В редакции газеты «Рынок жилья» прошел «круглый стол» на тему «Использование малых архитектурных форм в формировании современного облика недвижимость в Калининграде»
Именно такие чувства вызвало у многих калининградцев явление скульптуры кота в сквере на углу улиц Красной и проспекта Мира. Событие это невольно оживило гражданскую позицию людей, причастных к искусству – горожан, мягко говоря, не устраивает сей шедевр. Кое-кто даже посчитал открытие сквера личным оскорблением, дескать, негоже в городе с таким историческим прошлым устанавливать скульптуры, авторами которых являются дилетанты от искусства да еще с испорченным вкусом.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что образцы пошлости, безвкусия и откровенного китча можно лицезреть не только в Калининграде, но и во многих столицах мира, взять хотя бы тот же фонтан «Рвота» в Лондоне или сорокаметровую купальщицу в Берлине, да и современные скульптуры в Дефансе ( весьма популярном районе Парижа) вряд ли можно считать шедеврами зодчества.
Как бы то ни было – спасибо автору кота – культурная общественность встрепенулась и заговорила о стиле калининградских улиц, а также о том, как было бы славно, если бы чиновники как-то советовались с народом по поводу внедрения в городской ландшафт малых архитектурных форм. Пусть не с народом вообще, а с профессионалами, например, в лице некоего худсовета.
«Рынок жилья»: недвижимость в Калининграде, традиционно озабоченный обликом города, опять-таки традиционно стал дискуссионной площадкой для «круглого» стола по этой нескучной теме.
В прошедшую пятницу редколлегия газеты во главе с ее редактором Вячеславом Каминским принимала у себя дискуссионеров – известных мэтров и неравнодушных чиновников, чтобы сделать еще один шаг на сближение – не для дуэли, а для плодотворного сотрудничества. Творческую элиту представляла Людмила Богатова, скульптор, чьи работы пользуются большой популярностью в Калининграде, но чаще их можно встретить в Италии, Англии, Германии, Австрии… впрочем, есть они и в Третьяковке. «Культпросветкоманду» усиливали Олег Сальников – скульптор и менеджер, имеющий, в том числе, административный опыт (был главным художником города на Алтае), и Дмитрий Вышемирский – фотохудожник, менеджер в области культуры и искусства (агентство творческих инициатив «Транзит»).
Команду чиновников и депутатский корпус представляли Ирина Губко, предприниматель и депутат областной думы, зам. главы окружного совета Александр Пятикоп, глава комитета по строительству и архитектуре Сергей Мельников и начальник отдела благоустройства администрации города Наталья Лелет. Правозащитник Марина Матюнина представляла Общественную палату.
Итак, что народу нужно – благоустройство в узком смысле (дороги, тротуары, фонари, сухие подвалы) или в широком (+ озеленение и малые архитектурные формы)? И как дать согражданам действительно достойный вариант городского благоустройства, не навязав тут же в придачу каприз чиновника – например, в виде многострадального кота?
Очень нужный и своевременный диалог
Александр Пятикоп, ветеран окружного совета, признает – да, в городе явно ощущается дефицит культуры – если не считать отдельно взятых очагов. Но подступиться к геркулесовой проблеме благоустройства, да еще с вкраплениями малых архитектурных форм, все еще очень и очень сложно.
- В самый первый созыв – когда окружной совет еще только начинал работу – на плечи возглавляемой мною комиссии легли и вопросы по ЖКХ. Среди них была и проблема благоустройства, которая подавалась комплексно – как создание и обеспечение благоприятных условий для жизни и досуга граждан. В пункт № 26 нормативного акта «Правила санитарного содержания города» под благоустройством подразумевалась прокладка и ремонт инженерных сетей, ремонт дорог, освещение и многое другое, в том числе, и установка малых архитектурных форм, объектов монументально-декоративного искусства и внешней рекламы. Но доминантой было элементарное – чтобы не было грязи.
Помимо этого, в правилах был и такой пункт, чтобы малые архитектурные формы – в каком бы виде они ни были – непременно проходили согласование в комитете по строительству и архитектуре мэрии. Причем согласовываться должна была не только малая архитектурная форма, но и то пространство, которое она организовывала.
В выработке этого документа, который можно критиковать сколько угодно, приходилось учитывать и тот факт, что жителям Калининграда и области особенно легко было сравнивать этот процесс с тем, что происходит за ближайшими границами – в Прибалтике, Германии, Польше, Скандинавии… Нельзя сказать, что органы самоуправления не двигались в этом направлении, но сегодня это движение получило ускорение – благодаря брусчатке: проблема, поднятая инициативной группой творческой интеллигенции, потребовала обсуждения на уровне главы города, и в результате формируется совет по культуре, в который войдут эксперты, профессионалы.
