На сегодняшний день это первая на территории области скоростная магистраль со скоростным режимом 120 км в час и с повышенными нагрузками на оси. На всем протяжении трассы не будет ни перекрестков, ни железнодорожных переездов, что позволит в считанные минуты добраться не только на побережье, но и в аэропорт Храброво, заявил в ходе пресс-конференции министр развития инфраструктуры А.Рольбинов. Заметим, что это лишь первый участок строительства Приморского транспортного кольца, который, как мы уже говорили выше, планируется завершить до конца 2009 года. Полный же проект, включающий в себя приморское кольцо, реконструкцию окружной дороги, которая сегодня уже явно не справляется с потоком автотранспорта, ее планируется довести также до 6 полос, будет реализован до конца 2014 года. Все это позволит разгрузить Калининград от транзитного автотранспорта, даст толчок развитию туристических рекреационных зон, курортам федерального значения, создаст более комфортную среду обитания. Проект также предусматривает направить грузопотоки в Светлый и Балтийск. Ведь именно в этих городах в последнее время активно развивается портовое хозяйство. Будут строиться новые порты и в приморской бухте. Вот почему согласно данному проекту транспорт пойдет через морской канал в Калининградский залив.
- Сегодня мы говорим об автомобильном движении, - сказала руководитель агентства по градостроению Т. Кондакова. – Но одновременно с этими действиями правительством области предприняты действия по строительству железнодорожной ветки в обход Калининграда. В проекте предусмотрено и строительство нескольких мостов. Один из них шестиполосный должен встать рядом с Берлинским и разгрузить этот участок дороги, соединив восточный, западный и южный обход Калининграда. Второй, скорее всего он будет вантовым, пройдет над морским судоходным каналом. Здесь, поделился с журналистами своими проблемами А.Рольбинов, имеются определенные сложности. Поскольку канал является судоходным высота моста должна быть не менее 40 метров. Тем не менее этот мостовой переход через Калининградский залив не только замкнет кольцо вокруг Калининграда и разгрузит огромный поток транспорта из порта в сторону границы, но еще и обеспечит транспортную доступность к полуострову.
- Мы обладаем очень ценными землями в районе портовой зоны, - сказала Т. Кондакова, - но сегодня достаточно сложно проехать на этот полуостров. Решение транспортной проблемы позволит развивать и эту часть города, сделать ее доступной.
Уже сегодня подрядчик, питерская компания ВАТ ( высококачественные автомобильные дороги) приступила к развертыванию базы на территории области. В ближайшее время сюда будет доставлена современная импортная техника, смонтированы передвижные асфальто-бетонные заводы, разбиты поселения для прибывающих в область специалистов.
Параллельно с этими работами правительство области занимается решением земельных вопросов. Дело в том, что федеральная трасса частично проходит по частным владениям. И этот вопрос требует скорейшего решения. Как заявила Т. Кондакова, при изъятии земельных участков для государственных нужд, в том числе путем выкупа земельных участков, законодатель предусматривает различные способы достижения согласия. В том числе и предоставление равнозначного земельного участка. Мы готовы предложить такие участки собственникам, сказала Татьяна Лазаревна. Это может быть участок такой же площади, может быть равноценный по показателям урожайности. Это может быть равноценная рыночная цена… К тому же вовсе необязательно, чтобы изымался весь участок. Это может быть гектар, а может, и несколько соток… Если мы изымаем у собственника часть земельного участка, а он желает использовать оставшуюся долю не в качестве сельскохозяйственного производства, а, скажем, в качестве развития придорожной инфраструктуры, то мы готовы рассмотреть такое заявление о переводе этих участков в другую категорию земли. К слову сказать, еще до принятого постановления о выкупе земель к нам поступили заявления от собственников, которые были готовы уже сегодня передать часть своих земельных участков для того, чтобы оставшаяся часть была переведена в другую категорию.
Но для того, чтобы выкупить у собственника лишь часть участка, его нужно размежевать.
Если собственник земли согласится на межевание участка, тогда под государственные нужды изымается или выкупается только необходимая часть. Причем опять же не безвозмездно, а по установленной рыночной цене. Если граждане не хотят межевать свой участок, он будет изъят весь целиком.
При выкупе земельного участка мы имеем право пользоваться только рыночной ценой, подчеркнула Т. Кондакова. При ее определении оценщик учитывает не только качество, ликвидность этой земли, но и предполагаемые доходы от какой-либо деятельности. Так, земельный участок ООО «Капитал инвест» площадью 14,8 га был оценен в 880 тыс. рублей, а участок в 6,4 га частного предпринимателя Беляева в 448 тыс. руб. Подчеркну, что ни один из выкупаемых участков вообще не использовался по назначению. Конечно, собственники земли имеют право в случае несогласия обратиться в суд, который должен решить было ли изъятие земли государственной необходимостью и соответствует ли цена выкупа реальной стоимости данного участка.
- Многие хотят заработать на государственных интересах, - заявил А.Рольбинов, - но этого не произойдет. Другое дело, что предприниматели могут серьезно выиграть, дав согласие на межевание своего участка. Ведь не секрет, там, где проходит дорога, в будущем возрастает стоимость земли. Здесь появляется новая инфраструктура – автозаправочные станции, закусочные, гостиницы и т.д.
Конечно, сегодня найти всех собственников земли, а их на всей приморской трассе насчитывается не менее 150 человек, крайне сложно. К тому же часть участков находится в долевой собственности, некоторые собственники вообще живут за пределами Калининградской области. Тем не менее, как сказал А.Рольбинов, мы будем со всеми, если это необходимо, встречаться, беседовать. Убеждать. Но дорога должна быть. От этого выиграют все.
Вячеслав Каминский
"Рынок жилья", № 2, 23.01.2008