Subscribe to RSS

Газета "Рынок жилья"

- о купле продаже, обмене, аренде недвижимости в Калининграде и Калининградской области;
- о новостройках Калининграда и строительстве;
- о новых технологиях, интерьере и дизайне;
-все о рынке недвижимости Калининграда.

Генплан пока еще далек от народа

Так считают участники общественных слушаний

2 марта в Общественной палате снова судили-рядили по поводу нового генплана. И главному архитектору ростовского Южного центра Андрею Прохорову, который вышел на ринг вместо заболевшего (не мудрено!) директора, досталось по первое число – ростовчан и их интеллектуальный продукт не щадили… хотя и отметили, что работа была проведена огроменная.

Начать с того, что благородное собрание почтил своим присутствием народ вполне серьезный – мэр Ярошук (который нашел для этого время, несмотря на жесткий конфликт с перевозчиками) и его команда в виде руководителей земельного комитета и комитета архитектуры и строительства, представители Союза архитекторов, градостроительной экспертизы (экспертов, к слову, хватало), а также те, кого принято называть «неравнодушными гражданами», включая жителей тех кварталов, которые пострадали от ошибок старого, все еще действующего генплана.

Добавим, что собрание вели председатель Общественной палаты Тамара Кузяева и Ирина Губко, член палаты и создатель «Нового Чкаловска» (которая вместе с депутатом горсовета Александром Пятикопом решила не одну градостроительную проблему в масштабах этого микрорайона)

Итак – генплан

До ныне действующей версии с генпланом не очень-то и считались – так как сей документ юридической силы не имел, — отсюда и хаос точечной застройки, и оккупация зеленых зон, начиная с Макс Ашманн-парка и парка Центрального.

Впрочем. Впрочем, благодаря хитроумно принятым законам, развязывающим руки собственникам земельных участков, пусть даже они и в центре города, нынешний генплан, подкрепленный Правилами землепользования и застройки, тоже не слишком преуспел в борьбе с самостийными застройщиками – те, не церемонясь, наступали на шлейф памятникам истории и архитектуры, иногда напрочь отрывая драгоценную ткань Старого города.

Считается, что новое издание, переделанное, исправленное и дополненное, решит воспаленные проблемы – и городские власти открыли тему для самого широкого обсуждения для того, чтобы не повторить старые просчеты проектантов и подкорректировать новый генплан с учетом мнения городской общественности. Проект вывешен на сайте – смотри и изучай.

Однако ж, как заявил мэр Александр Ярошук, сегодня выясняется, что горожане проявляют активность до обидного скромную – как бы намереваясь от души поругаться потом (когда будет поздно).

Обидно, считает мэр, голос народа нужен именно сейчас, пока есть время что-то исправить и внести свежие идеи, в принципе, можно рассмотреть каждую отдельную улицу – в ее предпочитаемом развитии и окружении.

Что ж, для таких случаев и существуют неравнодушные граждане, готовые сражаться и за себя, и за того парня. Архитектор Прохоров, представляя результат многотрудных работ, заранее предупредил, что его команда не внесла в калининградский документ ничего ростовского – мол, город мы изучили, прониклись его духом и постарались сохранить все самое ценное, добавив возможность развиваться на радость горожанам. И не только горожанам, но и застройщикам, потому что оставили «резерв» для строительства восьми миллионов квадратных метров жилья.

Надо заметить, что эту цифру он озвучил, не моргнув. Хотя и заметил, что именно восемь миллионов строить не обязательно – по желанию и возможностям (то есть, по платежеспособности).

Зато моргнула половина присутствующих – и, дав высказаться уважаемому специалисту, начала бить — по неподобранным хвостам и по существу.

И, хотя из трех вариантов – оптимистического, пессимистического и инерционного – проектанты осторожно выбрали золотую середину, а именно вариант стабилизационный, это нисколько не смягчило претензии собрания.

Мнения

Так, генеральный директор холдинга «Калининградстрой» Александр Ильин усомнился, что такой объем жилья можно построить, не преступая существующих границ города: иначе опять хаос точечной застройки и перегрузка инженерной инфраструктуры, опять усекновение зеленых зон, етс.

Андрей Прохоров этот мяч отбил – жилье можно строить на бывших территориях Минобороны, предварительно разобрав отжившее свое объекты. Можно строить на объектах коммунхоза, утративших свое значение. И на зеленые зоны — в том числе на зеленый пояс Шнайдера — они и не покушались. Ни-ни! А насчет существующих границ города – так это законодательство не пускает за границу, так как генплан по определению готовится именно в существующих границах. Тем паче, что сильного увеличения населения не предвидится (оно, население, стареет), и на время действия нового генплана до 2035 года вряд ли превысит полмиллиона – за счет великого переселения народов-с…

Председатель Общественной палаты поинтересовалась – а будут ли новые восемь миллионов жилья обеспечены школами, детсадами и прочими нужными для жизни объектами? Ведь сегодня есть соответствующая госпрограмма по строительству школ и детсадов вкупе с учреждениями здравоохранения и культуры.

