Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития России. Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни. Повышение качества централизованного водоснабжения до уровня, достигнутого западноевропейскими странами, позволит населению использовать водопроводную воду и не прибегать к использованию бутилированной воды. В последнее время в этой области произошло несколько важных событий как местного, так и всероссийского значения.
Прежде всего, хотелось бы отметить важное событие городского масштаба: в четверг 13 января 2011 года в поселке Чкаловск была открыта новая станция очистки и обезжелезивания воды. На станции есть возможность очищать до 6 тыс. кубометров воды в сутки.
На прошлой неделе вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2010 г. №1092 «О федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011 - 2017 годы», которое утвердило указанную программу (далее – Программа).
По данным федерального статистического наблюдения за 2009 год, приведенным в Программе, доля проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 16,8 процента, а по микробиологическим - 5,1 процента. Пятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2008 год в Российской Федерации подается в сеть на хозяйственно-питьевые нужды более 11 млрд куб. метров воды в год, однако 30,5 млн человек, или 22 процента населения, не обеспечены услугами централизованного водоснабжения. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2009 год, централизованный водопровод отсутствует в 11 процентах городов и 53 процентах сельских населенных пунктов. Около 40 процентов водопроводных сетей нуждаются в замене, при этом ежегодно меняется не более 1,5 процента водопроводных сетей. Степень износа основных фондов, задействованных в распределении, сборе и очистке воды на конец 2009 года, составила 53,8 процента (в 2003 году - 51 процент).
Задачами Программы являются:
- развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
- создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве и экологического законодательства Российской Федерации;
- модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредствам поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Существующая нормативная правовая база не позволяет применять в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод наиболее эффективные формы управления и добиться исполнения обязательств по обеспечению населения водой необходимого качества. В связи с этим Программой предусмотрено создание правовых, организационных и экономических условий, направленных на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод; совершенствование системы государственного регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; внедрение современных целевых показателей развития и оценки качества деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе с использованием международного опыта.
Модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод будет обеспечиваться путем осуществления капитальных вложений и реформирования сложившихся в отрасли отношений посредством реализации мероприятий региональных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации.
Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы в 2011 - 2017 годах за счет всех источников составит 331,8 млрд рублей, из них: за счет средств федерального бюджета - 9 млрд рублей, за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 9 млрд рублей, за счет средств из внебюджетных источников - 313,8 млрд рублей. Указанный объем финансирования определен исходя из существующих расходов бюджетов всех уровней на капитальные вложения в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, составляющих около 18 процентов общего объема капитальных вложений и возможностей по привлечению заемных средств на реализацию инвестиционных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Инвестиционный потенциал сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в части замены водопроводных и канализационных сетей по оценкам, изложенным в Программе, составляет не менее 400 млрд рублей.
Ожидается, что в результате реализации Программы будет достигнут рост обеспеченности населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям, и доступа к централизованным системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, что приведет к повышению качества жизни граждан, снижению заболеваемости, связанной с распространением кишечных инфекций и антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений, а именно:
- увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности: по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который должен снизиться с 16,8 процента в 2009 году до 14,4 процента к 2017 году; по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 5,1 процента в 2009 году до 4,4 процента к 2017 году;
- увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 46 процентов в 2009 году до 53 процентов к 2017 году;
- уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 42 процентов в 2009 году до 28 процентов к 2017 году;
- увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 5 процентов в 2009 году до 30 процентов к 2017 году.
Государственным заказчиком Программы является Министерство регионального развития Российской Федерации, которое осуществляет текущее управление Программой и несет ответственность за ее результаты. Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в целях обеспечения реализации мероприятий Программы осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Контроль и организация комплексных проверок за ходом реализации Программы возлагаются непосредственно на Министерство регионального развития Российской Федерации. К сведениям, содержащимся в промежуточных отчетах и годовых докладах о ходе реализации Программы, должен быть обеспечен открытый доступ.
Газета "Рынок жилья", https://rynokzhilia.ru, №3, 27 января 2011 г.