Нет, качественный ступор
Встречи, выезды на объекты — все это было зрелищно. Очень.
Вслед за этим последовало принятие 214-го закона, одним из авторов которого являлся все тот же уважаемый депутат.
Правда, закон, принятый в защиту безвинно пострадавших, являл собой более символ, нежели механизм для наведения справедливости, мол, о пострадавших помнят — и то хлеб.
Видимо, вот этот символизм законодательного продукта все ж таки немало смущал его авторов, жаждавших действенности и качественной реакции. Недавние поправки в этот закон упущение исправили – и эффект превзошел все ожидания. Более того, вызвал если и не паралич, то качественный ступор.
И не только в Калининградской области, привыкшей ко всяческим пилотным проектам, но по всей России.
Суть поправки в том, что отныне допуск к страхованию объектов долевого строительства получают те компании-страховщики, чьи собственные средства составляют не менее 1 миллиарда рублей (ранее было достаточно иметь 400 миллионов).
Помимо этого компания не должна иметь нареканий от Центробанка по поводу несоблюдения финансовой устойчивости, как минимум, в течение полугода.
Таким условиям отвечают всего лишь 20 страховых компаний России (такие, как «Ингосстрах», «Альфа Страхование», «ВТБ страхование»), которые, по большей части опять-таки не берутся страховать застройщиков – слишком высоки риски даже с монстрами строительного рынка. Примером тому может служить СУ-155 — падение спроса ударило сразу по большому числу дочерних компаний, а маневренность гигантов по определению хуже, чем у тех же середнячков.
В качестве страховщиков могли бы выступить банки, но и они не горят желанием играть в азартные с рисковыми клиентами.
По сути, строителям ничего не остается, как вступить в ОВЗ, то бишь, в НО «Потребительское общество взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков», связанное все с тем же Александром Хинштейном, но это, по мнению подавляющего большинства, слишком дорогое удовольствие.
Последствия не заставили себя долго ждать: за три недели октября в Санкт-Петербурге не было зарегистрировано ни одного договора по долевому строительству. Такая же картина в Калининграде, Екатеринбурге, да и в большинстве регионов России: страховые компании, допущенные к процессу, увидев строителя, «переходят на другую сторону улицы». В этом их полностью поддерживают банки.
Таким образом, застройщикам остается бросаться в третьем направлении – в роскошные объятия ОВС.
Усиление страхового эффекта имело свою уважительную причину: страховка, по сути, стала проформой, которая практически ни к чему не обязывала. И дольщик, пострадавший от недобросовестного застройщика, мало что мог получить в результате банкротства компании в качестве компенсации — помимо искреннего соболезнования.
Застройщику же достаточно было иметь бумажку, подтверждающую факт страхования, а это могли устроить (и устраивали) мелкие страховые компании, не слишком обремененные заботами о собственной репутации. Собственно, альтернативы-то и не было, так как серьезные страховщики со строительными компаниями старались по возможности не связываться.
«Мелкий частник» брался за работу под полтора-два процента, но с такими деньгами они не могли бы покрыть расходы, не дострой их клиент хотя бы один объект — для этого нужно поднимать тариф на 10-15 процентов. Естественно, на столько же увеличилась бы и цена квадратного метра.
В условиях падения спроса и 10 процентов – самоубийство, особенно для небольших компаний.
В общем-то ситуация опасная как для застройщиков, так и для страховщиков: если они боятся риска, значит, не внушают доверия сами. И никто не будет разбираться, какое именно банкротство им придется оплачивать – настоящее или подстроенное: страдальцы-то простые российские дольщики, а им все равно, по какой причине они остались без уже оплаченного товара.
Октябрь оказался для строителей несчастливым месяцем.
Возможно, Минстрой России предложит нечто, что поможет вывести отрасль из ступора – например, новую схему кредитования застройщиков. Сейчас банки берут в залог участок под строительство на 20-30 процентов ниже кадастровой стоимости, Минстрой предлагает пересмотреть эту схему.
Как сообщает пресс-служба министерства, в Центробанке готовится документ, который предлагает изменить существующий механизм кредитования. Например, вывести строительные объекты из категории высокорискованных и вообще смягчить к ним требования.
https://rynokzhilia.ru, №41 (994), 29 октября 2015 г.
0 коммент.назад...