А также будут ли строиться новые дороги в новых жилых массивах?

И получила вполне утвердительный ответ – мол, будут, хотя дальнейшая дискуссия показала, что «социалка», по сути, осталась за кадром нового документа – ни к какому конкретному району города она не привязана.

Что же до внутренних дорог, — тоже да. И велодорожки не забыты.

Депутат областной думы Алла Войтова поинтересовалась – есть ли в послужном списке проектантов города-полумиллионники. И учитывались ли мнения местных экспертов в разработке транспортной схемы — или дело ограничилось опытом экспертов российских, которые не вникали в тонкости нашего города?

Оказывается, по части проектирования генпланов ростовчане больше 20 лет окучивали юг России, с его небольшими городками, которые Кенигсбергу даже не троюродные братья. Самые большие территории – Новороссийск, Благовещенск и города Ростовской области по сотне тысяч населения.

В области транспорта, команда Южного градостроительного центра воспользовалась разработками Санкт-Петербурга и Минска, которые таки переосмыслила и добавила свое. Кроме того, они пообщались с ГИБДД и учли пожелания этой уважаемой структуры.

Но вот с перевозчиками – работающими в хитросплетении старых и новых улиц города, испившими полную чашу специфических калининградских проблем – специалисты из Ростова не советовались.

Не думали они и вероятным обеспечением разных районов города рабочими местами – чтобы утром полгорода не снималось с одного конца Калининграда и дружно не устремлялось в другой, а вечером назад, переполняя транспортные артерии (вопрос Ирины Губко).

Такие расчеты проектировщики не проводили…

Петр Черненко — от имени правления Союза архитекторов – заявил, что его коллеги весьма подробно ознакомились с работой ростовских градостроителей, причем наблюдали процесс с самого старта, — с подготовки техзадания в 2014 году, рассматривали материалы по обоснованию и по ходу дела не раз вносили свои замечания. Которые во внимание приняты не были.

Кстати, когда проект генплана отправили на экспертизу в столицу, москвичи почти слово в слово повторили то же самое, только за деньги. В общем, у Союза есть вопросы… например, по части противоречий проектов планировки и развития территорий, в частности, в районе улицы Артиллерийской, частично по улице Дзержинского, но есть и другие кварталы.

Дело в понимании?

По мнению архитектора Сергея Гулевского, ростовчанами упущена такая важная часть, как разработка набережных: этот город всегда стоял у воды и пользовался ею не только по соображениям красоты – река была прекрасной транспортной артерией, и сейчас еще не поздно вернуть ей ее роль. На эту тему есть готовые разработки, в том числе и международные, но авторы нового генплана с ними не познакомились… или решили не брать в голову. Не были взяты и довольно интересные работы по Королевской горе (тот самый воркшоп с участием известных европейских и российских архитекторов, работавших в командах с калининградскими коллегами и создавших замечательные проекты, благодаря которым Калининград менял пространственную и транспортную схему). Калининград тогда обрел бы два центра – площадь Победы и Королевскую гору, или один – но «усиленный» центр – историческое ядро.

Вообще комитет архитектуры предложил Союзу архитекторов сделать предварительные наметки генплана – по транспортной схеме, культурному наследию, етс., и Союз такие документы разработал.

Вот только эти разработки ростовчане не читали, а на напоминания Союз получал отписки.

Вероятно, дело в понимании, посетовал Сергей Гулевский: проектанты некоторые вещи понимают иначе – они не калининградцы. А Калининград – город особенный: старая прусская наследственность, помноженная на свежую кровь совершенно другого, населения, пришедшего после войны, – это еще та гремучая смесь. Эта трудная «чужих людей соединенность» стала темой обсуждения всех градостроительных воркшопов, конкурсов и симпозиумов, и с маху людям, которые занимаются этой проблемой не так долго, ее не решить.

По убеждению Гулевского, необходимо качественно иное понимание и осмысление исторического наследия, нежели это могут предложить специалисты из Ростова.

Непонятно калининградским градостроителям и то, как подошли ростовчане к решению транспортных узлов: «развязывать» их они намереваются с центра, так, например, сделав улицу Черняховского односторонней.

Но заторы рождаются на периферии, и начинать надо оттуда: со въезда на Киевскую, угла Литовского вала и Московского проспекта, — все это знают. Поэтому надо сначала создать хорды, построить мосты, и только оценив и просчитав, как это работает, — двигаться в центр: где там устроить пешеходные улицы, где — одностороннее движение, и т.д.

Делали калининградские архитекторы (а с ними петербургские и европейские эксперты) замечания и по промзонам: в центре города им не место. Там очень дорогая земля. Союз не раз рекомендовал проектантам изменить функцию этих территорий – и встречал упорное сопротивление.

ЭНКО (петербургские разработчики генплана) видело перспективы развития Калининграда в сторону Гурьевска – когда-нибудь они срастутся, и транспортная инфраструктура должна быть к этому подготовлена.

В ростовской версии генплана эта идея отсутствует.

А взять пояс Шнайдера: по старому генплану это была неприкосновенная зеленая зона.

На законном основании.

Однако же «прикоснулись» — почти все кольцо застроили…

Намеревались строить апарт-отель и в овраге вдоль Гвардейского проспекта – даже скважины пробурили, продырявив землю до подземной реки. Она и вышла наружу – подтопила памятник «1200». Что тут — гибкость закона? А апарт-отель около «Бомбы»?

Наболело, — признался архитектор.

«Деньги на ветер»

Депутат Александр Пятикоп, поднаторевший в градостроительных тонкостях за время работы в градостроительной же комиссии горсовета, вообще полагает, что старый генплан не выполнен и на 20 процентов, вот его-то перелицевать и за милую душу пользоваться еще 20 лет. Новая же версия – пустая трата денег и времени, так как не решает насущных проблем.

Чтобы не влезать в разбирательства, проектанты обошли проблемы брошенных владений Минобороны и прочих федеральных структур. Свято место пусто не бывает – теперь там жгут резину, совершают непристойные поступки и вообще ведется незаконная предпринимательская деятельность. Разработчики не стали углубляться в проблему, и что город найдет на этом месте через несколько лет? Такие клоаки есть на Ломоносова, в центре Чкаловска, в новом жилом квартале на Борзова (где электромагнитное поле радиоцентра и антенного поля превышает нормативы в 47 раз!)… Ясно, что согласовывать развитие этих территорий нужно в Москве, а это долго, нудно и трудно, поэтому легче просто не заметить проблему.

То же с гаражными обществами и садовыми товариществами… К слову, как раз гаражные общества и поломали всю ливневую систему на окраинах города.

Генплан такие вопросы не решает.

А транспортная схема? Эксперты в Гетеборге предложили недорогое и эффективное решение: в Калининграде есть 42 узкие «горловины» — перекрестки, которые нужно реконструировать, и пропускная способность их увеличится.

Второе решение – заменить брусчатку (по той же причине) и выездные магистрали. А еще – сменить логистику, кое-где разрешив левый поворот. Все вместе это изменит к лучшему качество работы транспорта – равно общественного и личного, и он начнет двигаться со скоростью не 10 километров в час (как в настоящее время), а втрое быстрее, как и положено в нормальном городе такого масштаба.

В общем, если организовать публичные обсуждения в проблемных микрорайонах города, генплан, откорректированный населением, станет ближе к реальности. Вместе с этим нужно унифицировать Правила землепользования и застройки и проекты планировок городских территорий – иначе генплан и город будут жить каждый сам по себе.

«Неравнодушные граждане», участвовавшие в заседании, тоже предложили дельные замечания, — поддержанные, кстати, главой земельного комитета Александром Зуевым(!), — это ТОЗ из Чкаловска, жители малоэтажного квартала с улицы Толстикова, Артиллерийской и Лермонтовского поселка. Их пожелания запротоколированы и будут учтены в окончательной версии генплана.

  • facebook

    Recommend on Facebook
  • twitter

    Tweet about it
  • vkontakte

    Share on vkontakte

Елена Чиркова

https://rynokzhilia.ru, №9 (1011), 10 марта 2016 г.

0 коммент.назад...

Еще статьи...наверх...

Профессия обязывает

Профессия обязывает

Или конструктивная критика

Возвращение эстетики

Возвращение эстетики

Сергею Лебедихину присвоено звание заслуженного архитектора России

Стакан проблем

Стакан проблем

Cтроительство, которое нужно остановить, пока не поздно

Московский район ждут крупные градостроительные преобразования

Московский район ждут крупные градостроительные преобразования

В Московском районе на два десятилетия вперед намечены объемы нового строительства в 5 миллионов квадратных метров.

banner

Реклама

  • profilbann
  • tihbann
  • invbann
  • BisBann
  • vb_bann
  • resursbann
  • shternbanner
  • fevralbann
  • komfortbann
  • KSTbann
  • bulvar_bann
  • ervbann
  • investbann
  • ksibann
  • AkfenBANN
  • balturBann
  • 6f0998792f
  • 9e295e155c

Контакты и информация

  • г.Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, 17Б, ТЦ «МЕГА» офисный центр, каб. 709, 7-й этаж. Тел./факс (4012) 30-33-39.
  • Реклама в газете...

В 2015 году газета отметила свое 20-летие. Согласно социологическим исследованиям, а также оценкам риэлторских компаний и строительных фирм города, газета \\\\\\\\\\\\\\\"Рынок жилья\\\\\\\\\\\\\\\" стала ведущим изданием, освещающим вопросы недвижимости Калининграда и Калининградской области.

Социальные сети

  • RSS лента

Самые популярные рубрики

© 2010 - 2011. Сделано в iwest-media - создание визуальной продукции в Калининграде | Альмонд Медиа - продвижение сайтов | Все права защищены.