Накануне выходных в гостинице «Редиссон» наблюдался аншлаг – на международный форум, посвященный будущему Большому стадиону, собрались чиновники, девелоперы, архитекторы, градостроители и просто строители, не считая журналистской братии и любознательных граждан.
Заявление куратора проекта зам. председателя правительства Калининградской области Романа Скорого, что стадион будет непременно построен именно в той точке, что указал представитель FIFA, вызвало минуту молчания, но не очень удивило. Все ж интересно – почему власти области так упорно настаивают на сугубой точности выбранного местоположения?
Тем более, как стало известно, буквально накануне этого представительного форума, несколько российских городов-участников все же отказались строить стадионы там, где им было указано, причем отказ был подробно и обоснованно аргументирован и принят с пониманием.
Повторение пройденного
«Рынок жилья» в свое время проводил «круглый стол» на тему о совместимости Острова и стадиона, и большинство участников не менее обоснованно критиковали неосторожный выбор чиновников, которые в силу своего непрофессионализма даже не представляют колоссальных препятствий к осуществлению этой идеи. Причем на преодоление этих препятствий уйдут колоссальные суммы и бездна времени, потому что стадион не перестанет всасывать миллионы, если не миллиарды, и после сдачи в эксплуатацию.
«Помнится, Роман Скорый тот «круглый стол» проигнорировал – видимо, чиновник и не собирался выслушивать мнения других, пусть и профессионалов. Между тем блоггеры вовсю обсуждают тему о новой мини-Венеции, которую Скорый мечтает построить вплотную к стадиону. Возможно, они не правы, и мини-Венеции не будет (зачем плохо копировать хороший оригинал?), но идея, видимо, его очаровала.
Но и сам по себе, без Венеции, стадион – мегадорогостоящий объект для города, недотягивающего до полумиллионника: одна только подготовка под площадку потребует невиданных и неслыханных денег для прокладки инженерных сетей, ее нам оплачивать никто не будет. С другой стороны, когда-то надо это начинать?
Ассортимент идей и проектов
Те фирмы, кому выпало счастье презентовать свои предложения на форуме, в основном, были издалека – консорциум омского «Мостовика» из Омска и немецкой GMP, Wilmotte уже известного (и потерпевшего от суровой калининградской реалити) Доминика Буйона, немецкая же OWPlan, польско-немецкая RKW и консорциум российской «Интэкс» с британской Populous. Калининградскую архитектурную мысль представляла «Студия архитектуры» Олега Копылова, разработавшая градостроительную концепцию Острова по заказу городских властей.
Победит дружба… ФИФА с правительством
Информация для размышления богатая, но, похоже, размышлять (и критиковать) выбранное направление можно сколько угодно, а вот изменить… С этим сложнее: похоже, все решено. Во всяком случае, так это выглядит, судя по тому, как ведет себя куратор проекта.
Есть, правда, на его пути к высокой цели и тернии – в виде пресловутого 94-го закона о госзакупках, койи предписывает выбирать по конкурсу наидешевейший вариант.
Но на пресс-конференции после торжественной части и презентаций Роман Скорый заверил журналистскую публику, что эксперты FIFA помогут областным чиновникам провести торги на проектирование и строительство стадиона и прилегающей территории так, чтобы не было мучительно больно – и не нарушив закон № 94, и отдав подряд той компании, которая имеет доверие у FIFA. При этом будет выбран проект, который устроит и профессионалов, и общественность.
Но вот будут ли готовы зарубежные подрядчики к российским комбинациям по обходу закона? По словам того же Романа Скорого, «у представителей международных проектировочных организаций тоже возникли проблемы с осознанием механизма, по которому будут распределяться подряды: иностранцам было в принципе непонятно, каким образом мы пытаемся реализовать проект, если мы сначала находим подходящее нам решение, а потом выводим на тендер и разыгрываем проект, а после проекта отдельно проводим торги, которые, согласно 94-ФЗ, должен выиграть самый экономичный вариант. Плохих примеров в России на эту тему полно. Если бы не 94-й ФЗ и не реалии российской действительности, то сначала нужно иметь компанию, которой доверяет регион, которая может реализовать проект. Вместе с ней работает архитектурное бюро, которое может все это спланировать, а строители точно понимают, что могут построить предложенный проект».
На десерт куратор проекта сумел удивить публику еще больше – он предложил сделать «микс» из всех шести презентованных концепций, мол, в каждой есть свой привлекательный элемент, который можно использовать.
Прецеденты уже были – когда какой-то энтузиаст сварганил портрет супер-красотки, в которой соединил привлекательные элементы Греты Гарбо, Брижит Бардо, Лолобриджиды, Софи Лорен, Памелы Андерсен, Евангелисты, и других звезд и секс-символов.
Результат вышибал слезу – она была ужасна.
И безлика…
Английский вариант
Свой вариант градостроительной концепции Острова предложил Деймон Лавель из международного архитектурного бюро Populous, консолидированного с компанией «Интэкс», претендентом на подряд на строительство стадиона. На его взгляд, Остров может раз и навсегда решить транспортную проблему, если его изрезать каналами. Это поможет стать ему рекреационным и спортивным центром, привлекательным для туристов, в том числе, и путешествующих на яхтах (вот где Венеция зарыта!), где речной транспорт легко вытеснит автомобили.
Российский представитель консорциума, генеральный директор «Интекса» Алексей Супрунов, полагает, что 45 тысяч мест для такого города, как Калининград, слишком много, так что число стационарных мест для зрителей необходимо сократить.
Идею Доминика Буньона с раздвижной крышей в этой компании раскритиковали: слишком дорого.
Гданьский «сон в летнюю ночь»
Польский архитектор Войтек Грабиновски, автор гданьского стадиона PGE Arena, построенного к EURO-2012, предложил изящное и эффектно представленное, но трудновыполнимое решение: сделать стадион в стиле янтарного украшения. Свою версию архитектор назвал «Балтийским сокровищем».
А по поводу трудностей, в том числе и с инженерными сетями, заметил, что, в конце концов, он предупреждал, что сей проект есть сон, мечта о стадионе, а как дойдет до дела, появятся и реальные пути решения.
Например, энергию, которой стадион потребует много, очень много, можно получать от ветра, солнца, воды и недр, и это чрезвычайно интересная задачка для решения. А вообще-то инфраструктура – это очень серьезно, и об этом должен думать город.
К слову, организаторы форума как раз и не позаботились пригласить на мероприятие власти города, хотя главный архитектор Калининграда Олег Купердяев там присутствовал вместе с коллегами по союзу.
Версия немецкая…
Немецкая OWPlan строила свою концепцию, основываясь на зеленом поясе Калининграда, который, по их мнению, следует подчеркнуть и даже расширить, соединив его со всеми фортами.
Сам же стадион по их версии должен быть выполнен в форме звезды, с отелем и торговым центром. Такая необычная конфигурация сделает стадион новым символом обновленного города… Хотя в зале кто-то что-то сказал про Пентагон.
…и русско-немецкая
Российская НПО «Мостовик» и немецкая фирма GMP Architekten, вступившие в союз для совместной разработки концепции застройки Острова, представили мегаконцепцию, накрывшую весь Остров вместе с многоэтажной жилой застройкой второй эстакады. «В НПО работает около 3 тысяч классных специалистов, – сообщил докладчик, – которые могут «проработать каждый квадратный метр территории». По их версии, нужно восстановить памятники на всем протяжении фортификационного кольца, разбив их променадами, пешеходными и велосипедными дорожками, романтическими тропинками. И вообще транспортная проблема не так страшна, как кажется: например, достаточно сделать на Литовском валу одностороннее движение – и трафик будет разгружен.
Кроме того, Остров должен быть обитаем – и «Мостовик» намерен построить там жилье для 22 тысяч человек, дополнив его соответствующей социальной инфраструктурой с 8 детсадами и 3 школами. Правда, застройка должна быть малоэтажной, особенно на набережной: согласитесь, как естественно будут смотреться в Прегеле дома в стиле Старого города! Внутри кварталов можно строить жилье и подешевле – таунхаусы и эконом-класс.
Квартиры на Острове, по убеждению компании, будут нарасхват – прежде всего, благодаря продуманному благоустройству, которое предлагает «Мостовик»: озеро в каждом районе, причем не просто для красоты, а для купания, занятий виндсерфингом, катания на лодочках. А для небольших яхт устроить марину. Будут там и настоящие лебединые озера (если согласятся лебеди).
Интересно в этой концепции и то, что футбольные матчи можно будет смотреть из окон отеля – тот будет возвышаться над стадионом 18-метровой башней.
Как объяснили авторы проекта, стадиону все равно нужна высотная доминанта – так пусть ею будет отель, – полезное с приятным. «Часть здания может быть функциональной, часть – просто декорацией», – сказали они.
Стоит добавить, что НПО «Мостовик», выступило спонсором этого форума, и, судя по всему, имеет весьма серьезные виды на подряд.
Калининградская…
Олег Копылов со своей «Студией архитектуры» в свое время выиграл конкурс на разработку градостроительной концепции Острова и сделал ее. На форуме он предложил три версии расположения стадиона на разном удалении от второго эстакадного моста. Но в любом случае, по его словам, стадион встанет не меньше, чем в 9-10 миллиардов рублей, а вместе с инфраструктурой – и все 35.
Причем, по его мнению, есть окраины города, где построить такой объект было бы дешевле, «но участок на Острове – приоритетный и связан с центральной частью города».
Основной проблемой, на его взгляд, является сложная геология Острова – и болотисто, и зыбко, и сейсмоопасно (около 7 баллов). Придется забивать сваи – десятки тысяч свай…
Вторая беда – транспортная: нужен еще один эстакадный мост, который бы помог решить вопрос доставки людей к стадиону. Этот мост должен соединить Московский проспект и Дзержинку, образуя транспортное кольцо по центру города. Причем не обязательно доставлять публику прямо к месту, оставив ей шанс пройтись по променадам и тропинкам – минут по 10-15 моциона перед долгим сидением на трибунах.
Свежепостроенная эстакада не имеет съездов на Остров и «индифферентна» к улучшению трафика. Правда, новая эстакада будет стоить около 5 миллиардов рублей – для Калининграда это ощутимая сумма.
PS:
Сергей Лебедихин, архитектор, бывший главный архитектор Калининграда:
- Мы тоже работаем над этой проблемой, параллельно с еще двумя архитектурными группами, участниками международного архитектурного семинара «Воркшоп-2007», на котором еще тогда шла речь о стадионе. Результат был включен и в консолидированное мнение Воркшопа, в схемы пешеходных потоков и в зеленые зоны и так далее. Все это было. И все наши три коллектива, разрабатывая концепцию стадиона, работают на развитие идей Воркшопа. Наконец – после обмена мнениями по этой проблеме руководителя агентства по градостроению Александра Башина и куратора проекта Романа Скорого – нам было сказано, что наши проектные предложения рассмотрят, но при условии, что мы успеем закончить их к 5 апреля и если мы будем строго придерживаться указанной точки. На мой взгляд, это неправильно. Надо придерживаться указанной в заявочной книге зоны – территории восточнее нового эстакадного моста, а не конкретной точки, которую непонятно кто ставил – без анализа композиционных, технических и других факторов.
Кстати, я предлагал организаторам поместить воркшоповскую карту центра Калининграда, где показан и стадион, но мне не разрешили, сославшись, что нет места. Как видите, в холле много свободного пространства для размещения планировочных материалов, которые, здесь, по непонятным мне причинам, просто отсутствуют.
Елена Чиркова
Газета «Рынок жилья», https://rynokzhilia.ru, №12, 29 марта 2012 г.
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: