На этот вопрос отвечает вице-президент Союза строителей Калининградской области, Почетный строитель России, директор ООО «Ремжилстрой» Ирина Васильевна ГУБКО.
Действительно, 31.07.2007 года был опубликован Федеральный закон от 24.07.2007 № 212-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности”, который вступает в силу 01.11.2007 года.
До принятия указанного закона порядок выкупа земельных участков при приватизации объектов недвижимости регулировался ФЗ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”. При этом цена выкупа земельного участка устанавливалась субъектами Российской Федерации в следующем порядке :
- в поселениях с численностью населения свыше 3 миллионов человек цена выкупа составляла от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- в поселениях с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек цена выкупа составляла от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- в поселениях с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений цена выкупа составляла от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).
Федеральный закон от 24.07.2007 № 212-ФЗ изменил порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости, приобретенные физическими и юридическими лицами в процессе приватизации, а также изменил порядок установления цены выкупаемых земельных участков.
По общему правилу приватизация земельных участков, на которых находятся здания, строения, сооружения, осуществляется по цене, установленной :
а) Правительством РФ из земель федеральной собственности;
б) субъектом РФ из земель государственной собственности субъекта и земель, государственная собственность на которые не разграничена;
в) органами местного самоуправления из земель муниципальной собственности.
Цена выкупа не может превышать кадастровой стоимости земли и до ее установления указанными органами власти считается равной кадастровой стоимости.
До 1 января 2010 года закон установил льготную выкупную цену земельных участков для следующих категорий собственников зданий, строений, сооружений.
Во-первых, это :
- коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на государственных и муниципальных земельных участках зданий, строений, сооружений, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
- граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на государственных и муниципальных земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах :
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Во-вторых, Федеральный закон от 24.07.2007 № 212-ФЗ предоставил право выкупа земельных участков и иным лицам, которые не были указаны выше, но являются собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Эти лица приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения :
- свыше 3 миллионов человек в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Действующее законодательство, по-прежнему, определяет перечень земельных участков, которые не могут предоставляться в частную собственность. Это земли, изъятые из оборота, и земли, ограниченные в обороте.
К землям, изъятым из оборота, относятся :
- Земли государственных природных заповедников и национальных парков;
- Земли, занятые ВС РФ и другими войсками;
- Земли, занятые военными судами, организациями ФСБ, госохраны, ИТУ, воинскими и гражданскими захоронениями;
- Земли атомной, ядерной и радиоактивной деятельности;
- Земли объектов госграницы.
К землям, ограниченным в обороте, относятся :
- Земли особо охраняемых природных территорий (заказники, памятники природы, ботанические сады, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов);
- Земли запаса;
- Земли общего пользования в поселениях;
- Земли федеральных энергетических систем, транспорта, путей сообщения, объектов информатики и связи, космической деятельности, обороны, безопасности;
- Земли водного фонда, лесного фонда, оленьи пастбища и пастбища отгонного животноводства.
Кроме того, Федеральный закон от 24.07.2007 № 212-ФЗ установил, что перечень документов, который собственники или владельцы здания, строения или сооружения обязаны прилагать к заявлению о приобретении прав на земельный участок, определяется Минэкономразвития РФ. И исполнительные органы государственной власти, и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления никаких дополнительных документов, кроме предусмотренных перечнем.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные принимать решения о предоставлении государственных или муниципальных земельных участков в собственность, обязаны рассматривать заявления о выкупе земельных участков в месячный срок.
"Рынок жилья", №43, 01.11.2007