Новая законодательная инициатива вряд ли улучшит ситуацию в долевом строительстве, считает депутат горсовета Александр Пятикоп.
Как улучшить рынок жилья в Калининграде? Как в перспективе должен развиваться и совершенствоваться региональный строительный комплекс? Решат ли проблему обманутых дольщиков новые законодательные инициативы, принятые Государственной думой? Этим вопросам были посвящены публичные слушания в Общественной палате Калининградской области. О чем мы писали в прошлом номере «РЖ» в статье «Что день грядущий нам готовит».В этих слушаниях принял участие и депутат горсовета, долгие годы возглавлявший комиссию по градорегулированию и землепользованию Александр Пятикоп, который высказал свою точку зрения на обсуждаемые Общественной палатой вопросы.
- Александр Иванович, во время общественных слушаний руководитель аппарата национального объединения застройщиков жилья Владимир Холопик говорил о том, что новая законодательная инициатива позволит надежнее защитить граждан, участвующих в долевом строительстве и повысит прозрачность компаний – застройщиков. Так ли это?
- На мой взгляд, вступающие в силу изменения вряд ли улучшат ситуацию в долевом строительстве. Это будет более изощренная форма, которая только увеличит себестоимость работ, притом все затраты в конечном счете лягут на потребителя. Это как с «Жигулями», сколько в них не вкладывай, «Мерседеса» не получится…
Прежде всего, нужно понимать какую задачу мы перед собой ставим. Цель государства – не допустить новых обманутых дольщиков. Но решать ее нужно по-другому. Проще всего было бы запретить участие граждан в долевом строительстве. Чтобы все договоры купли-продажи шли только через банки. Но в чем здесь проблема? В том, что без заемных средств застройщики не в состоянии построить объект. В данном случае мы просто остановим стройиндустрию. В то же время по имеющейся статистике у нас в стране 56 млн человек нуждаются в улучшении жилищных условий. Как же быть? Конечно, во многом решить проблему помог бы рынок арендного жилья. Нужно думать и о том, как расширить социальный комплекс. Называйте эти программы как угодно: «Программы для молодой, для пожилой семьи, для переселенцев… и т.д. Это не решение вопроса, потому что нет механизма, который бы позволил реализовать все эти программы. Если бы в областном правительстве не субсидировали ставки по ипотеке, у нас была бы ситуация еще хуже. Другой вопрос: как сделать доступными банковские кредиты, снизить процентные ставки? По большому счету идеальная схема может выглядеть так: на рынке ипотеки работают четыре уполномоченных государством банка, которые и выделяли бы кредиты и застройщикам, и потребителям, готовым купить жилье. В этом случае, если потребитель или выгодоприобретатель не в состоянии выплатить кредит, квартира остается у банка. Сегодня же картина такая, что ни застройщики, ни покупатели не могут получить кредиты.
- Как же в такой ситуации сделать жилье более доступным для граждан?
- Чтобы расширить категорию граждан, приобретающих жилье, нужно изменить существующий подход: должно быть либо приобретение готового жилья в ипотеку, либо сдача его в аренду. Но тут возникает множество проблем. У государства, к сожалению, нет средств, чтобы покупать готовое жилье у застройщиков, чтобы затем сдавать его в аренду малоимущим гражданам. Конечно, и сами застройщики, чтобы хоть как-то удержаться на плаву могли бы сдавать в аренду уже построенные квартиры. Но откровенно, я не вижу перспектив у строительства арендного жилья.
Третье направление – переселение граждан из аварийного жилья. Эта программа не должна прекратиться и после 2016 года.
И еще, пока не будет реальных юридических основ для частно-государственного партнерства, эти вопросы не решить. Президент Владимр Путин нас призывает: давайте в ЖКХ привлекать частные инвестиции.
Но как дела обстоят в действительности? Все, что мы сегодня говорим о частно-государственном партнерстве представляет из себя лишь некие общие понятия, а вот юридическую форму они до сих пор не приобрели. Концессия есть, а дальше что? Дальше ничего нет. Где законодательная база, которая позволяла бы городу и инвестору заключать инвестиционные договоры? Нужно решать эти вопросы.
- Александр Иванович, мы уже не раз обращались к теме административных барьеров, которые мешают застройщикам нормально работать, затягивают сроки сдачи объектов. Особенно много нареканий в адрес компаний-монополистов. Что вы скажете об этом?
- Данная проблема давно уже требует своего решения. У нас и частные граждане, и юридические лица высказывают нарекания к компаниям — монополистам. Особенно их много в адрес «Янтарьэнерго». Надеюсь, что руководство компании привлекут к ответственности за нецелевое использование 20 млрд рублей дольщиков, которые «Янтарьэнерго» вложило в свою модернизацию. Это беспрецедентный случай, нуждающийся в серьезном разбирательстве.
Вообще же, не исполнение своих обязательств компаниями-монополистами встречается сплошь и рядом. Зачастую застройщик не выполняет свои обязательства потому, что монополист не выполняет свои. А в результате страдает дольщик. А ведь есть постановление, в нем все четко прописано: вот сроки на подключение к водоснабжению, вот к теплоснабжению, к электросетям. Однако выполняются эти предписания из рук вон плохо. И это не может не беспокоить. Необходимо повысить контроль и ответственность тех, кто срывает сроки сдачи объектов в эксплуатацию.
- Калининградская область оказалась весьма привлекательной для переселенцев. Однако многие из приезжих селятся на территории садовых обществ и фактически становятся бесправными гражданами. Делается ли что-то для того, чтобы изменить эту ситуацию?
- Мы много говорим о переселенцах. Это наши соотечественники. И вы совершенно правы, когда говорите, что многие из них селятся на территории садовых обществ. Уже сегодня таких нелегальных домов на территории Калининграда насчитывается свыше 180. Конечно же, их нужно вводить в оборот. Ведь это уже целый микрорайон. Но проживающие там люди поражены в правах, начиная от медицинского обслуживания и заканчивая школьным образованием. Нужна законодательная база о проживании в садовых обществах. Это одна из возможностей легализовать их проживание.
- А вы можете назвать те причины, по которым наша область стала столь привлекательной для граждан из других регионов России и ближнего зарубежья.
- Их достаточно много. Мы часто ругаем наши местные власти и нередко справедливо. Но по сравнению с другими регионами России наш, наиболее благоприятный с точки зрения приобретения жилья. Вы посмотрите, сегодня более половины проданных квартир куплены гражданами, проживающими в других регионах: это наши соотечественники, которые работают на севере, в Сибири, но кто хотел бы поселиться у моря. Привлекают наш климат, природа, близость заграницы. Очень важно и то, что у нас нет конфликтов на этнической почве, что для нашей области характерен межнациональный и межконфессиональный мир. Но это не значит, что у нас все так благополучно. Область крайне нуждается в нормальном финансировании, реализации федеральных целевых программ. Согласитесь, это не совсем правильно, что в прошлом году наша область послала в центр 57 млрд рублей налогов, а получила только 19 млрд. Считаю, что межбюджетные отношения необходимо пересмотреть. Потому что нам крайне не хватает средств на развитие инфраструктуры. На те же школы, детские сады, поликлиники. И второе – нам нужно активнее заниматься развитием промышленных кластеров. И тогда вложения в инфраструктуру и промышленность позволят активизировать жилищное строительство. Люди получат и жилье, и высокооплачиваемую работу. Нужно учитывать наше особое геополитическое положение и выстраивать свою социальную и экономическую политику, исходя из этих особенностей.
Вячеслав КАМИНСКИЙ
https://rynokzhilia.ru, №25 (1027), 30 июня 2016 г.
0 коммент.назад...