На очереди – слушания по цветовому климату города, в мае мы должны представить программу по малым архитектурным формам, – то есть, диалог власти и творческой интеллигенции налаживается как нельзя вовремя, и мы все в нем заинтересованы…
Что делать и кто виноват
Олег Сальников, скульптор и менеджер, полагает, что окружной совет интуитивно угадал, включив МАФ (малые архитектурные формы) в целый узел проблем. Как показала практика, а она у него была вполне насыщенной:
- В ту пору, когда я занимал должность главного художника города, проблема малых архитектурных форм лучше всего решалась в комплексе с другими задачами: мощением, освещением, инженерными сетями… То есть, мы брали какой-нибудь проспект, улицу и делали все сразу – начиная с мощения и освещения и кончая малыми архитектурными формами и декоративными панно. В сложные времена сложно было что-то решать – но решали, и в комплексном варианте это было легче и рациональнее. Думаю, что и сегодня такой подход предпочтительнее – если мы хотим получить не только изыск в виде малых архитектурных форм, но и гармонично организованное пространство.
Другое дело – реализация творческих проектов. Как можно, к примеру, грамотно и достойно организовать пространство и установить малые архитектурные формы, если по условиям конкурса мы не получаем авансирования и деньги вообще приходят за месяц до окончания проекта? У художника вряд ли найдется миллион, чтобы запустить проект. А за месяц ни один уважающий себя мастер просто не будет гнать работу на-гора – за такое время ничего достойного просто создать невозможно. Поэтому нас вынуждают либо отказываться от заказа – и тогда мы попадаем в список неблагонадежных исполнителей (что означает отсутствие заказов в дальнейшем), либо идти на компромисс, выполняя заказ некачественно.
Хотелось бы пересмотреть порядок в этой сфере…
- 94-й Федеральный закон о госзаказах в настоящее время пересматривается и правится – поскольку нареканий на него предостаточно, так как в итоге выигрывает тот, кто предложит самый дешевый и далеко не самый пристойный вариант, зато проигрывают все остальные – и заказчик, и население, в чьих интересах все это затевается, – отреагировала на это высказывание художника Ирина Губко.
- Но закон – законом, – заметил Олег Сальников, – а кто принимает готовые объекты? Ведь так потом и появляются жуткие скверики, как тот, что со зверем по имени Кот, рядом со «Спутником»?
Людмила Богатова заметила, что посылала проект на конкурс, на котором были и другие интересные предложения, но почему в итоге победил явно некачественный продукт, она не знает.
О «нетленке»
Да, пока наверху разберутся с законом о конкурсах, остается надеяться не столько на судьбу и госзаказы, сколько на меценатов.
- Поверьте, у меня, как минимум, есть пять-шесть бизнесменов, которые бы могли инвестировать в достойный проект, – заявил Сергей Мельников. – Но учитесь продавать то, что вы делаете – сумейте их убедить, что это действительно стоит купить… Что же до этого зверя в сквере, то Служба заказчика и правда маху дала. Вообще-то у нас есть градосовет, на котором ваши коллеги-архитекторы рассматривают проекты и выносят суждения. Видимо, Службе заказчиков было не очень интересны их рекомендации… Моя точка зрения: то, что народ возмутился – уже хорошо. А творческим людям надо со своими идеями и проектами приходить к нам – двери для вас всегда открыты.
- Вернее, их нет совсем, – улыбнулась Наталья Лелет, – их сняли, и вы сразу попадаете в кабинет, сегодня это становится стилем руководства мэрии.
Ну и не последний фактор – цена вопроса: ангелочек на триумфальной колонне обошелся бы городу в 48 миллионов, так что, может, лучше оставить как есть.
Глава комитета по строительству и архитектуре считает, что город далеко продвинулся по части благоустройства – подготовлены проекты ландшафтного дизайна в нескольких наиболее популярных уголках города, идут серьезные работы на Верхнем озере, вот-вот начнутся на Поплавке, – ну а потом на подготовленной почве можно взращивать и малые архитектурные формы… пирожное или хлеб? С благословения худсовета при главе города. Но, планируя великие дела, нужно хоть иногда вспоминать, кто привез в город Рубль, на который и воплощаются творческие проекты – до празднования 750-летия города федеральный бюджет в Калининграде замечен не был, мэр Юрий Савенко первым нарушил ход вещей, доставив из центра 11 миллиардов на городской ренессанс. И спасибо ему – иначе бы прозябали на свои скромные сбережения.
Витки развития?
- Мне бы хотелось опустить творческие личности на грешную землю, – вступила в разговор Ирина Губко, – уж очень высоко вы поднимаете планку. Каждый должен заниматься своим делом: дело скульпторов – ваять, дело власти – создавать условия и вырабатывать механизмы для реализации ваших прекрасных идей и работ. Дело совета – генерировать идеи, концепции, предложения, но сами программы – это уж задача власти. Задача власти – создавать и развивать общественные зоны, а вот наполнить их содержанием – уже ваша. Вы можете обсуждать программы, места размещения малых архитектурных форм, их уровень, вы же будете решать, каких специалистов приглашать, какие тендеры проводить. А заинтересовать такими проектами инвесторов – потому что одними бюджетными средствами не обойтись – тоже задача власти.
Теперь о частном – сейчас в Чкаловске мы развиваем два проекта, вкладываем личные деньги, это строительство и благоустройство территории. На старте приходилось разгребать помойки – место, мягко говоря, было запущенное. Да и теперь проблем немало – это сложная зона, с системой открытых ручьев, так что при благоустройстве одновременно нужно решать две задачи – строительство гидротехнических сооружений и создание рекреационно-прогулочной зоны. Конечно, хотелось обустроить ее получше, мы устанавливали светильники, павлинов с цветами, но все тут же разбивалось и крушилось. Компания пыталась дважды восстановить светильники – но хватило ненадолго. Вы представляете себе антивандальные малые архитектурные формы? Как-то надо воспитывать молодежь. И планировать более дорогие вещи, конечно, можно – но не сейчас. Со временем мы будем этим заниматься, за восемь лет работы в этом городке уже можно наблюдать кое-какие изменения к лучшему… но все это происходит медленнее, чем хотелось бы.
И все же Ирина Губко надеется, что новый проект благоустройства – не в отдельных дворах, а территории в комплексе – поможет пробудить в людях бережное отношение к своему дому, двору, городу. Правда, тут она столкнулась с несостоятельностью местных дизайнеров – те не могли осилить заданный объем, так что пришлось полагаться на своих архитекторов. В основном, это означало озеленение, устройство площадок для игр, спорта и отдыха, все те же фонари… Место есть – это пространство вдоль ручьев и закрытая для транспортного движения улица Жиленкова, тупик которой станет пешеходной зоной. Вот где потребуются мастера малых архитектурных форм… Пусть это будут не бронзовые фигуры, но и не постылая урбанистика: хочется, чтобы людям было на что любоваться, да и детям надо на чем-то воспитываться. Так что милости просим.
Но – о высоте планки: так как Компания пришла сюда не заниматься благотворительностью, а делать бизнес, то приходится ограничивать размах по части архитектурных украшений: в обременение итак входит переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, коего в Чкаловске имеется в изобилии (недавно опять горело общежитие Минобороны – и без жертв не обошлось). Минобороны этим не занимается – приходится это делать городу. То есть, мечты о прекрасном придется слегка приземлить – сначала крыша над головой, а потом уж малые архитектурные формы, иначе не хватит средств на осуществление всего проекта в целом. Но и совсем без красоты нельзя – нужен разумный компромисс и поиск меценатов. Вот тогда диалог художников с властью (и меценатами) станет залогом того, что эта цель будет достижима.
А творческим союзам стоит объединиться, забыв разногласия, чтобы напомнить власти о том, что без профессионалов культуры можно получить бутафорию, эрзац, которые способствуют разрушению и девальвации общественных ценностей.
Спросите у профи
То, что профессионалов, наконец, стали узнавать в лицо и пригласили к сотрудничеству – хороший знак. Потому что в культуре, считает Дмитрий Вышемирский, все упирается в персоналии – в человека, способного генерировать и воплотить идею. И причина хаоса в культурном плане как раз и заключалась в отсутствии диалога художника и власти.
Что же до сверхактивных дилетантов… тут сложнее. Они явно не страдают рефлексией и скромностью, легко преодолевая бюрократические пороги. И выдавливают из сферы своих интересов талантливых мастеров:
- Яркий пример тому – архитектор Юрий Забуга, с его концепцией восстановления Кафедрального собора и окружающего пространства, которую он разработал в 80-х. Это человек, получивший прекрасное образование, который – в советское время! – работал и стажировался в лучших европейских мастерских. К его мнению прислушивалось архитектурное сообщество Европы, аристократия, ЮНЕСКО, наконец. О его работе все знали и само собой разумелось, что ему и будет поручено заниматься восстановлением собора. Но… не поручили. В результате диалога с Забугой не состоялось, а люди, даже не имеющие специального образования, получили что хотели. Не хочу называть имена, потому что тут важны не старые счеты, а тенденция: людей признанных и статусных просто не приглашают к разговору.
