Результаты вашего поиска

За чей счет банкет?

Опубликовано v.kulyabin на 01.06.2016
| 0

То, что наш жилой фонд ветшает и нуждается в реанимации, ни для кого не секрет. Да вот заняться им все было недосуг. Были дела посерьезнее.

Наконец, окинув город с высоты Миллениума, власти смутились, а фасады покраснели от стыда – город откровенно ветшал. Но организованный подход к капремонту оформился гораздо позже – когда верхи действительно не смогли жить посреди трущоб.

Первый камень — в законодателей

Возможно, прорыв на федеральном уровне и имел бы результатом капитально отремонтированное жилье, но подпортил закон, предписывающий разыгрывать подряды на конкурсах и аукционах. Глава городского строительного департамента в то время, Павел Саркисов, откровенно называл законодателей, придумавших его, врагами народа: в соответствии с буквой закона конкурсы, как правило, выигрывали аферисты. И то: кто меньше предлагал цену вопроса, тот и барин, пусть у него, кроме авторучки и письменного стола, временно поставленного на съемной площади, ничего нет.

Итогом конкурсных перипетий явились недостроенные школы, изуродованные и брошенные после ремонтных катаклизмов дома, разор бюджета и гроздья народного гнева.

Газета «Рынок жилья» не оставалась в стороне от проблемы – писали мы и о домах без крыш, открытые хлябям небесным, особенно сильно явившим себя в кризисном 2009-м. Вспомнить хотя бы о зданиях на Банковской, Офицерской, Каштановой, где ремонт преткнулся на этапе, когда подрядчики оставили в период ливней «вскрытые» кровли – у них не было денег на стройматериалы. Но соблазн получить кусок от 300 миллионов, выделенных в том году на городской капремонт, был велик – попытка его урвать была сделана, невзирая на предсказуемый провал и ущерб, нанесенный ни в чем не повинным жителям этих домов.

Да, собственно, и брались за капремонт немногие подрядчики – не такое уж прибыльное это дело, если работать честно.

И все же дело пошло – город наметил отремонтировать сначала 30 домов, потом 40…

На ловца и на живца

Горожане вроде бы встрепенулись, когда власти предложили им поучаствовать в программе капитального ремонта домов, в которой надо участвовать, если есть желание отремонтировать дом. Таковая была принята местным правительством под фанфары.

Оптимизм обходится дорого. Собственники жилья пустились бегать по инстанциям, собирать недешевые документы, справки. К тому же, сообщив о том, что приоритет на капремонт получат ТСЖ, город охватил ажиотаж по организации сих товариществ. В конце концов, обнаружилось, что далеко не все они набрали баллы для проведения ремонта, и подавляющее большинство осталось при своих ТСЖ с ворохами документов, но без капремонта.

К слову, и жизнь афериста, однако, не сахар: поймали за руку, правда, не всех, но с начала этого года прокуратура области возбудила 7 уголовных дел о хищении средств, выделенных на проведение капремонта многоквартирных домов, общей суммой ущерба на 6 млн руб.

Проштрафилось несколько управляющих компаний, получивших дотации от Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капремонта по документам, в которых завышались объемы работ и необходимое финансирование. Так, в Полесске украли около 760 тыс. руб., нагрешили в Центральном и Московском районах Калининграда, Советске, Гвардейске, Балтийске, — всего более чем на 5 млн руб.

Прореха и проруха, права и обязанности

Понимая, что ни областной, ни муниципальный Боливар такой объем капремонта не вывезет, центр решился сыграть ва-банк: пусть граждане сами ремонтируют свое жилье – надо было думать, когда приватизировали трущобы. Соответствующий закон о ежемесячном отчислении «на капремонт» пока что обсуждает и ругает вся страна.

В том, что касается обитателей новостроек, закон справедлив: купили жилье – сохраняйте свое приобретение в порядке. Но жители старого фонда потерпели безвинно. Взять хотя бы собственников давно обветшавшего немецкого фонда.

Да, закон превентивно оградил казну от претензий обитателей трущоб, приняв постулат, что спасение утопающих… вернее, «бремя содержания общего имущества собственников жилья – обязанность собственников».

