Идеи для города и горожан
На прошлой неделе городской совет депутатов Калининграда встречал градостроителей и архитекторов Дании и Швеции – конечно же, чтобы вникнуть в тот опыт, который сегодня сделал города наших соседей по Балтике «городами с человеческим лицом». Потому что все в них служит человеку и человечности.Международный семинар «Комфортная городская среда», организованный Информационным бюро Совета министров Северных стран в Калининграде, городским советом депутатов Калининграда и администрацией города, хотя и был формально завершен, оставил после себя неизгладимый шлейф: темы комфортного города с комфортными публичными пространствами обсуждаются и будут обсуждаться и депутатами, и градостроителями, и студентами от архитектуры.
Потому что датчане, пожалуй, первыми в Европе сняли оковы обычаев и традиций, по-новому взглянув на симбиоз человека и города.
Хочется верить, что след этих идей и этой практики проявятся потом в законотворчестве городской думы – по словам спикера Андрея Кропоткина, главное – идея, концепция проекта, а уж потом финансирование.
Пока что мы, как бедняк в ресторане, читаем меню «по-арабски» – справа налево: смотрим сначала на цену, а потом уж вникаем (или не вникаем) в смысл.
Что ж, нам показали, как можно «сделать счастье» пункт за пунктом, продвигаться дальше и выше, отталкиваясь от хороших идей. Которые, кстати, рождают не одни профи, но и простые граждане, которым хочется жить в счастливом городе, в счастливом квартале и в счастливой квартире.
Живой город должен быть живым все 24 часа в сутки – безопасным, непрерывно создающим хорошее настроение и не вызывающим желания уехать.
Город должен служить людям самых разных возрастов, быть привлекательным для всех.
Для этого нужно правильно организовать его кровообращение, дыхание, все естественные потоки и движения.
С чего начать, чтобы город притягивал и не отпускал? Наверное, сразу с нескольких пунктов.
Во-первых, не надо застраивать территорию плотно – оставьте «на вырост». Пусть будут временно используемые территории, которые могут потом стать садом, сквером, общественным пространством или очень симпатичным зданием, которое потом впишут в историю архитектуры.
Город, микрорайон, квартал и даже квартира при всей своей устойчивости должны быть достаточно гибкими, чтобы неизбежные перемены и веяния времени потом не сломали их. Не заставили пойти трещинами, а благодарно впитали все изменения и стали лучше, чем были.
И важно каждый проект заранее обсуждать с жителями города – чтобы потом не было неприятия, отторжения, это никому никогда не идет на пользу.
В городах Швеции и Дании, как и в Калининграде, предостаточно интересных исторических мест. Прошлое, по убеждению гостей из Скандинавии, нужно уважать – без этого не построишь будущее. Но нельзя расти и оставаться «в старых штанах» – эти исторические места получают новую жизнь благодаря модернизации «начинки» и нового, более высокого уровня благоустройства.
Кстати, на одной из крыш Стокгольма можно увидеть старый маленький домик, который когда-то стоял на месте высотных зданий.
…Если бы можно было перенести на крыши калининградскую брусчатку, оплакиваемую обществами защиты оной… но это так, грустная шутка.
Как изменить пространство, не изменив городу и горожанам? Пусть даже предложенные проекты будут лучше многажды, чем то, что есть сейчас – все равно необходимо самым тесным образом пообщаться с жителями этого квартала, микрорайона и патриотами города, чтобы каждый высказал свое мнение и выслушал аргументы других. Причем на площадках, которые намечены под реализацию проекта. И если общественность будет против, то площадка эта подождет чего-нибудь более привлекательного.
В городе должно быть комфортно всем, в том числе детям и пожилым, и они тоже могут высказывать свои пожелания.
Например, в Копенгагене, где закон обязывает регулярно изу-чать мнения людей по вопросам развития города, бывает, что граждане высказывают идеи, которые потом власти города воплощают в жизнь.
Так, например, случилось со скейт-парками – молодежь высказала горячее желание иметь пространство, где можно было бы заниматься скейт-акробатикой, не мешая прохожим и не становясь жертвами наездов, и теперь такие парки существуют. Они привлекают множество людей и являются теперь не только местом встреч, но и симпатичными достопримечательностями.
Так же было и в Мальме, и в Стокгольме, и в Орхусе. Взять хотя бы пляжи в центре города – это было тоже идеей горожан. Теперь это самые любимые места, где встречается весь город, а вместе с горожанами выиграла и окружающая среда, которая стала чище и здоровее.
Река в Орхусе стала центром притяжения всего города. А всего-то нужно было выслушать и понять, чего хотят горожане.
Старый порт Орхуса, второго после Копенгагена города Дании, был в свое время промзоной, с неизбежным «пром»-эффектом, с его чадом, грохотом, а потом и запустением. Архитекторы предложили, а власти выслушали и донесли до горожан идею – создать на этом месте прекрасный город будущего.