Другой пример – Юрий Кузнецов, автор церкви в Светлогорске, которую до сих пор считают эталоном современной храмовой архитектуры. Не совсем честное отношение к нему во время двух конкурсов на проект храма Христа Спасителя стало причиной его эмиграции – сейчас он успешно работает в Киеве.
Негоже Калининграду разбрасываться талантами – к ним надо прислушиваться и Дмитрий Вышемирский рад, что наконец-то создается совет творческой интеллигенции при главе города. Но если он действительно получит право голоса, а не только право советовать – иначе у нас будет второй градостроительный совет, рекомендации коего, похоже, привычно игнорируют.
Практическая польза
- Я ландшафтный архитектор, практик жестокий (чиновником всего три года) и как практик привыкла извлекать пользу из всего что можно, – говорит Наталья Лелет, – вот я и предлагаю извлечь обоюдную пользу – для творческой интеллигенции и администрации города: в данный момент я готовлю программу благоустройства парков (Южного и Балтийского – для начала) и скверов.
Я уже приглашала ученых, которые помогли провести обследования и дали рекомендации – какие деревья и где высаживать, чтобы улучшить климат и облик города. Теперь можно было бы привлечь профессионалов и для создания малых архитектурных форм.
Есть и еще одна конкретная задача – подумать о каких-то шатрах или павильонах для ярмарки около Дома советов. То, что сейчас там наскоро строится – кошмар. Нужны профи. К сожалению, чиновник скован рамками законов – местных и федеральных, скован и временными рамками – очень большой поток документов. И вот тут бы воспользоваться трудами и талантами творческих людей, их наработками – кто говорит, что их не зовут? Приходите! Показывайте! Вы делаете шедевры, но как нам их увидеть?
Полигон идей
Такой полигон необходим, считает и Ирина Губко: программы благоустройства города, созревшие в недрах администрации, должны выноситься на обсуждение творческой общественности.
Пока что их не считали нужным согласовывать с профи – и от этого страдал и город, и идея, не говоря о конфронтации чиновников и творческой интеллигенции.
- Все важные вопросы обязательно должны рассматриваться с привлечением общественности, и как раз сейчас Общественная палата разрабатывает проект механизма взаимодействия власти и гражданского общества, – добавила Марина Матюнина. – В марте мы вывесим проект на нашем сайте.
- Но реальной площадкой, полигоном идей может стать, кроме всего прочего, и наша газета, – предложил ее редактор Вячеслав Каминский, – тем более, что «Рынок жилья» не первый год занимается этим по собственной инициативе. Конечно, без разногласий не обойдется: как показало обсуждение проблемы брусчатки – никогда нет и не будет единого мнения, всегда кто-то будет против. Но…
В любом, даже самом развитом обществе художник остается недопонят, поэтому диалог, который мы тоже пытаемся наладить, – еще один шаг к тому, чтобы художники могли реализовывать свои идеи. Наша газета готова публиковать эскизы, идеи. Это наш вклад в соприкосновение власти и людей творчества.
- Вот только надо постараться не превратить город в худший вариант Новодевичьего кладбища, – заметил Александр Пятикоп, – и так тесно от памятников и мемориальных досок. Сколько было споров по поводу памятника ветеранам восстановления области – сами ветераны склонялись к стилю «1200», более молодые вошли с ними в конфликт – нельзя превращать город в мемориал, а потому нужно выработать прежде всего концепцию: город должен решить, каким ему быть. Потом наступит и черед малых архитектурных форм.
- Главное, над чем надо работать – это стиль… К несчастью, стиль у нас «швондеровский»… пока. Но еще не поздно что-то исправить – из того, что осталось неразрушенным, можно еще сделать что-то яркое и стильное… – резюмировал Дмитрий Вышемирский. – Я рад, что появились деньги и фасады старинных домов стали преображаться. Я рад, что появляется контакт с властью: создание общественного совета по культуре при главе города – хорошее начало для профессиональной работы над созданием стиля, концепции города.
Пример подобной работы с профессионалами показала Пермь – там губернатор пригласил известного публициста директора «Центра современного искусства», Марата Гельмана, чтобы сделать лицо Перми, и этот город стал сегодня центром культуры, о котором говорит вся Россия и в культурных программах которого почетно уже само участие. Что мешает нам превратить свой город в такой же культурный центр? Нужна только политическая воля и сотрудничество с профи, а они в Калининграде есть.
Елена Чиркова
Газета «Рынок жилья», https://rynokzhilia.ru, №8, 1 марта 2012
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: