Нужен новый климат-контроль. Для бизнеса
В прошедшую среду в Общественной палате кипели страсти – для непростого разговора, как жить и работать дальше — собрались представители власти, дипкорпуса, так называемые естественные монополисты и бизнес-общественность.То, что сегодня происходит у нас на дворе – новый экономический спад, — попросту кризис. Как водится во всем мире, в такие грустные моменты экономику стран вывозит на себе малый и средний бизнес. Поэтому за ним повсюду стараются ухаживать. Но не у нас. На пути рабочей лошадки, перегруженной непосильной ношей, администрация ставит барьеры. И пусть по команде президента их постепенно сокращают, но и сегодня довольно-таки большую часть спасателей таким образом этот гандикап выбивает из седла.
Вряд ли стоит окунать читателя в тягучие потоки разговоров той самой стороны, которая и ставит барьеры. По словам самих представителей бизнеса, пока власти на местах никак не отвечают за то, что хозяйство на их территории рушится, до тех пор все слова о действующих механизмах и благоприятном климате для развития бизнеса останутся словами.
Вот почему мнение Ирины Губко, «автора» Нового Чкаловска и «Легенд моря» (к слову, соединивших в своей концепции социальное направление с творческим подходом к идее комплексного развития территорий) было принято бизнес-сообществом со вздохом облегчения. Потому что в хоре привычной оратории во славу процветающего сотрудничества Бизнеса и Власти ее голос прозвучал некоторым диссонансом, тем не менее конструктивным. Ведь Ирина Губко подала голос не как член Общественной палаты и не как руководитель рабочей группы по архитектуре и строительству, а как представитель этого самого бизнес-сообщества.
Действительно – долгие и грамотно подготовленные разговоры о создании благоприятной среды для бизнеса, по сути, велись так, словно среда эта, прежде всего, должна быть благоприятной для солистов от власти.
- Где здесь голос бизнес-сообщества? – спрашивает Ирина Губко, по мнению которой роль представителей деловых кругов опять-таки свелась к роли зрителей, а не полноправных участников. – Ведь мы говорим о создании благоприятной среды, прежде всего, для него, для бизнеса!
По мнению главы холдинга ГК «Ремжилстрой», модель «климатической установки», предложенная правительством для улучшения среды обитания бизнеса, сомнительна – у руля новообразования опять-таки старые рулевые:
- Межведомственная комиссия – вся состоит из чиновников, и проектный офис (при той Межведомственной комиссии) – тоже из чиновников. А где голос бизнеса, который сможет сказать, что ему плохо? Я в этой модели не вижу места для бизнеса. Поэтому как строитель хочу предложить свой вариант модели.
Заказчиком, по убеждению Ирины Губко, в данной ситуации должен быть бизнес. И этот бизнес должен «где-то сорганизоваться», причем это «где-то» должно быть отдельно от традиционных организаторов от власти, чтобы в нормальной обстановке иметь возможность сформулировать проблемы по отраслям. Задача колоссальная – пункты согласований, требовавшихся для получения разрешительной документации, подбирались к сотням, а времени на это требовалось года три, не меньше. Окрик президента – прекратить кошмарить бизнес – сыграл свою роль. Минстрой-таки сумел провести анкетирование, с помощью которого выявил болевые точки застройщиков и наметил секции барьеров, которые можно было сократить без вреда для дела. К слову, этой анкеты боялись даже трансроссийские монстры строительства, потому что анонимность опроса, конечно же, была иллюзорной, и власти знали, кого бить «за горькую правду». Но – как отметил министр строительства Михаил Викторов (один из инициаторов этого опроса), калининградка Ирина Губко проявила мужество, и ее анкета сыграла немалую роль в сокращении сроков согласования.
В настоящее время она последовательно продолжает добиваться улучшения, но считает, что такое право и возможности – на организованную и целенаправленную работу – должны иметь все отрасли: у каждой наберется проблем не меньше.
Выход?
- Каждая отрасль делает свой аудит и формирует в виде технического задания для власти, — считает Ирина Васильевна. – Это техзадание должно преследовать цель улучшения условий для развития отрасли. И региональная или муниципальная власть, получив это техзадание, должна с ним работать. А дальше дело за экспертным сообществом, — орган, который должен по идее делать экспертизу этой деятельности и осуществлять контроль. Иначе власти, получив задание, вряд ли поторопятся его исполнять, да и кто потом скажет, исполнила она его или нет?
Поэтому в модели «улучшения климата» должно быть три составляющих, и если мы эти составляющие не выстроим – модель выльется в формально-демонстративные действия, а бизнес потеряет к ней интерес… и не будет в ней участвовать. Нашлись у главы строительного холдинга и другие замечания. Например, по формированию рабочих групп (которые в проектном офисе возглавляют одни чиновники), что вызывает у нее очень большие сомнения – будут ли такие рабочие группы эффективны. Что диктует новоизобретенная модель тому же министру строительства?
- У нас уже есть рабочая группа, которую возглавляет министр по строительству Михаил Викторов. Это достаточно многоуровневая деятельность. Но ведь новая модель требует, чтобы он еще и отвечал за показатели эффективности процедур регистрации предприятий, а также эффективности процедур регистрации прав собственности и эффективности процедур по выдаче лицензий (в том числе, медицинских, по перевозчикам и так далее). А перелистайте отраслевое законодательство только наше, строительное – там семь основных законов, по которым работают застройщики, и только за один год в них внесено столько изменений, что под ними не видно первоначальной основы. И если обязать министра собирать проблематику еще и со всех других отраслей — и точно так же погружаться в другое законодательство? Я не вижу мотивации, по которой чиновника можно уговорить с этим работать. Чиновники у нас и так уже по 12 часов в день работают. Как бы мы их ни ругали – их рабочий день не должен быть 24-часовым.То же и с мотивацией бизнеса, которую определяет предложенная властью модель. Ведь сегодняшний бизнес, который и так вынужден работать в условиях кризиса, должен тратить свой интеллект, время, эмоции – и много еще чего, включая конфликты с властью, — и при этом еще успевать создавать благоприятную среду для инвесторов, которые в эту среду потом придут. Получается, что мы, предприниматели, должны создавать благоприятные условия для своих конкурентов?
А как работать в одной упряжке с чиновником? – продолжает Ирина Губко. – Попробуй-ка скажи ему: «Вот здесь ты, Вася, не прав», — потом он непременно тебе это припомнит – когда придешь решать свои вопросы. Чиновники держатся за родной барьер, как за ресурс! Поэтому надо хорошо подумать, а с какой площадки бизнес должен говорить о наболевшем, чтобы власть его потом за эти речи не прессовала? Для этого и нужно экспертное сообщество – формализовать техзадание для власти и проконтролировать потом его работу.
Один из отправных пунктов, который может задать направление и скорость, по мнению Ирины Губко, это рейтингование муниципалитетов, на территории которых и происходит материализация проектов. Так, в Ленинградской области такое действо уже было осуществлено – и это привело к существенному сокращению административных барьеров. А для начала оттолкнуться хотя бы от каких-нибудь пяти-десяти критериев. Например, есть ли у данного муниципалитета своя стратегия? Генплан? На сколько лет? Проекты планировок, отделы развития и т.д.? Рейтинги необходимо размещать в публичном пространстве. Тогда увидим, у кого привлекательная среда для инвесторов, а у кого нет.
Елена Чиркова
https://rynokzhilia.ru, №15 (968), 23 апреля 2015 г.
0 коммент.назад...