Эту бесхитростную песенку на стихи Редьяра Киплинга я помнил еще с детства, часто напевал ее, мечтая, так же, как и он когда-нибудь увидеть Бразилию, где много не только диких обезьян, но и другой экзотической живности. Причем хотелось сразу и всего…: пройтись в белых штанах по самому длинному пляжу Рио-де-Жанейро Капакабане, увидеть самый красивый в мире водопад Игуасу и пробраться в самые непроходимые дебри Амазонки, чтоб половить там пираний, повстречаться с настоящими индейцами и взглянуть в глаза живой анаконде…
Удивительно, но практически все или почти все из этого мне удалось осуществить уже в новом году. Немало помучив сотрудников турагентства, я сумел-таки соединить в одной в общем-то непродолжительной поездке, казалось бы, несоединимое… налетать в общей сложности более сорока часов, причем из них 15 только внутри самой Бразилии, пересечь эту отнюдь не маленькую страну, занимающую почти половину южно-американского континента с юго-востока на северо-запад, а потом обратно, увидеть не только Рио, но и не менее легендарный Сан-Паулу, город занимающий по численности населения третье место в мире, говорят, там проживает более 20 миллионов человек, сплясать лихой канкан с индейцами племени гуарани, поймать и отпустить черного каймана, слепить каучуковый мячик из сока настоящей гевеи, ощутить силу удара самой гигантской пресноводной красной рыбы пираруку весом ну никак не меньше двух центнеров, побывать свидетелем на свадьбе рек, чтобы воочию увидеть, как желто-кремовые воды Риу-Солимоэс, встретившись с шоколадными потоками Риу-Негру, сливаясь, текут рядом многие километры, полюбоваться гигантскими амазонскими кувшинками Виктория, способными удержать на плаву ребенка весом до 10 кг... Мало того, как дополнительный бонус к нашей поездке стало поистине непередаваемое зрелище - почти двадцатиминутный фейерверк, который нам посчастливилось по случаю встречи Нового года лицезреть вместе с моей спутницей, в смысле – женой, сидючи на золотом песочке самого знаменитого в мире пляжа Капакабана в белых одеждах… Великий комбинатор отнюдь не ошибался, когда открыл Шуре Балаганову свою заветную мечту относительно Рио. Да, представьте себе – все семь миллионов жителей бывшей столицы Бразилии ходят в белых штанах или по крайней мере юбках. Но это случается далеко не каждый день, а только в ночь под Новый год. Такова здешняя традиция. Другая одежда в этот праздник не признается.
Вообще нам ужасно посчастливилось, что наш отель располагался на первой линии пляжа Капакабана – ведь именно здесь разворачивалось главное новогоднее действо с самым грандиозным в мире праздничным салютом. Уже заблаговременно главная улица Рио была перекрыта полицейскими, и две широкие автомагистрали, по которым еще несколько часов назад непрерывным потоком мчались автомобили, перешли во владение пешеходов. Все пространство пляжа протяженностью более четырех километров от кромки океана до многочисленных кафешек было забито до отказа. Говорят, в ту ночь здесь присутствовало около трех миллионов человек. Однако это нисколько не мешало развлекаться каждому так, как он хотел. Бразилия - многонациональная страна, и у каждого народа имеются свои национальные особенности встречи Нового года. Так мы с любопытством наблюдали за некой ритуальной церемонией местных индейцев, которые, образовав прямо на берегу бухты небольшой круг и облачившись в национальные одежды, ритмично двигались под удары барабанов, при этом ни на секунду не выпуская изо рта дымящуюся сигару или трубку… (Замечу, что это были единственные курильщики на всем побережье. Дело в том, что в Бразилии весьма серьезно ведется борьба с курением, там запрещено дымить не только в общественных местах, но и на улицах. За нарушение – большой штраф). Не менее интересно выглядел и другой обряд, исполняемый уже чернокожими музыкантами: здесь на белой лодке, окруженной горящими разноцветными свечами, в белых одеждах и с венком на голове восседала черная-пречерная кукла, вокруг которой и происходило все музыкальное действие… Ну а большинство кариокас, так в Бразилии называют с незапамятных времен жителей Рио, пришли на праздник целыми семьями, с букетами цветов и шампанским, которое непременно надо выпить под гром салюта прямо здесь же, на берегу. Затем следует бросить цветы в воду и постараться перепрыгнуть через семь волн. Тогда, говорят, исполнятся все ваши сокровенные желания.
Передать словами сколь ярким и эмоциональным было зрелище, когда в черном небе непрерывно расцветали все новые и новые соцветия огней, озаряя вершины гор бухты Гуанабара, дело неблагодарное. Скажу лишь, что в ту ночь на праздничный салют было израсходовано более двадцати пяти тонн взрывчатки…
Что же касается другого новогоднего чуда света - самой гигантской рождественской плавучей елочки, то на нас она особого впечатления не произвела. Днем это сооружение вообще выглядело угнетающе – некая тяжеловесная металлическая конструкция, даже отдаленно не напоминающая своего хвойного собрата. Ночью же, когда этот киберг загорался разноцветными огоньками, зрелище все равно было весьма заурядное. Даже не верилось, что эта металлическая елочка украшена миллионом цветных лампочек.
Впрочем, в Рио и без плавучей елки было на что посмотреть. Этот город, получивший свое название по ошибке, Рио-де- Жанейро в переводе с португальского означает «январская река», чертовски привлекателен. Уже только одна бухта Гуанабара с выступающей далеко в море Сахарной головой, напоминающей профиль гордого индейца, не случайно по одной из версий местные жители называли эту абсолютно лысую гору Страж залива, делает Рио не похожим ни на один другой город мира. Именно эту бухту, когда в первый день нового 1502 года капитан Андре Гонсалвес вошел в нее, он посчитал устьем большой реки. А какая дивная панорама с видом на статую Христа, парящего над городом, открывается с вершины Сахарной головы. На нее мы поднимались по канатной дороге. Причем с пересадкой на промежуточной горе с весьма специфическим названием для российского уха Урка. Отсюда можно увидеть сразу два лучших городских пляжа. Рио так удивительно расположился на узкой полоске земли между океаном и многочисленными горными хребтами, что от нашего отеля, с Капакабаны до другого не менее именитого пляжа Ипанема, мы запросто могли пройти пешком за пять минут, оказавшись опять же на берегу Атлантического океана…
Не менее завораживающая панорама открывалась с вершины самой высокой горы в Рио-де-Жанейро Корковадо. Отсюда весь город со всеми его бухтами, лагунами, фортами, множеством гор и горок был как на ладони. Отсюда можно было разглядеть даже яхту Абрамовича, который также приплыл в Рио поглазеть на новогодний фейерверк. Именно на этой горе и возвышается тридцативосьмиметровая статуя Христа. Сюда мы уже поднимались в красном швейцарском трамвайчике, который шел наверх через густые тропические заросли национального парка Тижука. А чтоб нам было не так скучно, нашу поездку к Христу скрашивали уличные музыканты, придавая ей национальный колорит. Что и говорить, огромная статуя Христа, вошедшая в число новых семи чудес света, впечатляет, хотя вблизи рассмотреть ее не так-то просто. Впрочем, тут же у подножия памятника можно купить его копию, изготовленную из того же самого мыльного камня. Камень этот поистине обладает чудесными свойствами – он легко поддается обработке и в то же время очень стоек к естественной среде. Помимо фигурок Христа здесь предлагалось множество других сувениров, выполненных из различных камней: агатов, аметистов, горного хрусталя, топазов, аквамаринов и др.
Такие же поделки, правда, гораздо дешевле, можно было купить на уличной ярмарке главной набережной Рио. Такого обилия драгоценных камней мне нигде не доводилось видеть. Закрадывалось даже смутное сомнение, а настоящие ли это каменья? Ну в самом деле, откуда могут быть агаты малинового цвета?.. Однако, оказывается, могут. И местным жителям легче изготовить свои сувениры из настоящих минералов, здесь их несметные залежи, нежели заниматься подделками… Недаром в средние века в Бразилию, страну Эльдорадо, в поисках сокровищ устремлялись полчища золотоискателей. И сегодня эта страна обладает огромными запасами золота, алмазов, не говоря уже о полудрагоценных и драгоценных камнях. К ним здесь нет особого пиетета. В этом я сумел убедиться, побывав в самом знаменитом бразильском ресторане «Мариус». Так вот в нем даже раковины умывальников и, извините, писсуары в туалете до краев наполнены самоцветами… Это настолько шокирует, что в первые несколько минут ты не можешь сообразить для чего сюда пришел…
Вообще о бразильской системе питания нужно сказать особо. Я бы ее назвал пытка едой. Здесь очень популярны так называемые ресторанчики шураскарии. За вход в такой ресторанчик вы платите определенную сумму, а дальше… начинается настоящий спектакль. Платить больше ни за что, кроме напитков, не надо. Проворные же официанты с промежутком в тридцать секунд подлетают к вам с шампурами еще шипящего и шкворчащего на нем мяса, предлагая отведать его… Оказывается, у обыкновенной коровы имеется не менее двадцати разных очень вкусных частей. Все они изображены на лежащих на столе салфетках и пронумерованы… Предлагая тот или иной кусок мяса, официант показывает на картинке от какой части коровы он отрезан… Так что вы не только вкушаете самое вкусное в мире мясо, но еще и оцениваете, какие говяжьи куски наиболее аппетитны. Впрочем, думаю, что мало кто из туристов способен дойти до конца списка, я лично сломался уже на седьмом куске и только смущено похлопывал себя по животу, когда очередной официант искренне огорчался, что я отказываюсь отведать, то, что он мне принес… После такого сытного обеда или ужина душа требует зрелищ. А уж их в Рио хоть отбавляй… Но, конечно же, самое яркое – не считая карнавала, до которого был еще целый месяц – это шоу «Платформа», где выступают победители прошлогоднего карнавала. Вот уж где можно вволю насладиться зажигательной бразильской музыкой, восхититься пластикой мастеров самбы, увидеть безумство красок карнавальных нарядов, ну и, конечно же, стать свидетелем танца поединка - капоэйра, когда под все убыстряющийся ритм барабанов-атабаков обнаженные по пояс танцоры-капоэйристы демонстрируют чудеса ловкости, силы и пластики, нанося в стремительном ритме удары ногами в голову противника, который тем не менее ловко и изящно уворачивается от них. Этот танец-бой, возник в Бразилии, как школа ловкости и ненасильственного сопротивления бесправных рабов. Беглые рабы в недоступных глухих районах страны развили это искусство до совершенства. В чем мы смогли воочию убедиться во время представления шоу «Платформа»…
Конечно, Рио слишком огромен и многолик, чтобы успеть за неполных четыре дня увидеть его и понять. Но и этих четырех дней нам хватило, чтобы полюбить его и сказать: «А все-таки мы прилетели сюда не зря. Этот город стоит того… яркий, солнечный, живой и веселый, не похожий ни на один другой город мира… Это – Рио-де- Жанейро!».
(Продолжение следует)
Вячеслав Каминский
"Рынок жилья", №49, 12.12.2007