сами решают эти вопросы, но при поддержке заинтересованных коммерческих структур. Так, по информации Бронислава Башкина, и в Калининградский регион могут «зайти» серьезные инвесторы. Одним из них, к примеру, является государственный ВЭБ. В некоторых регионах на основе заключенных с властями соглашений банкиры финансируют приобретение учетных приборов и систем как ресурсо-снабжающими организациями, так и ТСЖ, но – централизованно. Иными словами, кредитование под небольшой процент (ставка рефинансирования ЦБ) возможно только в рамках серьезных региональных программ по энергосбережению. И разумеется, при наличии заинтересованности как со стороны населения, так и со стороны властей. Но пока этого не наблюдается ни с одной, ни с другой стороны. Так что «умный» дом могут завести для себя только самые «продвинутые». И за свой счет.

Но начинать все же придется не со счетчиков и автоматики. Директор ассоциации энергетических предприятий «Энергетика» и руководитель рабочей группы Общественной палаты Калининградской области по вопросам ЖКХ Сергей Шерстюк напомнил землякам местные реалии. «Если прибор учета воды поставить в доме, где дырявые трубы, никакой экономии не получится, скорее наоборот, — заявил Сергей Шерстюк. — Тем же обернется установка прибора учета тепла, если в стенах дома есть пустоты, недостаточно утеплены швы, разбиты окна в подъезде».

Вера БАШКАНОВА

http://www.rynokzhilia.ru, №19, 24 мая 2012 г.

Оставить комментарий

  • Расширенный поиск

    0 руб. до 50 000 000 руб.

    Дополнительные параметры
  • Ипотечный калькулятор