Королевский замок и (или?) дом советов
Архитектурные конкурсы приобретают в Калининграде регулярный характер.Вот и на прошлой неделе в Музее Мирового океана калининградцы увидели еще одну архитектурную версию «по мотивам Королевского замка».
Начнем сначала
Очередной конкурс на освоение пространства, которое когда-то занимал орденский, а позже Королевский замок, был объявлен в мае этого года, как «продолжение банкета» «Сердца города». На этот раз не градостроительное, но архитектурное.
По условиям конкурса участники нового забега должны были представить объемно-планировочное решение пространства бывшего Королевского замка, раскинувшегося на четырех с половиной гектарах самого что ни на есть центра Старого города.
Попутно проектанты должны были осмыслить и сопредельные территории – бывшего палаточно-торгового комплекса «Старая башня» и Дома советов.
На этой площади требовалось разместить несколько музеев и три зала – многофункциональный, выставочный и зал церемоний, в том числе и правительственный.
Участников было много. Поначалу на конкурс пришло больше ста заявок, до финала дошли лишь 37.
И, конечно, выбирать лучших из тридцати семи – совсем не то, что из девятнадцати, как это было в предыдущем — градостроительном — конкурсе.
Жюри волновалось, спорило, и объявление победителей состоялось в стиле «бохо», что, впрочем, не снизило его эмоциональный накал.
Лучшим проектом была названа работа калининградского архитектора Антона Сагаля, который и получил первую премию весом в два миллиона рублей.
На втором месте (с премией в миллион) оказалась петербургская «Студия 44», победившая на прошлом конкурсе на лучшую градостроительную концепцию Острова Канта и Королевской горы, а третье поделили между собой архитекторы из Италии и Испании.
Свои Помпеи
Начнем с бронзы.Итальянцы и испанцы предложили полярные решения – испанцы разместили весь комплекс под землей, а итальянцы, наоборот, устремились ввысь, нарастив над Домом советов еще такой же по высоте и объему куб из золотого стекла.
По мнению членов жюри, оба проекта – вызов приземленности.
- Мы выбрали их не для того, чтобы воплотить, а для того, чтобы над ними думали, — поясняет выбор жюри архитектор из Москвы Юрий Аввакумов.0
- Оба решения элегантны: итальянцы апеллируют к Иммануилу Канту, предлагая устроить в огромном пустотелом объеме из золотого стекла центры творчества и школы философии. Испанцы – не строить ничего ни рядом, ни над разрушенным замком, а законсервировать и сохранить руины как есть, — своего рода памятник кровавой эпохе. Мы привыкли к вертикальным монументам, а тут фактически возникнет своя Пальмира, свой Парфенон, свои Помпеи.
Петербуржцы предложили построить Королевский замок в тех же его очертаниях, но без намека на историческую подделку — эдакий футляр для археологического памятника с внутренним двориком, на крыше которого будет располагаться верхняя площадь.
Действующая.
Взаимосвязь времен
А вот проект Антона Сагаля, прежде всего, хорош тем, что не является раз и навсегда взятым в рамки – предполагается, что это лишь стартовая площадка для дальнейшего развития идеи и территории. Их можно разбить на стадии и строить хоть одновременно, хоть поэтапно разными силами.
Архитектор предлагает воспроизвести восточное и западное крыло замка на высоту четырех этажей так, как они выглядели века назад. Все остальное будет построено в современном – вполне брутальном – стиле, который так сочетается со стилем Дома советов, этот памятник советской эпохи заслуживает своего места в истории и своего собственного проекта благоустройства.
Таким образом, автор проекта гармонично и естественно соединяет разные эпохи.
На месте «Старой башни» встанет шестиэтажное здание Конвента.Современная часть огромного здания займет два нижних этажа – там будут расположены книжные и сувенирные лавки, кафе, медиатеки.
На третьем и четвертом – выставки и ярмарки.
На пятом и шестом – офисы и конференц-залы.
То есть, пять локальных и уютных пространств для всякого разного времяпрепровождения.
- Такой проект на самом деле очень мобилен, — считает Юрий Аввакумов. – В нем есть та лаконичность форм, которую сложно испортить.
Другой член жюри, бывший главный архитектор Берлина Ханс Штимманн полагает, что проект Антона Сагаля соединяет исторические корни этой земли с символом советской эпохи, Домом советов. Это проект, который показывает связь времен – прошлого, настоящего и будущего, проект, в котором изначально заложено дальнейшее архитектурное развитие Калининграда.
Но прежде всего проект симпатичен тем, что предлагает городу прекрасное публичное пространство, и не одно, а целых пять.
Для самых разных целей.
И вообще, он идеально отвечает поставленным задачам, — считает Ханс Штимманн.
Профессор архитектуры (и практикующий архитектор) Сергей Скуратов подтвердил, что решение жюри по поводу проекта Антона Сагаля было единодушным: проект отвечает на множество профессиональных вопросов, а также объединяет, примиряет и соединяет, показывая каким должен быть город и его центральное пространство. Проект уместен со всех точек зрения, к тому же исключает конфронтацию – не ссорит население и не провоцирует конфликты, а наоборот – консолидирует, что нынче большая редкость. Наконец-то появилась идея, которая объединит и защитников восстановления замка, и его противников.
Вот так-то.
Елена Чиркова
https://rynokzhilia.ru, №35 (988), 17 сентября 2015 г.
0 коммент.назад...