Кто раскупорит калининградские пробки?
Так что голубая мечта любого градостроителя – вычеркнуть автомобили из исторического ядра как фактЪ, чтобы оставить эту территорию для многострадального общественного транспорта и для лучшей части человечества — пешеходов.
Как раз выдавливание и предложили разработчики транспортной схемы
Два лучше, чем один
Над транспортной схемой областного центра трудились сразу два института: петербургский НИПИ территориального развития транспортной инфраструктуры и ростовский «Южный градостроительный центр».
С разбегающейся гаммой, однако, промучились недолго, решив, наконец, объединить общие достижения и посмотреть, как они сочетаются на едином пространстве.
Город терпеливо ждет результатов – схема развития крайне нужна, чтобы зарезервировать под это развитие землю, примерить все множащуюся коллекцию ожерелий круговых развязок и наметить точки пересечения – для будущих транспортно-пересадочных узлов.
Ждать, впрочем, не впервой: до этих двух организаций над решением транспортных проблем рыбой об лед бились минские проектировщики – и лед не пробили, и потрепали себе нервы.
В этот раз схема должна быть завершена в 2016-м, а пока закончен второй раунд генплановой страды.
Если бы это было все! Предстоят еще хлопоты со вторым документом, логически следующим за утверждением генплана – комплексная схема организации дорожного движения, которую будет принимать Минтранс
С игрой в четыре руки вышли накладки: чтобы осуществить единственную, увязанную с общей партитурой петербургскую идею с кольцевой развязкой вокруг Королевских ворот, потребовалось бы снести любимый горожанами сквер, кроме того, сложно громоздить в центре города новую кольцевую развязку, к тому же не слишком эффективную. Да и сам этот ход ростовчанам, которые начали думать над схемой раньше, не нравится: по мнению директора «Южного центра» Сергея Трухачева, лучше грамотно сделать перекресток «с карманами», чем выстраивать дорогое и нефункциональное кольцо.
Однако в генплан ее все ж таки внесли.
Но все это мелочи на фоне главного апокалипсиса – большой ликвидации авто в центре города.
Не надо изобретать велосипед
Самое пикантное в этих транспортных планах – добиться не мытьем, так катаньем, чтобы автомобилисты сами плюнули на идею проехать через центр. Тем более в него приехать.
Далеко за велосипедом ходить не надо: в европейских столицах его уже изобрели — создали такие условия, что народ действительно плюнул на возможность автокомфорта и одел ролики, прогулочную обувь и даже встал на самокаты. Потому что все вдумчиво закручено в один проблемный блок: места для парковок сокращены и запрятаны в пространственных карманах, да и на этих пятачках парковка стоит экстремально дорого. Экстремален и сам скоростной режим, запрограммированный так, чтобы не обгонять пешехода. Все эти придумки, старательно перенесенные в условия калининградского центра, должны отпугнуть от «свята места» и наших городских кентавров, заставив уйти на окружные объезды и скоростные магистрали.
Просто до гениальности.
И не надо ломать голову над расширением дорог (не сносить же дома?), выкройкой пресловутых карманов, строительством парковочных «этажерок» и т.п.
Зато общественному транспорту уготована райская жизнь. Остается разве что обеспечить ровный асфальт взамен горбатого, или выложить русло пешеходного потока нарядной тротуарной плиткой, прорыть несколько подземных переходов, а далее все само образуется.
Одна беда – мы не совсем европейцы, и выбор окольных путей для объезда центра не богат. Его, выбора, попросту нет.
И уж точно, те, кто привык к личному пространству в собственном авто, как пить дать, не захотят втиснуться с ним (личным пространством) в общественную бочкотару автобусов и микрашек.
Простите – пробовали.
Да и уникальный эгоизм наших водителей, не раз воспетый путешественниками из других стран, вряд ли позволит внедрить райскую схему в наш транспортный ад.
Не доказал своей эффективности и «скальпель» дорожного правопорядка – эвакуаторы, которые предпочитают охотиться не там, где нужно «отсечь лишнее», а там где им удобнее, желательно, подальше от всяких прожекторов перестройки. То же и с выбором дичи – хватают не ту, что мешает движению, а ту, с которой меньше хлопот и больше прибытка.
Простите – насмотрелись.
Дама, загородившая проезд в квартал вольготно расставленным автомобилем и пьющая полуденный кофей за столиком у окна, конечно, сумеет быстрее «как выскочить, как выбежать» и спасти от эвакуации свой транспорт, чем какая-нибудь мамочка, которая привезла дите в поликлинику и сидит с ним в очереди.
Сюрприз может ждать и несчастного экспедитора, затащившего в магазинчик пудовую упаковку товара – пока он оформляет накладную, его росинанта вполне может похитить страшный эвакуирующий хищник.
А попробуй-ка дозовись этого серого санитара, когда нужно убрать какой-нибудь наглухо затонированный лендкрузер, устроивший закупорку проезда по хотению своего хозяина в самом что ни на есть неположенном месте!
Да мало ли шалят наши скальпели…
Нет, «упорядочить порядок» не помогут и они…
Что же до пешеходной зоны, то нечто вроде попытки создать такой вот пеший «перегон» по центру города у нас уже есть – это очень длинный интервал на Ленинском проспекте между остановками у гостиницы «Калининград» и у площади Победы. Общественный транспорт на этом перегоне не останавливается, до остановки нужно идти не один километр, что не по силам людям преклонного возраста, и жаль, что градоначальники не слышат, как их костерят за это счастливые пешеходы.
Ну а если вычеркнуть еще и автомобили.
Альтернативы
Собственно, сократить авто-поголовье можно – при условии, что общественный транспорт вдруг возьмет и наладится: комфортабельных автобусов станет больше, ездить они будут с точностью швейцарских часов, развивая неплохую скорость по выделенной полосе и даже обгоняя личные авто, а также не будут исчезать после 21.00 часа, а хозяева незаконно припаркованных авто в центре города быстро ощутят, сколь дорого им обходится такая вот езда.
Пока это фантастика.
Но надо, чтобы она как-то вошла в соответствие со злобой дня, потому что других решений – как обеспечить проходимость транспортных сосудов – попросту не существует.
Ну а личный автотранспорт должен получить что-то взамен проезда по центру, пока что представляющего собой мало хорошего. А кому нравится такое движение — пунктирное, в рваном ритме тяжелого металла, в облаках выхлопа, просачивающегося сквозь фильтры?
Возможно, со временем калининградцы перейдут на велосипеды и самокаты, как это устроил Ян Гейл для жителей Копенгагена. Помимо повальной демобилизации личного транспорта проектировщики предлагают городским властям сосредоточиться на развитии хорошей улично-дорожной сети на юге Калининграда (куда протянутся и трамвайные пути), а также строительстве западного участка второй кольцевой, названный ими Западной проммагистралью. Ее задача – связать юг, запад и север областного центра.
Проектировщики полагают, что городу очень не помешают новые хордовые и кольцевые трассы, — даже через Преголю и залив, — всего около 170 километров новых дорог.
Вот до той поры пусть личные автомобильные стада и подождут.
https://rynokzhilia.ru, №45 (998), 26 ноября 2015 г.
0 коммент.назад...