У нового генплана много оппонентов
Как быть городу без генплана? Да никак! Город не может позволить себе крупные проекты, пока его площадь не распланирована, пока не намечены направления роста… В общем, как и на любом земельном участке, ему, городу, сначала нужно определиться, что и где строить, где проложить водопровод, где посадить дерево, а где наметить въезд-выезд, вот только участок этот размером 223 квадратных километра.Прошлый генплан, разработанный петербургскими специалистами из ЭНКО, был несовершенен. Точно так же несовершенной оказалась и транспортная схема от минских профи. Так ведь совершенного генплана, как и абсолютного счастья, не бывает… хотя к идеалу стремиться надо
Душевный настрой
За право разработать новый ГП – да чтоб на двадцать лет вперед – бились девять претендентов из нескольких городов России, но всех победили ростовчане, спустив цену до такой «нижины», за какую уже никто бы и не согласился и просто ничего не делать (с 23 миллионов до 9 с копейками).
Эксперты, как один, отнеслись к этому факту скептически.
- За такие деньги сделать генплан Калининграда нереально, — заявил экс-председатель областного Союза архитекторов Сергей Гулевский, — это будет документик, соответствующий закону, но без особого смысла и градостроительных идей, потому что градостроительные идеи стоят дорого.
- Парни из Ростова сделают нам рестайлинговую модель действующего генплана, — добавил депутат горсовета Александр Пятикоп, за десять с лишним лет работы в комиссии по градорегулированию собаку съевший на градостроительных проблемах, по сути, все тот же добрый старый генплан…
Видимо, минорная увертюра задала соответствующий тон дальнейшей работе: уже первый ее этап вызвал шквал критики, шесть раз «парням из Ростова» проект возвращали на доработку, но и после доработок экспертная оценка (от НИПИ Институт Генерального плана Москвы) обескураживала: мол, расчеты производились на неполных и неактуальных данных о фактической ситуации в городе, не сформирована концепция транспортной схемы… и вообще, в поданном виде она представляет собой соединение несоединимого, к тому же, мол, это несоединимое где-то у кого-то заимствовано.
Короче, побили.
Однако ж в истории последней цивилизации ни один разработчик ни одного генплана без синяков не обходился, хотя ростовчанам досталось больше плюх и меньше денег, чем их предшественникам: те не один год топтали землю Канта, прежде чем выдавали свой интеллектуальный продукт. И как тут было не накинуться на новенького, если этот новенький к тому же свеж и небит. И еще не знает, чем – помимо трех архитектурных стилей и старинных горбатых улочек – чреват город К., раскинувшийся на 223 квадратных километрах.
Горшки: тонкости обжига
Предшественникам ростовчан было легче — молча сделали, махнули товаром перед носом и берите, что дают. Публичное обсуждение было до обидного кратким и каким-то ненастоящим.
В этот раз мэр Александр Ярошук пообещал самое широкое обсуждение:
- Пока то, что представлено, это видение специалистов, которые его создают. Документ еще не принят, мы открыты для полемики. Ничего не поздно корректировать и менять.
Городские власти не пожалели ресурсов, неоднократно собирая публику на обсуждение, чтобы выслушать и внести (по возможности) в проект дополнения или исправления, — глава городского комитета архитектуры Артур Крупин и разработчик проекта Сергей Трухачев из «Южного градостроительного центра» (Ростов), возникали то тут, то там, – люди уже начали здороваться с ними, как с соседями по этажу.
Народ живо интересовался, как генпланщики решают задачу зеленых и пешеходных зон, социальных объектов (в том числе и тех, что должны появиться к ЧМ-18) и культурно-исторического наследия, дорожно-уличной сети и велодорожек, а более всего – что у нас будет с транспортной схемой?
Исправят ли ростовчане петербургские ошибки – оторванность документа от жизни и Правил землепользования и застройки? Точечную застройку центра — когда в малоэтажных «немецких» кварталах появлялись многоэтажки?
Конечно, «исправить» высотное здание, срубив уже заселенные этажи, невозможно – но как не допустить повторения пройденного? Что будет с парками и скверами, спрашивали горожане, тыкая в карту с Макс Ашманн-парком, съежившимся со 130 гектаров до 65, и в постепенно застраивающиеся скверы?
Ошибки старого генплана ударили и по строителям – застройщики, получавшие землю от администрации города, не могли реализовать проекты, потому что генплан не предусматривал на ней инфраструктуру.
Итак, ростовчане преодолевают пока еще третий этап генплана, — всего же их четыре.
Жизнь трудна и несправедлива. Ростовчане за более краткий срок должны сделать то, что до них нарисовали петербуржцы из Научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО», долго и упорно квартировавшие в Калининграде. А специалисты из петербургского же НИПИ
Территориального развития транспортной инфраструктуры – комплексную схему развития общественного транспорта, которая так и не получилась у Белорусской ассоциации экспертов (они переделывали ее девять раз!).
Но не боги горшки обжигают, и проектантам из Ростова — после калининградского опыта — сам черт не страшен, тем более, что горожан призвали вникать в генплан и всячески содействовать его разработчикам.
Цель перед ними поставлена: «…достичь хороших результатов при разработке генплана. Результаты должны быть реалистичными, поэтому мы рассматриваем генплан во всех плоскостях социально-экономического развития жизни города. Сегодня обсуждаются вопросы, связанные с экологичностью решений, направленные на развитие пешеходных связей и на создание велосипедной сети. Мы надеемся получить реальные предложения, чтобы было возможно внести изменения в утверждаемую часть генерального плана, которая находится сейчас в стадии согласования. Принимаются любые разумные предложения, которые дадут потом возможность реализовать материалы генплана, сделав жизнь горожан более удобной, комфортной во всех отношениях» (Артур Крупин).
План и суровая действительность
Разработчикам генплана приходится сводить к общему знаменателю много неровностей и серьезных несовпадений Калининграда, города поистине «трудного».
Все течет и все изменяется. За 20 лет действия нового генплана в Калининграде должны появиться 23 школы, 58 детсадов, 20 физкультурно-оздоровительных комплексов, 55 скверов, 30 благоустроенных парков и 15 благоустроенных набережных. А еще – некоторое число поликлиник, театров, детско-юношеских центров, етс.
Правда, если на то будут деньги.
А денег нужно 90 миллиардов рублей. Самый дорогостоящий пункт программы – дорожно-уличный, более 23 миллиардов, а с учетом «искусственных сооружений транспортной инфраструктуры и наземного транспорта еще дороже – плюс 29 миллиардов.
Недешево встанут школы и детские сады.
В общем, цель красива, но астрономически крута.
И в этой ситуации слушания и обсуждения – единственно доступные удовольствия.
Елена Чиркова
https://rynokzhilia.ru, №5 (1007), 11 февраля 2016 г.
0 коммент.назад...