Subscribe to RSS
Еженедельная газета
- о купле продаже, обмене, аренде недвижимости Калининграда;
- о новостройках Калининграда и строительстве;
- о новых технологиях, интерьере и дизайне;
- все о рынке квартир Калининграда.

Головоломка Эйлера

Главное, Досуг, 22.04.2010

Семь мостов Кенигсберга.

В конце XVIII века преподаватель кёнигсбергского университета Альбертина, математик Леонард ЭЙЛЕР составил головоломную задачу о семи мостах Кёнигсберга. До сих пор никто не нашел верное решение, а правильный ответ автор унес с собой. Может быть вам повезет? Тогда попробуйте мысленно пройти по всем старинным городским мостам, не проходя по одному из них дважды. Схему мы приводим ниже.

КРЕМЕР-БРЮККЕ (ЛАВОЧНЫЙ МОСТ)

Мост Kraemerbruecke или КупеческийЛавочный мост, или Koggenbruecke – «Ганзейский» мост (Kogge – Ганзейское торговое судно) был построен Альтштадтом к 1300 году – это был первый кёнигсбергский мост. Свое название он получил из-за стоящих на нем торговых лавок, принадлежащих Ордену. Со стороны Альтштадта перед мостом стояли ворота Кремертор (Коггентор, или ворота Св.Георга). Вероятно, уже в Орденское время мост разводился: его центральный пролет поднимался на веревках, по крайней мере, такое впечатление производит изображения моста на планах Брауна и Беринга. Мост был перестроен в 1900 году с использованием металла, камня и кирпича. Малая ширина реки в этом месте (всего 30 м) позволила сделать мост однопролетным. По мосту проходили трамвайные пути. Он был снесен в 1972 году при строительстве эстакадного моста.

ГРЮНЕ-БРЮККЕ (ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ)

Этот мост, построенный в 1323 году вторым по счету, связал остров, а позже и самостоятельный город Кнайпхоф с южным берегом Прегеля, где быстро вырос пригород Кнайпхофа – Форштадт.

Свое название он получил, потому что зеленый цвет являлся одним из цветов Кнайпхофа и присутствовал на его гербе (в «форштадтской» Ластади – складском районе Кнайпхофа существовал также зеленый кран). Мост был сооружен из дерева, его средняя часть была разводной. После возведения каменных укреплений по периметру Кнайпхофа напротив моста были построены Зеленые ворота, украшенные потом красивой богатой башней, на которой впоследствии были установлены часы. Мост был перестроен в 1907 г. На двух каменных быках были установлены три стальных пролёта, средний из которых – разводной. По мосту проложили трамвайные пути. Вместе с расположенной по соседству биржей, построенной в стиле барокко, мост образовал замечательный архитектурный ансамбль. В таком виде Зелёный мост и запечатлен на многочисленных фото и открытках начала XX века. В этом отношении ему повезло больше других. В 1972 году мост был разрушен при строительстве эстакадного моста.

КЁТТЕЛЬ-БРЮККЕ (ПОТРОХОВЫЙ МОСТ)

Мост Koettelbrucke был построен третьим по счету, в 1377 году, для более плотного соединения Кнайпхофа с Форштадтом и «дровяными лугами» – местом, где складировались товары, привезенные водным транспортом. В древности существовало несколько вариаций его названия, многие из них можно было перевести как «подвесной», но закрепилось название Koettelbrucke, то есть Потроховый мост. Название это связано в первую очередь со скотобойней, находившейся рядом с мостом в Форштадте. Мост был разводным и состоял из трех пролетов. В 1621 году мост был смыт наводнением и отстроен заново, однако он уже не был разводным. Мост был перестроен в 1886 году в камне и металле, он стал опять разводным. После войны мост был снесен.

ХОЙ-БРЮККЕ (ВЫСОКИЙ МОСТ)

Первый Высокий мост на этом месте был построен в 1508 году. С его помощью жители Альтштадта получили выход в Натангию в обход Кнайпхофа. Разумеется, кнайпхофцы всячески препятствовали постройке этого моста. Кстати, название «Высокий мост» относилось не к высоте самого сооружения, а к его расположению – он был значительно выше других по реке. Долгое время единственным зданием на дамбе была построенная рядом с мостом таверна «Neuen Krug». Хозяин таверны одновременно являлся и смотрителем моcта. Когда в начале XVI века мост был удлинен и стал разводным, в обязанность хозяина таверны было также вменено следить за исправностью механизма и самой операцией разведения.

При таверне рядом с мостом был разбит сад Альтштадтских городских депутатов – место воскресных народных гуляний. Мост был полностью перестроен в металле и камне в 1883 году по плану городского инспектора по строительству Рихтера.

В 1899 году на левом берегу Прегеля рядом с мостом был построен «мостовый домик». Причиной его постройки было низкое расположение гидравлического аккумулятора для создания равномерного давления в труднодоступном месте. Из-за лежачего положения поршень в аккумуляторе изнашивался слишком рано и неравномерно. Аккумулятор был перенесен в «мостовый домик», где был установлен вертикально. Там же были установлены насосы высокого давления, газовый и электрический двигатели к ним. Вместо обычной воды в цилиндре использовалась смесь из одной части глицерина и двух частей воды. Сам «мостовый домик» был похож на иллюстрацию к сказке. Мост был разрушен во время войны, а в послевоенное время рядом с местом старого моста, выше по течению реки был построен новый разводной мост из железобетона. От старого сооружения остались только опоры и мостовый домик, восстановленный в 1955 году. Сегодня он выглядит просто замечательно благодаря стараниям инициаторов проекта «Рыбная деревня».

ХОЛЬЦ-БРЮККЕ (ДЕРЕВЯННЫЙ МОСТ)

До XV века между Альтштадтом и островом Ломзе существовала только паромная переправа – остров не был застроен и необходимости в постройке моста не было. Первый мост, соединяющий остров Ломзе с «большой землей» на севере был построен только в 1400 году и получил название Holzbruecke, которое в русскоязычной литературе принято переводить как Деревянный. Однако свое название он получил не из-за материала постройки, а из-за своего назначения: он соединял Альштадт с «дровяными лугами» (Holzwiesen), где складировалась древесина, привезенная по реке из Литвы и восточных районов Пруссии. Как мы видим, корректнее было бы называть мост не Деревянным, а Дровяным. Еще в средние века мост был разводным: основные его конструкции были деревянными, разводная часть была узкой (около 4 метров), в качестве противовесов использовались деревянные ящики, заполненные камнями.

Конструкция моста часто обновлялась по частям. Мост был отстроен заново в камне в 1903-1904 годах в том виде, в котором он существует сейчас. При заложении нового моста возобладало желание улучшить транспортную ситуацию, и, несмотря на протесты жителей улицы Хольцштрассе, мост был построен так, чтобы путь от него шел через Линденштрассе прямо в направлении Мюнхенхофплатц. При этом мостовое сооружение пересекало реку под углом 16 градусов, что усложнило его постройку. Перед началом строительства шла активная дискуссия о постройке поворотного моста, тогда через него смогли бы одновременно проходить несколько судов. С другой стороны, это создало бы проблемы для судов, стоящих у пристани, да и время открытия и закрытия моста было бы больше, поэтому все-таки мост был построен подъемным. Для открытия моста использовалось давление воды из городского водопровода. Ширина Прегеля в этом месте составляет 76 метров, оси вращения отстоят друг от друга на 24,5 метра. Сейчас мост визуально почти полностью соответствует своему историческому виду.

ХОНИК-БРЮККЕ (МЕДОВЫЙ МОСТ)

Самый первый мост на этом месте возник в 1542 году, когда герцог Альбрехт разрешил кнайпхофцам построить мост, соединяющий Кнайпхоф и Ломзе «в пику» Альтштадту – до этого пользоваться лугами на острове Ломзе могли только жители Альтштадта. Еще на картах начала XIX века этот мост обозначен как Hoehnbrucke, что можно дословно перевести как «Насмешливый мост» – вероятно, это связано с той историей.

А название «Медовый мост» (Hoenig­brucke) позднее траснформировалось из Hoehnbrucke, по этому поводу есть еще одна легенда: будто обербургграф Безенраде подкупил членов городского совета Кнайпхофа бочками с медом, по крайней мере, так было по мнению жителей города Альтштадта. Путь к мосту со стороны Кнайпхофа шёл через запирающиеся прочные Медовые ворота с башней.

Подъемные части всех старых кёнигсбергских мостов до их перестройки на рубеже XIX – XX веков были очень узкими, в основном шириной до 4 метров, они состояли из четырех дубовых балок, связанных внизу еще одной балкой, которая в закрытом положении переносила большую часть нагрузки на стационарную часть моста. Ось вращения состояла из 4-дюймового железного вала, противовес состоял из ящика с камнями. Медовый мост был перестроен первым из всех кёнигсбергских мостов: еще в 1879-1882 годах, по проекту строительных мастеров Эгера и Фрюлинга. Таким мы можем видеть этот мост сейчас. Он был одним из первых разводных мостов с гидравлическим приводом в Германии. Опоры моста допускают пропуск судов шириной до 10 метров.

Мост ассиметричен: одна его стационарная часть имеет длину 16 метров, другая – 6,5 метра. Покрытие разводных частей состояло из буковых досок на проезжей части и дубовых – на тротуарах. Открытие и закрытие моста приводилось давлением городского водопровода, для этого требовалось всего 40 секунд! Мост сохранился.

ШМИЕДЕ-БРЮККЕ (КУЗНЕЧНЫЙ МОСТ)

Все три города – Альтштадт, Лёбенихт, Кнайпхоф – были плотно связаны между собой как политически, так и экономически, и плотная транспортная инфраструктура превращала их в тот единый организм, который и превратился в 1724 году в город Кёнигсберг.

Для связи Альтштадта и Кнайпхофа одного Лавочного моста не хватало, и во время постройки Кафедрального собора (начиная с 1333 года) был построен Соборный мост (Dombruecke), находившийся чуть выше по течению места постройки будущего Кузнечного моста. Соборный мост простоял не очень большой по историческим меркам срок, вероятно, всего несколько десятилетий.

Кузнечный мост был построен к востоку от Лавочного моста в 1397 году. Мост имел каменные опоры и устои, пролеты были деревянными. Точная причина названия неизвестна, но профессия кузнеца пользовалась в средние века большим уважением. Мост был перестроен в 1896 году по аналогичной другим мостам схеме: для разведения моста использовалось давление воды в городском водопроводе. На альтштадтской стороне у моста находился «мостовый домик», по внешнему виду и функциональному значению аналогичный Высокому мосту. Мост до наших дней не сохранился.

Текст подготовлен по материалам интернет-сайта «Кладоискатель».

Газета «Рынок жилья», https://rynokzhilia.ru, №15, 22 апреля 2010 г.

0 коммент.назад...

Добавьте Ваш комментарий:

Ваше имя:
E-mail:
Сайт:
Комментарий:

*


Все комментарии проверяются администрацией газеты и появляются на сайте только после одобрения. Поэтому будьте, пожалуйста, аккуратны и вежливы в своих высказываниях, уважайте чужое мнение и не оскорбляйте других. Спам удаляется сразу.

Еще статьи...наверх...

Тайна «янтарной камеры»(0)

Куда девались сокровища Лохштедтского замка?

Вторая троя(0)

Открытие калининградских ученых потрясло весь мир.

Ключи от собственной квартиры(0)

Получили 5 семей, проживающих в аварийных домах.

Почему Гермау стало русским(0)

Удивительно, каких только названий нет на белом свете. И что самое интересное, даны они, как правило, неспроста. Вот, скажем, есть в Зеленоградском районе поселок Русский (кстати, почему его так назвали, мы обязательно расскажем, но позже… В самом конце нашего повествования). А пока хотим задать вопрос: известно ли вам, достопочтимый читатель, как у древних пруссов назывался этот поселок?

Город-призрак(0)

или Прошлое, которое мы разобрали на кирпичи

Край текучих вод(0)

Или козни на «козьей горе»

banner

Карта новостроек Калининграда

Карта новостроек области

Новости недели

  • На заседании Общественной палаты Калининградской области с участием губернатора Николая Цуканова, которое состоялось в минувшую субботу, были представлены две, пожалуй, [...]

  • Обзор посещаемости сайта газеты «Рынок жилья» rynokzhilia.ru. 23976 пользователей сети Интернет из 68 стран мира посетили за первые три месяца [...]

  • Главным архитектором Калининграда назначен Олег Купердяев. По итогам открытого конкурса, проведенного администрацией Калининграда, главным архитектором города стал Олег Купердяев. По [...]

  • В Калининграде прошел семинар для специалистов рынка недвижимости. НО «Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области» провел 5 апреля семинар [...]

  • Hовый пешеходный мост через Старую Преголю прошёл весеннюю профилактику.   В минувший понедельник впервые после зимней спячки развели мост Юбилейный. [...]

читать далее...

Реклама


1d18e2b5b1

7d2b76619f

3818288721

c422d74de4

3c40fba83f




06e6dc1ac8

Реклама

Реклама

  • 6f0998792f
  • 8db3358613
  • 986767c7b7
  • 9e295e155c
  • 24d2bb8429
  • aabc37d78e
  • 5a369d67ee
  • c05c3cb391

Контакты и информация

В 2010 году газета отметила свое 15-летие. Согласно социологическим исследованиям, а также оценкам риэлторских компаний и строительных фирм, газета стала ведущим изданием, освещающим вопросы недвижимости.

Социальные сети

  • RSS лента

Самые популярные рубрики

© 2010 - 2011. Сделано в iwest-media - создание визуальной продукции в Калининграде. Все права защищены.