Участники “круглого стола” предлагают Госдуме обеспечить приоритетное рассмотрение законопроектов, направленных на развитие массового строительства жилья и преобразование жилищно-коммунального комплекса по направлениям, определенным приоритетным национальным проектом “Доступное и комфортное жилье - гражданам России”. Важнейшим условием достижения целей данного национального проекта является увеличение объемов жилищного строительства.
До конца осенней сессии Госдуме предлагается принять проект закона, направленный на : перенос срока вступления в силу запрета на резервирование земель или земельных участков для государственных или муниципальных нужд, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, перевод земель или земельных участков из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования с 1 января 2008 г. на 1 января 2010 г.; уточнение перечня особо опасных и технически сложных объектов; наделение Министерства регионального развития и торговли полномочиями по организации и проведению на федеральном уровне государственной экспертизы проектов документов территориального планирования РФ, результатов инженерных изысканий и проектной документации объектов капитального строительства, осуществление государственного строительного надзора, организации научно-методического обеспечения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственного строительного надзора, по осуществлению контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
При подготовке ко второму чтению законопроекта, вносящего изменения в законодательство в связи с принятием Градостроительного кодекса, предлагается доработать его в части : совершенствование порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства; установление возможности принимать решение о развитии застроенной территории, на которой находятся объекты, снос или реконструкция которых планируется на основании муниципальных адресных программ; определение органов, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых градостроительный регламент не устанавливается, а также на строительство объектов, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд; установление полномочий органов местного самоуправления по осуществлению контроля за строительством объектов, при строительстве которых государственный строительный надзор не осуществляется.
В период весенней сессии 2008 г. Госдуме предлагается принять законопроекты, вносящие изменения в градостроительное законодательство в части введения института саморегулируемых организаций в области строительной деятельности, установления требований к эксплуатации объектов капитального строительства, обеспечения реализации мер по развитию массового малоэтажного жилищного строительства.
Правительству РФ в кратчайшие сроки предлагается принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации Градостроительного кодекса и Закона “Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса”. Кроме того, правительству предлагается разработать и внести в Госдуму законопроект, вносящий изменения в Земельный кодекс в части установления порядка передачи неиспользуемых земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в региональную и муниципальную собственность; вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе из земель обороны; совершенствования процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Одновременно правительству предлагается доработать с учетом замечаний, изложенных в заключение ГПУ президента РФ, законопроект о финансовом оздоровлении организаций ЖКХ.
Также правительству предлагается разработать примерный договор управления многоквартирным домом и снизить федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 проц. до 18 проц., в дальнейшем до 15 проц., предусмотрев увеличение соответствующих субсидий региональным бюджетом на частичную компенсацию за счет средств федерального бюджета, расходов бюджетов субъектов РФ на предоставление таких субсидий.
Органам местного самоуправления предлагается активизировать работу с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору способа управления и проведения конкурсов по выбору управляющих компаний.
ИТАР-ТАСС
КАК СДЕРЖАТЬ РОСТ ЦЕН НА ЖИЛЬЕ?
Глава думского Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум считает необоснованным увеличение стоимости жилья за последние годы.
Выступая в четверг в Госдуме на заседании “круглого стола”, посвященного реформированию ЖКХ, а также реализации нацпроекта “Жилье”, Шаккум отметил, что только в 2006 году при увеличении объема строительства жилья на 15%, цены на него выросли на 40-50%.
Парламентарий связывает подобный рост цен на жилье не только субъективными причинами - ростом платежеспособного спроса у части населения, а также увеличением себестоимости строительства, но и с монополизацией в этой отрасли.
Шаккум отмечает, что рост цен поставщиков и производителей стройматериалов зачастую не связан с увеличением издержек и формируется под влиянием цены продажи жилья. Таким образом, “поставщики претендуют на получение части “сверхдоходов” застройщиков”, отмечает парламентарий.
В результате запускается механизм “галопирования” цен на жилье, с одной стороны, и стоимости строительных материалов, оборудования и тарифов на присоединение, с другой.
Он также отмечает, что в числе неотложных мер для стабилизации цен на стройматериалы и, в частности, цемент, необходимо принимать действенные меры антимонопольного регулирования.
Шаккум напомнил, что с начала 2005 года цены на цемент выросли в четыре и более раз при том, что эффективные факторы для такого роста отсутствуют.
В числе мер, позволяющих снизить стоимость жилья в дальнейшем, Шаккум назвал господдержку создания транспортной инфраструктуры для перевозки стройматериалов, предоставление по упрощенной процедуре площадок под строительство жилья.
Депутат также считает ошибочной ориентацию на товарищества собственников жилья (ТСЖ) в качестве управляющих многоквартирными домами.
“Самоуправление как концептуальное направление реформирования сферы жилищного хозяйства должно быть пересмотрено в пользу профессионального управления”, - считает Шаккум.
Необходимо законодательно установить, что управление жилой недвижимостью является самостоятельным видом деятельности, считает парламентарий.
По его мнению, в этой связи целесообразно ввести в Жилищный кодекс дополнительную главу “Управление жилой недвижимостью”. При этом необходимо установить требования к профессионализму, финансовой состоятельности и ответственности управляющих организаций.
Кроме того, отмечает Шаккум, необходимо утвердить примерный договор управления многоквартирным домом, что позволит ориентироваться собственникам жилья при выборе управляющих организаций.
"Рынок жилья", №45, 15.11.2007
|