Взгляд на проблему с другой стороны баррикады
Когда в очередной раз вход в отопительный сезон не получилось сделать синхронным, Сергей Мельников, глава городского жилищно-коммунального хозяйства, обвинил в этом управляющие компании, многие из которых вовремя не провели подготовительных мероприятий, а в некоторых случаях начали ремонт систем, не согласовав его с Калининградтеплосетью и городской администрацией.Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны баррикады – как ее оценивают сами управляющие организации. Сегодня их представляет Ольга Аринцева, которая входит в группу руководства некоммерческого партнерства «Альянс», объединившего управляющие компании Калининградской области в саморегулируемую организацию.
Картина маслом: профессионализм
- В чем-то Сергей Мельников прав: многие управляющие компании еще не в полной мере выполняют такую важную функцию управления, как досмотр за объектом и информирование собственников.
То есть, в рамках подготовки к зиме в обязанности управляющей компании входит сезонный осмотр. Причем УК не ставит диагноз – тут важно произвести полный осмотр здания и описать его внешнее состояние (потому что вскрытие может показать не совсем то, чего можно было бы ожидать по внешнему виду).
Такие тотальные осмотры должны проводиться два раза в год – в рамках тех ежемесячных выплат, которые вносятся собственниками жилья за управление домом. И по итогам такого осмотра можно уже принимать решения о ремонте.
К слову, в «Альянсе» как раз сейчас отрабатывается форма и методика такого осмотра – потому что пока подробных рекомендаций государством не прописано.
Хотя прописано требование – специальный журнал, в который заносятся результаты осмотра.
Какие формулировки могут быть занесены в журнал? К примеру, «… шел по дому и видел, что отсутствует крышка ревизии (а в примечании добавлено, что крышку ставили в прошлом месяце, но опять какой-то… нехороший человек… снял») – ведь зачастую бывает, что при какой-нибудь неполадке с канализацией «шибкий умник» спускается в подвал и снимает эту самую ревизионную крышку. И тогда вместо маленькой проблемы в масштабе одной квартиры мы имеем проблему масштабом побольше: фекалии, вместо того, чтобы уходить в трубу, растекаются по подвалу.
Вообще профессионально проведенный осмотр – уже наполовину решенная проблема. Но! Уровень квалификации работников ЖКХ оставляет желать не просто лучшего, а МНОГО ЛУЧШЕГО. Подготовка персонала уже давно-давно не производилась, а ведь управление ЖКХ сегодня это наука…
«Поручик, а деньги…?!»
Осмотр – не самоцель, а средство. И, конечно, управляющие компании по итогам осмотра должны обратиться к председателям советов домов с профессиональными рекомендациями по устранению непорядка.
Тут нужно заметить, что и председатели, и советы должны быть избраны в каждом доме, и избраны не формально, потому что собственники жилья тоже должны со своей стороны соблюдать законодательство и создавать механизмы управления домовым хозяйством. То есть, собственник должен быть достаточно сознательным, чтобы выполнять свою функцию хозяина. А если таковым он не является, то это беда государства, в котором законодательство не соответствует ментальности граждан…
После этой процедуры председатели советов домов должны получить акт осмотра или журнал, где написано: «Уважаемые собственники, по итогам осмотра в вашем доме обнаружены следующие дефекты…» и далее следует их список и описание. Например, «система водоотведения требует текущего ремонта, т.е. частичной замены желобов». Причем обычно в таких случаях предупреждают, что произойдет, если собственники проигнорируют советы профессионалов: мол, ваше право эти желоба не менять, но если вы сейчас не скинетесь на это и не сделаете, то зимой у вас потечет по стенам. И стены будут не только мокнуть, но и разрушаться – швы разойдутся, и к следующему сезону денег на ремонт потребуется гораздо больше.
В идеале тот же профессионал должен предложить целый список мер подготовки к зиме, и сколько на эту подготовку должны собрать собственники жилья. Причем это не касается мер минимальных, предусмотренных ежемесячной платой – например, открыть-закрыть задвижки, осмотреть чердаки и подвалы, подтянуть пружины, проверить остекление в подъездах и на чердаках, подготовить систему отопления (спустить воздух, закачать химикаты, ЕТС.), это касается более серьезных вещей. Минимум – он и есть минимум: если взять наш собственный дом или дачу, то вряд ли мы ограничимся затяжкой петель и проверкой окон, мы не забудем про крышу, которая прохудилась и к весне может преподнести сюрприз в виде намокшего угла с отставшей штукатуркой. Нет, мы непременно найдем деньги, купим нужный материал и устраним непорядок. Потому что тут в нас пробуждается хозяин.
Так и с многоквартирным домом – собственники обязаны профинансировать устранение дефекта, но легче сказать: «Ах, уж эти управляющие компании – они этого не сделали, и этого, и того»…. «А деньги, – спросит управляющая компания? – Где деньги на материалы и работы?»
Обычаи крепки, и танки наши быстры – легче обвинить и заклеймить. Увы, муниципальные власти также склонны идти на поводу популистской политики и требовать не с хозяина жилья, а с нанятого работника, который это жилье обслуживает.
Дровишек добавляют и СМИ, в которых вполне уважаемые люди рисуют собирательный образ управляющих компаний, которые обрели в лице бедных собственников жилья золотую жилу, как не призвать бессовестных к ответу?
Смена ролей и крах иллюзий
Так или иначе, но жилой фонд нужно сохранять, и, следуя логике и здравому смыслу, пора вместо досужих разборок кто виноват и что делать, изменить роли собственников жилья и нанятых ими управляющих. Перемены эти близки. Уже сейчас в государстве начинает формироваться новая структура – система государственного жилищного надзора. Нет, это не привычная нам госжилинспекция, а принципиально новая структура. На сайте Минрегионразвития можно ознакомиться с проектом ее создания. Судя по всему, она будет обширной – предполагается достаточно большой штат, а не та горстка из 14 человек, что зовется жилищной инспекцией.
Со дня на день должен быть принят и областной закон о взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с государственным жилищным надзором.
Наивное население притом наивно полагает, что новый орган надзора будет контролировать «негодяйские управляющие компании».
Но и сейчас формально – по уже существующему законодательству – ответственность за содержание жилищного фонда несет ее владелец, а никакая не управляющая компания. Причем ответственность во всей ее полноте и многообразии.
Первая ласточка пролетела над Москвой: жители не могут выехать из столицы до тех пор, пока за ними числится неоплаченный должок в плане перепланировки. Но за первой ласточкой последует стая – завтра ко мне в дом придет инспектор жилищного надзора, и состоится, к примеру, такой диалог:
– Вы собственник?
– Собственник.
– Процент собственности у вас какой?
– Ну, примерно ноль целых…столько-то.
– А вы знаете, уважаемый собственник, что крыша вашего дома находится в ненормативном состоянии?
Будучи убежден, что во всем виновата «негодяйская управляющая компания», собственник с готовностью принимается на нее жаловаться – мол, такая плохая, ничего не делает.
- Это не совсем так, – отвечает инспектор, – мы приходили туда и смотрели документы, в частности, о том, что УК по итогам осмотра информировала жильцов дома о необходимости текущего ремонта крыши и даже указывала предполагаемую его стоимость. Вам нужно было скинуться по столько-то, чтобы выполнить необходимые работы. А вы на общем собрании решили, что, мол, денег нет и в этом году вы обойдетесь без ремонта. Свою-то часть обязанностей ваша управляющая компания выполнила – проинформировала вас о проблеме. Но за свой счет крышу она ремонтировать не будет – это не ЖЭК, который финансировался из муниципального бюджета, а коммерческая организация. Так что своим отказом от ремонта вы нарушаете жилищное законодательство – заплатите штраф.
– А большой штраф?
– 100 рублей…
Вы платите 100 рублей, и выметаете осколки разбитых иллюзий.
На следующий месяц к вам приходит то же лицо с тем же требованием – заплатить штраф, потому что за месяц ремонт крыши вы сделать не успеете.
Будучи уже не столь наивным, вы подсчитываете потери. Допустим, в вашем доме 40 квартир, и собственник каждой из них также платит штраф 100 рублей – всего 4 тысячи рублей ежемесячно. Но, может быть, было бы лучше пустить эти деньги на тот первый ремонт? Просто откладывать ежемесячно ту же сумму на текущий счет – специально на ремонт крыши (а еще лучше рублей по 500)?.. К концу года вы имели бы «нормативную» крышу, которая «не шуршит шифером».
Так воспитывается собственник.
Проснись, хозяин!
Но описанный нами случай относится к нарушению жилищного законодательства.
А ведь у нас еще есть законодательство по энергоэффективности и энергосбережению, которое собственники тоже должны соблюдать. И вот по нему-то…
Замена лампочек накаливания на энергосберегающие и установка приборов учета ресурсов – это всего лишь первые аккорды увертюры.
Программа энергосбережения во всей ее полноте предусматривает и съемку здания с помощью тепловизионной аппаратуры (на предмет энергопотерь), и работы по утеплению фасада, гидроизоляции, замене окон (если необходимо), наконец, ремонт кровли… Пока что это перспектива не столь отдаленная. Но время летит быстро – вы засыпаете в ночь на 31 декабря 2012-го и просыпаетесь 1 января 2013-го, и так два раза. А потом наступает Полная Ответственность – теперь и за энергосбережение.
Просыпается ли в нас Хозяин?
Что и говорить – управлять домом дело нелегкое. А если в доме к тому же есть неблагополучная семья, которая платит за коммуналку и обслуживание от случая к случаю (от запоя до запоя)..?
Да, мы понимаем, что перемены необходимы, но где же те, кто сами все предложат и сами все дадут?
Елена Чиркова
https://rynokzhilia.ru, №42 (848), 1 ноября 2012 г.
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: