Результаты вашего поиска

Дом званных собраний? Нет, просто слоновник!

Опубликовано michail на 30.08.2018
| 0

У каждого города, большого или маленького, имеется свой главный символ, который становится его визитной карточкой, который тиражируется в открытках, буклетах и прочих сувенирах.

Для Светлогорска таким главным символом стала Водонапорная башня и примыкающий к ней ротондальный корпус водогрязелечебницы. Без этой 25-метровой доминанты мы уже не мыслим самый популярный курорт Калининградской области. Но многие ли знают, кто автор проекта этого самого популярного архитектурного памятника Светлогорска? А создал его Отто Вальтер Кукк — один из ведущих архитекторов Кёнигсберга. В 1904 году он приехал сюда из Берлина в качестве преподавателя Королевского строительно-ремесленного колледжа и в 1909 году открыл собственное архитектурное бюро. Он даже с 1911 по 1913 годы издавал журнал «Новое искусство в Старой Пруссии», в котором публиковал как новинки местной художественной жизни, так и собственные работы, например, проекты односемейных жилых домов для Нойхаузена. Журнал демонстрировал новаторские архитектурные вкусы издателя, приверженца умеренной реформы в архитектуре с уклоном в неоромантический регионализм, склонностью к использованию традиций местного народного строительства. В целом диапазон стилистических предпочтений архитектора был довольно широк — от умеренного югендстиля до стилизации в духе барокко и классицизма, опять же, с приметами нового стиля.

Отто Вальтер Кукк спроектировал и построил около 300 зданий различного назначения. Однако из его наиболее известных произведений мы знаем не так много. И, конечно же, здесь пальма первенства принадлежит комплексу зданий для тёплых ванн, который стал символом города. Будучи самым высоким на тот момент сооружением Раушена, 25-метровая башня стала центральной точкой, организующей пространство центра города. Этому способствовало и ее расположение на перекрестке центральных улиц, и популярность морской лечебницы с передовым оборудованием, и примечательный внешний вид. Сегодня башня — символ довоенного Раушена, в который туристы со всех концов Европы приезжали ради целительной силы минеральных ванн.

Вода в лечебницу поступала из резервуара, куда предварительно перекачивалась прямо из моря. Теплые ванны предназначались в основном для тех пациентов, кто самостоятельно не мог спуститься к воде по крутому склону. Лечение включало в себя также массаж, грязевую и электротерапию.

Башня регулировала напор и расход воды, привлекала новых постояльцев своими размерами и красотой. Возведенная в стиле позднего романтизма она считалась одной из самых интересных архитектурных конструкций на побережье Балтийского моря. В конце 70-х гг. XX века на ней появились солнечные часы работы скульптора-монументалиста Николая Фролова, которые прекрасно вписались в общий облик здания.

Еще одно дошедшее до нас, правда, в упрощённом виде здание – это курхаус или курортный дом в Отрадном. Курхаус являлся необходимой принадлежностью любого немецкого курорта. От прочих гостевых заведений курортный дом обычно выделялся своими размерами, внешней выразительностью и многофункциональностью, предполагавшей наличие разнообразных помещений общественного пользования. Согласно сложившейся еще в XIX в. традиции, здание должно было объединять гостиницу, ресторан, читальный зал, бильярдную комнату, залы для различных игр (например, карточных) и другие общедоступные помещения. Непременным условием присвоения зданию наименования «курхаус» было наличие большого вместительного зала для проведения многолюдных встреч, балов, празднеств.

Курортный дом в Георгенсвальде/Отрадном, спроектированный Отто Вальтером Кукком, был построен в 1913 г. И по мнению знатоков балтийских курортов, это было самое прекрасное и благородное здание подобного типа. Здание представляло собой компактное, строго симметричное сооружение дворцового типа, с широким ризалитом главного уличного фасада, с выступающим балконом над верандой первого этажа. Как свидетельствуют старые изображения, до Первой мировой войны веранда курортного дома открывалась непосредственно в небольшой сад, за которым находился крутой береговой обрыв и разворачивался великолепный вид на просторы моря. Вдоль обрыва узкая лестница вела непосредственно к песчаному пляжу. В настоящее время сад зарос высокими деревьями, закрывающими вид на море, а лестница к пляжу отсутствует. До сего дня лишь частично сохранились два боковых ризалита, между которыми на первом этаже разместилась крытая веранда. По мнению специалистов, былой облик курхауса в Отрадном можно реконструировать благодаря многочисленным фотографиям, размещенным в журналах, на открытках и в рекламных объявлениях довоенного времени. Но пока никто такие работы вести не намерен.

Еще больше не повезло Дому званных собраний (нынешнему слоновнику в зоопарке). Когда-то это был роскошный ресторан, большой зал которого использовался для проведения балов и всевозможных городских мероприятий: торжественных вечеров, концертов, певческих праздников. После пожара 1910 года (тогда здание было деревянным) Отто Вальтер Кукк полностью перестроил его. Теперь это было протяженное каменное сооружение, поделенное на 2 этажа. Крыша имела сложную форму. Окна были большие, разделенные рамами на 6 частей.

Украшением здания служили экзотический пальмовый зал и терраса, на которую можно было попасть только с верхнего этажа. Она предназначалась для обзора красот зоологического парка. До недавнего времени на внешних стенах еще частично различались декорации, напоминающие формы «югендстиля». Сейчас же здание сохранилось лишь наполовину: южный флигель разрушен, а внутри все перестроено для слонов.

Ну а теперь давайте посмотрим на здание Областного драматического театра. Большинство из нас думают, что оно построено уже в советское время. Но это не совсем так. Здание театра представляет собой перестроенное после войны здание Нового драматического театра, или «Луизен-театра», возведенного в 1911-12 годах по проекту кёнигсбергского архитектора Отто Вальтера Кукка. В отличие от городского театра на Парадеплатц (ул. Соммера), «Новый театр Луизы» был коммерческим сооружением и рассчитан на более легкие постановки. Однако первая перепланировка затронула театр еще до войны, в 1923 году. Здание было перестроено Дюмонтом ду Войтелем и стало называться «Комическая опера», при этом исчез портал с колоннами. В 1925 году из-за финансовых трудностей театр был куплен городской администрацией Кёнигсберга и опять перестроен в прагматичном, деловом стиле.

В 1945 году, как пишет генерал К. Галицкий, «Одна из атакующих групп, наступавшая через прилегающий к театру сад, подорвав несколько дверей, ворвалась в здание через чёрный вход. В дальнейшем атакующие группы, двигаясь навстречу друг другу, последовательно очищали одну комнату за другой. Для того, чтобы сделать проход в каждую следующую комнату, бойцы взламывали двери или подрывали их гранатами. После этого в проделанный пролом они бросали гранаты, а огнемётчики пускали струю огня, заставляя противника сдаться или отойти в соседнюю комнату». Понятно, что после таких действий вряд ли здание театра могло уцелеть. И все-таки! И все-таки, если сегодня взглянуть на старые фотографии театра и современное здание, то можно найти много сходства. В 1960-м году здание было отстроено заново с использованием старых несущих стен, но при этом появился портал с коринфскими колоннами, которые, на мой взгляд, только украсили театр, придав ему более классический парадный вид.
Если сегодня пройтись по Калининграду, Светлогорску, Отрадному, можно найти и другие здания, большей частью переделанные, которые строились по проекту замечательного кёнигсбергского архитектора Отто Вильгельма Кукка и которым можно было бы вернуть их первозданный вид. Ведь большинство из них еще можно увидеть на старых открытках и фотографиях.

В.Романов

Оставить комментарий

  • Расширенный поиск

    0 руб. до 50 000 000 руб.

    Дополнительные параметры
  • Ипотечный калькулятор