Это случилось в последний день, а точнее, ночь октября… неподалеку от развалин прусского городища Камсвикус… Нас заинтересовали сообщения об интересных находках археологов, обнаруживших здесь, в прусских захоронениях, относящихся еще к бронзовому веку, необычные предметы… и мы отправились к месту находки, чтобы порасспрашивать о них местных историков. Пока мы добирались из Черняховска по старому гусевскому шоссе в поселок Тимофеевка, где расположился лагерь археологов, стемнело.
Мы знали, что некогда на этом месте стояла крепость, но от нее, увы, уже ничего не осталось, разве что длинный вал со рвом….
Вдруг со стороны реки выбежала черная корова… Она испуганно бежала по мокрой траве в сторону рва, а за ней неслась, горя зелеными глазами, черная кошка… Замыкал всю эту необычную картину мальчишка-пастух, сидящий верхом на лошади и размахивающий в воздухе длинной пастушьей плеткой. Признаться, от увиденной картины у нас перехватило дыхание. Ведь мы оказались невольными свидетелями развязки страшной истории, разыгравшейся здесь еще до прихода в эти места крестоносцев.
Тогда владел этими местами некий Камсвикус, давший имя и замку, и горе, на которой тот был построен. О жестоком и безжалостном характере хозяина замка его подданные вспоминали с ужасом. Не была в восторге от своего супруга и его жена, пока тот не заковал ее в кандалы и не замуровал заживо в подземелье. От чего стал еще злее и безжалостнее. Народ просто стонал под его деспотическим игом и выл от его изощренных пыток и издевательств. Не пожалел Камсвикус и родного сына, пытавшегося защитить угнетенный народ от своего папы-деспота, за что тоже поплатился жизнью. В конце концов боги не в силах больше лицезреть безобразия взяли и затопили замок. Благо поблизости протекала речка Анграпа (Арсе). Но и это не освободило душу замученной хозяйки замка. С тех далеких времен она является в этих местах путникам в образе черной коровы. Сам же Камсвикус был превращен богами в черную кошку, которая и по сей день гоняется за своей женой, то бишь, черной коровой. Сопровождает же эту «сладкую парочку» черный-черный всадник на черном-черном коне, размахивая над супружеской четой бичом, естественно тоже черным, повергая в трепет случайных свидетелей этой ночной погони. Теперь понятно, уважаемый читатель, почему столь, казалось бы, мирная процессия из коровы, кошки и пастуха так сильно нас напугала.Может, кто-то скажет, что все это плод фантазии далеких пруссов, а точнее, надровов, ибо эта земля некогда носила имя Надровия, и навена скорее всего событиями, происшедшими здесь после захвата этих земель крестоносцами. Так-то оно так, но ведь до сих пор возле горы, где некогда стоял замок, покоится камень длиной 25 шагов и шириной 24 шага на могиле сына Камсвикуса. Это все, увы, что осталось от памятника смелому юноше, который в знак благодарности установили надровы. Да и феи до сих пор по ночам все еще купаются в реке. А мы лишь потому этого не видим, что уж больно они осторожны и не дают себя подслушать, прячась от людей в горе, где у них имеются роскошные апартаменты…
Сказка ложь, да в ней…
Да и вообще с мифами и легендами надо бы быть поаккуратнее и не все, что в них повествуется подвергать сомнению. Тем более, что за время оккупации этих земель тевтонскими рыцарями почти все надровы, как самые ярые противники чуждой для них религии, дольше всех из прусских племен сопротивлялись насаждению христианства, за что и поплатились. Те же немногие, кто выжил, передали своим потомкам легенды и сказания по коим мы сегодня можем судить о том, как же жили пруссы до прихода в эти земли псов-рыцарей.
И что же мы узнаем из этих разрозненных источников. А узнаем мы то, что именно здесь в Надровии, занимающей центральную часть нынешней Калининградской области, находилось одно из главных языческих святилищ у средневековых пруссов: Прусская Ромува. Теперь понятно, почему именно надровы так неистово сражались за сохранение своей религии? И опять мы вынуждены обратиться к мифам.
Согласно записям С. Грунау в «Прусских хрониках» прусские герои Брутейнис и Вайдевýт основали Ромуву в 523 г. Они принесли себя в жертву богам, бросившись в огонь перед дубом святилища. Святилище это находилось в роще под открытым небом. Стен вокруг не было. В центре возвышался большой дуб шириной в 6 локтей с такой густой кроной, что она не пропускала даже капли дождя.
Был сей священный дуб или его не было науке доподлинно неизвестно, но то, что надровы упорно сопротивлялись псам-рыцарям ни у кого сомнения не вызывает.
Прусская крепость Камсвикус, та самая, с которой связана легенда про черную корову и черную кошку, располагалась в самом центре прусской земли Надровия и потому не могла остаться в стороне от главных событий тех лет. Досталось ей, как говорится, по полной программе. Но не сразу.
Впервые братья Немецкого ордена пришли в Надровию в 1256 году под командованием комтура Кенигсберга Бургхарда фон Гернхаузена и захватили языческую крепость Унзетрапис. Есть предположение, что в этом походе принимал участие сам король Богемии Оттокар II Пржемыслович, который считается официальным основателем Кенигсберга. Следующий поход в Надровию рыцари организовали лишь спустя 17 лет после первого. Очевидно, что тевтонцы не очень-то и жаждали владеть этими территориями. Почему? Многое объясняют «Прусские хроники», в которых сказано, что земля эта «сегодня по большей части пустая и заросшая, ибо мощью Тевтонского ордена уничтожена была, и не захотели крестоносцы вновь ее отстраивать, дабы надровиты против них воевали и с другими соседними народами на них нападали».
Но, как говорится, пришли иные времена и псы-рыцари все активнее стали вторгаться в прусские земли. Второй крестовый поход в 1273 году под командованием уже фогта Замланда Дитриха фон Лиделау, для замка Камсвикус закончился захватом и сожжением. Но, видимо, не до конца, потому что уже через год сюда пришел брат Конрада из Тирберга, магистр Немецкого ордена и еще раз прошелся огнем и мечом по этим местам. Вот что говорит об этом походе Марциан Мариниус в книге «Хроника магистров прусских», изданной в Торне в 1582 году: «Повернув от него на юго-запад, магистр с большим войском прошел по земле Надровии с огнем и мечом и, придя к замку Каминис Вике, стоявшему на реке Арсе, разместив, как полагается, все необходимое для штурма, он пошел на замок. С обеих сторон многие были ранены, а в вышеупомянутом замке было 200 храбрых воинов. Наконец, после долгого сражения братья стремительно ворвались и, убив всех мужчин, взяв в плен женщин и детей и захватив огромную добычу, сам замок целиком сожгли». Так сказать, произвели контрольное сожжение. Отчего же крепость так плохо горела? Скорее всего от того, что в отличие от других прусских крепостей была выстроена из камня. О чем свидетельствует и ее название Каминис Вике, что большинство исследователей переводят, как «каменное жилище». Вообще, судя по современному переводу, очень многие прусские слова созвучны русским. Не зря же нас стараются сделать братьями по крови.
Впрочем, давайте вернемся к нашему повествованию.
Крепость старая – имя новое
Изрядно разрушив замок, рыцари, наконец, поняли, что малость погорячились. Уж больно выгодное со всех сторон было у него расположение и употребили его для защиты Инстербурга (Черняховска), который к этому времени становился все крепче и могущественнее. Крепость слегка подновили, соорудили вал, окружили рвом и назвали «Haus Tammow» («Дом Таммов»), превратив его в выдвинутый форпост против литовцев.
Но литовцы тоже не сидели сложа руки, а стали совершать регулярные набеги на тевтонское поселение. Так, в хрониках упоминается сообщение от пфлегера(попечителя) Таммове Иоханна Шенфельда о захвате литовцами Таммове в том же 1371 году. В 1376 году крепость Таммове была превращена в пепел. После очередного набега литовцев, случившегося уже в 1381 году, рыцари построили более надежное сооружение. Однако, когда и эта крепость была разрушена, в 1409 году больше не стали заниматься ее восстановлением, очевидно, посчитав эту затею бесполезной.
Правда, к тому времени в 400 метрах от замка уже выросла целая деревня Таммовишкен. Судя по всему, после разрушения крепости, жителям ее досталось не сладко. Впрочем, документальных подтверждений этому факту не находится.
И лишь в XIX веке вновь проявляется интерес к этим местам со стороны инстербургского общества прусских литовцев. Оказывается, было и такое. Именно на месте бывшего замка Камсвикус они праздновали национальные торжества… Этакая пляска на костях. Вплоть до начала Второй мировой войны Камсвикус был излюбленным местом для туристов и любителей загородных прогулок.
Случалось здесь находили совершенно неожиданные предметы, связанные с историческим прошлым этих мест: то бронзовое кольцо, то старинную застежку, то каменное веретено и даже одну русскую монету 1775 года. Да и сейчас археологи тщательно изучают древнее городище, пытаясь отыскать старинные предметы, способные пролить свет на события давно минувших лет. Ведь что ни говори, а кроме мифов и легенд, хорошо бы иметь и какие-то более вещественные доказательства.
Откуда пришли Сказания о феях?
Часто Орден предоставлял власть на местах витингам – перешедшим на сторону христиан местным представителям знати. В своем угнетении бывших соплеменников они не знали пределов. Железный крест для памятника сыну Камсвикуса – информация из более позднего времени. Такие надгробия стали сооружать в Пруссии не ранее XVI века. Сказания о феях и мчащихся по лесной глуши в полночь оборотнях – черты позднегерманской мифологии, привнесенной в Восточную Пруссию в начале XIII века переселенцами с запада Германии. Лишь упоминание о том, что феи живут в «роскошных палатах», и данные о расположенном рядом с городищем камне представляют ценность как воспоминания местных жителей о древнем прошлом Камсвикуса.
Представляет интерес само название городища. «Вик» по-старогермански – «залив», первая часть слова – «камс» – по-русски означает «овца» (это уже третья версия. – Автор). Логично для XIV – XVI веков восстановить название городища как «Овечий залив» (река Анграпа здесь делает петлю, ее пойма в паводок заливалась, отсюда и рассказ о затоплении замка). Однако, если учесть то, что городище в VI – XI веках являлось перевалочным пунктом на речных трассах между землями пруссов и ятвягов, логичнее применить к дешифровке его названия лингвистические особенности наименования торговых пунктов эпохи викингов. Используя данные скандинавской лингвистики, характерные для таких археологических объектов, название городища можно перевести как «Торговый пункт», на котором производились либо продавались гребни. Действительно, остатки косторезного производства зафиксированы в культурном слое городища.
В. КАМИНСКИЙ
Газета «Рынок жилья», https://rynokzhilia.ru, №44, 10 ноября 2011
https://rynokzhilia.ru, №,
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: