Результаты вашего поиска

Вызов морю — вызов стихии

Опубликовано michail на 16.03.2017
| 0

Остановить море еще никому не удавалось. Его и секли хлыстами (по приказу Калигулы), и резали (когда кто-то придумал волнорезы), но на самом деле идей было не так и много. Застройка побережья — как вызов наступающей стихии. Именно так и выглядит сегодня ситуация в нашей части балтийского берега.

Портовая часть

Пионерскому еще далеко до курортных Светлогорска и Зеленоградска, хотя в свое время были великолепные планы по превращению его в яхтенный парадиз – о том свидетельствуют красивые картинки из рекламных проспектов, пока так и оставшихся прекрасными прожектами.

И все же идея порта – пусть и не такого роскошного, как это видели наши и французские архитекторы, – не умерла. Федеральный «РосМопорт» подхватил падающее знамя надежд, поставив целью все же построить в Пионерском современный порт, куда бы заходили круизные лайнеры. Построить, несмотря на всяческие кризисы, желательно к мундиалю. С мундиалем не вышло — по-любому никак не успеть, но в начале этого года первый шаг – успешное прохождение государственной экспертизы – был сделан. По проекту в Пионерском появятся причалы, где смогут швартоваться красавцы-лайнеры, автомобильно-пассажирские паромы и таможенные терминалы Duty-free. И Пионерский сразу оживет, ломая привычные рамки, обрастая новыми кварталами и подобающей инфраструктурой для приема в сезон 225 тысяч человек, 110 круизных судов, а вне сезона – 312 паромов, которые могли бы перевозить 80 тысяч пассажиров и столько же тысяч грузовых фур. Но все же первым делом должна появиться круизная часть.

Начало за малым – найти инвестора, который бы согласился на частно-государственное партнерство. Но вот с этим не все просто – инвесторы пока не спешат партнерствовать с государством, притом что обустройство порта – с углублением дна, строительством молов и причалов, в общем, всех необходимых гидротехнических и портовых сооружений, прокладку инженерных сетей, и всяческое благоустройство, включая приведение в порядок разбитых улиц Пионерского, оно, государство, берет на себя. Намечена и сумма, в которую выльется все это преображение — почти 7 с половиной миллиардов рублей. Отдельной статьей стоит проектирование и строительство объезда (чтобы 80 тысяч планируемых фур и бессчетное число более мелкого транспорта, обслуживающее 80 тысяч планируемых туристов, не разбили благоустроенных улиц будущего Пионерского). На это потребуется еще, как минимум, миллиард. С партнера же всего-то и требуется, что выстроить морской вокзал, желательно в стиле старой Прибалтики.

Смело, амбициозно и, что греха таить, соблазнительно, особенно в условиях невысоких пока цен на квадратные метры жилья в Пионерском (даже рядом с Президентской резиденцией).

Так – одной ногой в прекрасном будущем и другой — в весьма скромном настоящем — выглядит этот конкретный кусочек янтарного берега.

Конкретно – Янтарный

Янтарный тоже пока еще не курортный рай, но гораздо ближе к нему, чем Пионерский. Но интерес застройщиков к нему явно растет, что обозначает интерес покупателей квадратных метров, возникший несколько раньше.
В Янтарном – прекрасный пляж, появившийся благодаря янтарному комбинату, великолепная роща, примечательное наследство истории и культуры. Все то, из чего может сложиться весьма своеобразный туристический магнит.

Пока что властям городка удается дирижировать его ростом: кварталы и тротуары благоустраиваются, на крыши возвращается изначально приличествующая им черепица, строящиеся дома не скребут небеса, оставаясь в рамках «человеческого размера» — не выше трех этажей в центре. Неприкосновенен до сих пор и Беккеровский парк – строительство в этой зоне сегодня запрещено.

Надолго ли? Обретение комфортной дороги чревато: как только туда проляжет «скатертью дорога», явятся долгожданные туристы, а за ними – удовлетворяющие их растущий спрос девелоперы, которые уж точно не удовольствуются трехэтажным размером и прочими, строго очерченными рамками. А самый-самый привлекательный кусочек с парком Беккера может повторить судьбу Макс Ашманн-парка, вид на который продается гораздо дороже, чем на обычный городской ландшафт.

… и поле Куликово

А дороги непременно возникнут – комфортные, скоростные, по которым хлынут автомобильные потоки. К морю, к Беккеровскому парку, к будущим квартирам воскресного дня, как это произошло со Светлогорском и Зеленоградском. И одна из этих дорог позовет туристов и отдыхающих на поле чудес – в Амберленд. Строительство автомагистрали запланировано на текущий год. Сегодня на это чудесное поле можно попасть, свернув с Приморского кольца в Куликово, потом пересечь железнодорожный переезд, ну а дальше – по тексту: «налево пойдешь – коня потеряешь». Дальше – игорная зона «Янтарная». Рассположено поле действительно удобно – в каких-то 25 километрах от аэропорта Храброво, в 35 – от областного центра, в 15 – от равноудаленных Зеленоградска и Светлогорска и в 7 – от Пионерского.

Идея игорной зоны рождалась долго и мучительно. Своим появлением на свет обязана она запрету в 2009-м на любой игорный бизнес по России, за исключением специальных игровых зон. Таковых в стране, не считая «Янтарной», три – краснодарская «Азов-сити», «Приморская» — в Приморском же крае, и «Сибирская монета» на Алтае.
100 гектаров земли под зону «Янтарная» разыграли в 2014 году. Выиграла их ГК «СТК», дочка «Роял Тайм Групп», намереваясь вложить в строительство 45 миллиардов рублей.

Первый игорный зал – Magic Crystal – застолбил территорию, начав работать больше года назад и открывшись без фанфар и красных ленточек.
Вслед за первой ласточкой должны прилететь и другие: казино и другие игорные залы, бухта и маяк, променад и долгий бульвар, гостиницы и пансионаты, аквапарк и СПА-комплекс, гольф-клуб и бизнес-центр, рестораны и амфитеатр, а также мельница у рукотворного озера, парк, выставочный центр, коттеджный поселок, etc. И, конечно, новые жилые кварталы с детским садом, магазинами, вокзалом и прочими нужными «прилагательными». Причем игорная зона «Янтарная» будет сопряжена с городком-спутником «Амберленд», что в итоге должно перерасти в полноценный городок-курорт вполне европейского типа. Конечно, при условии, что бизнес не пустится строить «экономно», забыв про прибалтийский стиль и человеческий размер. К примеру, в сочинском горнолыжном курорте «Роза Хутор» — не пустился, но хутор строился в режиме ручного управления, причем процесс контролировал сам президент. А вот как соединить шестиполосную магистраль, в соответствии с проектом рассекающую надвое ткань «Амберленда» на игорную и жилую часть, оставив человеческий размер жилых кварталов, – большой вопрос: в небольшом курортном городке вместе с человеческим размером она заведомо предполагает и усекновение тихой уютной атмосферы. Трудно представить, что после СПА-процедур или замечательного выигрыша (или проигрыша) люди будут собранными и внимательными на оживленном шоссе. Возникает и проблема с автостоянками: по проекту в игорной зоне парковочные места занимают едва ли не седьмую часть пространства: 15 гектаров из 100. При том, что парковки будут на поверхности, вся прелесть приморского пейзажа останется в прошлом.

Но тут уж приходится выбирать: либо комфорт и красота, либо экономичность и хоть какая-то доступность. Человеческий размер, как правило, обходится дорого и продается вяло.

Цена победы

Перед самыми выходными в Зеленоградске завершился очередной раунд схватки городских властей со строителями апарт-оте-ля или многофункциональной гостиницы, которую застройщики намеревались поставить во второй линии у моря на улице Пугачева. Зацепкой явился шестой этаж, в то время как по Правилам землепользования и застройки во второй линии полагалось не больше пяти. Не помогло и то, что лишний этаж был бы подземным, да и вместо разрешенных 18 метров высоты застройщик укладывался в 17 с половиной.

В ответ на отказ в разрешении на строительство компания-застройщик («Мидгард») подала в суд на администрацию города, пройдя три инстанции – и таки добилась справедливости во всех трех. И свое разрешение на строительство она получила. Но, как это часто бывает со справедливостью, достижение оказалось призрачным: за тот срок, что был обозначен в разрешительных документах, построить что-либо можно разве что с применением волшебного кольца. Ну а пока победители ищут упомянутое кольцо, власти срочно вносят изменения в Правила землепользования и застройки, благодаря которым вторая линия станет запретной для строительства и перейдет в разряд мест отдыха общего пользования. То есть, в этом конкретном месте можно быть парку и скверам. И все на том.

С одной стороны, власть предержащих и сочувствующее им население понять можно: парк – для души и здоровья. А с другой – желающих отдохнуть у моря больше, чем Зеленоградск может осилить. А это бьет по туризму, который, в свою очередь, создает восьмикратное (против числа туристов) количество рабочих мест. Правда, апарт-отели зачастую превращаются в обычное жилье, пустующее в мертвый сезон и оживающее только по выходным и в период отпусков и каникул. Нельзя сбрасывать со счетов и главный аргумент самих жителей Зеленоградска — к морю сегодня просто так не пройти, все застроено и огорожено. Увы, картина типичная не только для Зеленоградска в частности и России вообще: так происходит повсюду в мире.

К слову, это не первая баталия властей Зеленоградска против оте-льеров. До этого они «дожали» гостиницу «Королева Луиза», пока русский швед-владелец окончательно не опустил руки и не плюнул на безнадежный бизнес в отдельно взятом российском городке. А заведение свое он действительно создал из руин, превратив его в комфортабельный и симпатичный отель «по мотивам» времен королевы Луизы, но вполне современный по части удобств.

Но нельзя не признать тот факт, что застройка «с видом на море», слишком к этому морю приближенная, способствует разрушению береговой линии и наступлению моря. В Зеленоградске побережье застроено на 75 процентов. Бизнес все же пытается удержаться на отступающей суше: владелец ресторанчика «Амбар» ремонтирует свое имущество после каждого сильного шторма и, по-видимому, расходы на его восстановление все же не превышают доходы от столь удачно расположенного заведения. Все ближе придвигается к обрыву и ресторан «Априори» — когда-то он строился в полусотне метров от склона, однако сейчас расстояние сократилось до двадцати.

И все же – берега эти благополучно размываются морем на протяжении не меньше семи с лишним тысяч лет, и, возможно, процесс растянется еще надолго.

Стакан был последней каплей

Светлогорск уже перевыполнил план по строительству жилья и не-жилья – один «Янтарь-холл» чего стоил и стоит.
Бурная застройка продолжалась бы в том же темпоритме и далее, но последней каплей оказался стакан. Тот самый Стакан Ковальского, больше смахивающий на бочонок. Белая лисичка пришла в гости скромница-скромницей – всего лишь переночевать. Ну, или заменить старый, убитый лифт на более продвинутый — для маломобильных граждан, — кому от этого плохо?

Но далее все продвигалось, как в сказке: лифт оказался той самой тележкой, за которой следовал вагон в виде 14-этажного апарт-отеля на самом склоне берега. Взвилась не только общественность — архитекторы дружно предали проект анафеме, в дискуссию, предельно подступившую к драке, ввязалось русское географическое общество во главе с академиком РАН Александром Чибилевым. Обеспокоенные ученые передали главе региона Антону Алиханову официальное обращение:

— На таком оползневом склоне и ходить опасно, — били тревогу ученые, — не то что строить! И не надо было его трогать: он замер, пока был засажен деревьями – после их вырубки активизируются оползневые и эрозионные процессы, так что все дома, расположенные близко к бровке уступа, находятся в зоне вероятного обрушения. И это проблема уже не геологов, а Следственного комитета и прокуратуры.

А синхронно с обрушением берега окончательно могут исчезнуть и пляжи, которые тоже являются природным щитом берега, считают ученые. Да и как можно было обойтись без специальных исследований и надлежащей экспертизы?! Стройка могла бы рухнуть в любой момент, и укрепление берега по сочинскому образцу – с сеткой и длинными гвоздями – что мертвому припарка. Налицо все основания для активизации разрушительного процесса. В таком месте строить ничего нельзя — может случиться трагедия.

Но попробуй поспорь с главой муниципалитета, инициатора стройки, которому на глазах ломали мечту об инвестициях весом в 2 миллиарда!

Обидно, что вся эта маленькая, но злая война случилась уже после того, как Агентство по градостроению – в то время возглавляемое Александром Башиным – разработало бережный проект обустройства побережья. Руководствуясь опытом Сопота, Гдыни, Паланги, Ниды и Юрмалы, профессионалы аккуратно создавали рисунок оправы для моря. По их мнению, именно здесь, на побережье экономика не должна бежать впереди архитектуры – испортить и сломать легко, а воссоздать удивительную, спокойную атмосферу российского баден-бадена – невозможно. Улицы в этом городе должны быть продолжением парков и скверов, с их целебной хвоей, с доступными источниками минеральных вод, свежим воздухом: все ж бальнеологический курорт. И любят его за то, что в нем нет ничего от мегаполисов: внедрите в него шумные элементы миллионных городов – и никто сюда больше не приедет. Никто не спорит, — строить нужно и можно. Но осторожно.

Проект «эпохи Башина» так и назывался – «От косы до косы», в нем каждый городок этого ожерелья рассматривался с точки зрения его особенностей, неповторимости, — и развитие каждого предусматривалось с учетом этих особенностей. А все вместе складывалось в естественную панораму янтарного побережья. Масса работы и горы документов рассеяны ветром перемен.

Да, квартира и дом с видом на море – это очень, очень привлекает. Но всегда ли оправдана рыбалка на живца? Особенно на такого ценного – благодаря месту?

Квартира у моря – от такого никто бы не отказался. И не отказывается — оба курорта, Зеленоградск и Светлогорск, постепенно превращаются в спальные районы Калининграда, тем паче по автобану добраться до главной площади областного центра можно быстрее, чем из Балтрайона, и новостройки дружно дают всходы. Правда, в жертву пришлось принести исторический центр городка и немалую долю безмятежного спокойствия древнего берега, на котором время исчезает как понятие.

Рамки и рамочки

Андрей Ермак, глава областного министерства туризма, а теперь и культуры, на днях высказал здравую мысль: мечтать о непрерывном росте туристических потоков на наше побережье вредно: Куршская коса без серьезного ущерба для природы может выдержать не больше миллиона гостей в год. Виштынецкое озеро – вполовину меньше. Поэтому «непрерывный рост потока» — вещь чреватая большими потерями, и ставку надо делать не на количество гостей и покупателей, а на качество и разнообразие услуг. И на обычные гостиницы, которые еще больше понадобятся к ЧМ-18, а не на апарт-отели, пустующие большую часть времени.

То же и со строительством: качество определяет многое, если не все. Пусть рамки будут строгими – тем притягательнее заключенный в них пейзаж.
Человеческий размер, доступ к благословенной Балтике, не осложненный эгоизмом оград и оградок, зеленый шум листвы и «буэнос-айрес» всего пространства, — все это сделает побережье притягательным.

Елена Чиркова

Оставить комментарий

  • Расширенный поиск

    0 руб. до 50 000 000 руб.

    Дополнительные параметры
  • Ипотечный калькулятор