Если посчитать, сколько денег потребует капремонт старого немецкого дома, то ежемесячные отчисления на эту похвальную цель далеко превысят возможности его обитателей – с учетом повышения тарифов им и так еле хватает на оплату текущих коммунальных расходов. Какой уж там капремонт…

Однако для бедных в законе есть прореха: если на момент приватизации жилья дом уже требовал капремонта, но не производился, то капитальный ремонт его кровли, а также иных конструкций, относящихся к его общему имуществу — прямая обязанность бывшего владельца жилфонда, как бы он ни менял свое имя по ходу жизни. То есть – государства (ст. 16 Закона РФ от 04.07.91 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Правда, доказывать это придется через суд, самый гуманный в мире.

Есть и другие нормативно-правовые предписания для реализации данного положения, есть и соответствующая судебная практика, есть даже судебные постановления — провести капитальный ремонт многоквартирного дома.

Второй камень законодателям

Вероятнее всего, население спросит со слуг народа за социалистический подход к распределению капремонта. Новелла плоха не всем: собственники смогут выбирать, какие стройматериалы использовать при ремонте. Но этот небольшой бонус с лихвой окупается проблемами распределения: будут ли собственники в новостройках оплачивать капремонт старого фонда, обеспечивая своим внукам слабую перспективу дожить до реализации своего права в своем доме, или им урежут налог до определенного момента износа дома.

Те же, кто не захочет платить или будет выплачивать взносы неаккуратно, подлежат административному наказанию.

Население пессимистично гадает, сколько составит этот налог и будет ли одинаковым во всех регионах — тарифы и цены показывают полный разброс.

Но хорошего не ждет никто.

За пессимизм, к слову, денег не берут, — можно за так прикидывать схемы, по которым «распределители» будут прокручивать капремонтные фонды, отслеживать, как складывается список и нет ли в нем прорух для лобби и т.д.

Для размышления:

Законопроект предлагает размер ежемесячной платы привязать к федеральному стандарту стоимости капремонта 1 квадратного метра жилого помещения. По постановлению правительства № 1077 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012-2014 гг.», этот стандарт в целом по стране на 2012 год составляет 6 рублей, в 2013 году повысится до 6,5, а в 2014 г. — до 7 рублей. Вопрос: если с собственников планируется взимать от 0,5 до 1,5 процента этой величины, сколько домов ежегодно получит полноценный ремонт?

На нулевую ставку могут рассчитывать владельцы квартир в домах, построенных менее 5 лет назад, на пониженную — собственники тех домов, которые государство должно было отремонтировать за свой счет, но не удосужилось. Но, в конечном счете, окончательно размер «налога» на капремонт будет устанавливать регион и муниципалитет – ориентируясь в непроходимом законодательном тумане на ориентиры федерального правительства.

По существующему закону (ст. 39 Жилищного кодекса РФ) «доля обязательных расходов на содержание общего имущества определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме». Это значит, чем больше квадратура квартиры, тем больше доля собственника в общем имуществе дома и тем больше он должен платить за капремонт. Но сколько и, главное, кому и как, остается пока «за кадром».

Депутаты пока ломают головы над схемами «отъема денег». Есть апологеты централизма — когда средства от собственников, проживающих на одной территории (например, в одном муниципальном образовании), будут переводиться прямо на счет специальной организации, действующей от имени региональных властей, минуя счета управляющих компаний и ТСЖ. По централизованной схеме предполагается, что средства собственников одного дома можно использовать для капремонта другого дома лишь на возвратной основе – в долг. При современном уровне инфляции вопрос зависает и усложняется. «Получается, что на плечи собственника ложится обязанность не только восполнить неплатежи несознательных жильцов своего дома, но поучаствовать в ремонте соседних домов», — недоумевает Лазебный.

Их оппоненты – «децентралисты» — настаивают, чтобы накопления средств шли на специальные банковские счета, открываемые УК и ТСЖ.

Возможно, собственникам позволят выбрать одно из двух.

Для справки:

В программу капитального ремонта, реализуемую на средства «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в 2012 году включено 118 многоквартирных домов. Ремонтные работы идут в девяти муниципалитетах: городской округ «Город Калининград» (13 домов), Гурьевский муниципальный район (16 домов), Гусевский муниципальный район (25 домов), Мамоновский городской округ (14 домов), Пионерский городской округ (5 домов), Светловский городской округ (19 домов), Советский городской округ (14 домов), Зеленоградское городское поселение (5 домов), Полесское городское поселение (7 домов). По состоянию на начало сентября ремонтные работы велись в 59 % домов и в 36 % домов – завершены.

Оставить комментарий

  • Расширенный поиск

    0 руб. до 50 000 000 руб.

    Дополнительные параметры
  • Ипотечный калькулятор