Так появился проект «Айсберг», который уже сегодня поражает удивительным сплавом эстетики света и моря, новых технологий и великолепным комфортом для тех, кто там живет.
«Айсберг» получил премию как «лучший проект мира». Сейчас завершена его вторая очередь, но впереди – вечность, и этот микрорайон может расти, как растут в питательных растворах драгоценные кристаллы.
Дания – не самая солнечная страна в мире, там ценят каждый солнечный час. И здания жилого комплекса «Айсберг» спроектированы так, чтобы все квартиры получали солнца по максимуму.
Помимо этого, энергосбережению способствуют и качественные строительные материалы, и тонкости проектирования. В результате жилье получается и комфортным, и долговечным, и энергосберегающим.
Причем архитекторы с каждой квартирой этого жилого комплекса – а он огромен – работали индивидуально: прорисовывая плоскости так, чтобы они были оптимально освещены и не мешали освещению соседей. Более того, в планировке внутренних помещений учитывались пожелания будущего собственника – так, один из дольщиков, человек очень высокого роста, попросил поднять потолки. Их и подняли, прибегнув к скошенным углам. Получилось очень даже удобно. И необычно.
В основном, это энергия солнца и ветра, для аккумуляции не обязательно «прямое попадание» солнечных лучей – рассеянный свет звезды по имени Солнце пульсирует в каждой частице атмосферы, нужно только решить, как улавливать его наиболее эффективно.
То же и с ветром, недостатка в котором в этих местах не бывает. А еще энергоэффективность – это применение строительных материалов длительного пользования, которые к тому же обеспечивают комфорт и эстетику. И экономия.
Очень важно для населения новых микрорайонов – доступность и близость. Торговые комплексы необходимы, но они снижают транспортные возможности района. Поэтому приходится как можно более тщательно разрабатывать всю сеть. В «Айсберге» она отлажена так, что самая удаленная точка от остановки общественного транспорта – три с половиной минуты пешком.
Вообще транспортная сеть в Скандинавских городах продумывается уже на самом первом этапе проектирования и освоения территории. Детально. Поэтому-то с такой легкостью (в какие-нибудь десять лет!) весь Копенгаген пересел с машин на велосипеды, а то и вовсе ходит пешком. То же и в городах Швеции, Норвегии. Градостроительный гений Ян Гейл, уже побывавший в Калининграде по приглашению главы города, рассказывал об этом подробно. О трудностях, с которыми приходится неизбежно сталкиваться на первых порах. И о том, как город ожил, сократив автомобильный поток – улицы теперь заполняют не машины, а прохожие. И они дышат свежим ветром, а не выхлопными газами. И это способствует ощущению счастья…
Вот осваивается портовый район Стокгольма – ворота города. Новый Северный микрорайон, который еще только строится, включает в себя и предприятия, и жилые кварталы, и сам порт, и офисы, и торговые комплексы. Задача муниципальных властей – построить 12 тысяч квартир для 35 тысяч людей, работающих в этом микрорайоне площадью в 236 гектаров.
Конечно же, продумана в первую очередь транспортная составляющая – густонаселенный район обязан иметь хорошую доступность за счет хорошо продуманной транспортной сети.
В соотношении «автомобиль – общественный транспорт» приоритет отдается общественному транспорту, но все же главный приоритет – пешеход. Он должен получать удовольствие от прогулки по улицам, утопающим в зелени, улицам, где густоту застройки разбавляют общественные пространства. Ведь главное в городе – человек, а не машина. И район «подстраивается» под человека.Природа в этом раскладе становится главной общественной и экономической ценностью. Человеку нужны зеленые зоны, кусочки природы во всем ее многообразии. Они нужны для отдыха и снятия стресса, они прочищают воздух и воду, даря людям здоровье и удовольствие. Причем зеленые зоны начинаются на балконах и террасах, и даже на крышах, оттуда они спускаются во внутренние дворики, растекаются по улицам и переулкам, сгущаясь в многочисленных скверах и парках.
Каждый микрорайон города – это смесь разных видов деятельности. Напряжение промышленных предприятий сглаживается зелеными зонами, интересной архитектурой. А еще – морем. Доступ к морю – это обязательное требование ко всем городам на побережье. Море – не чья-то собственность. И каждый несет ответственность за ресурсы – начиная с бережного обращения с отдельными природными уголками.
Эксперименты по охране окружающей среды, энергоэффективность – все это априори заложено в каждом новом проекте на этапе планирования.
Создавая проект, развивая город, мы обязаны заглянуть далеко вперед, лет на 20-30 в будущее, говорят датские архитекторы. И посмотреть, как скажется проект на жизни города и горожан через этот период.
Самое интересное – начинать с чистого листа, осваивая вроде бы бросовую территорию.
Микрорайон строится заново и будет существовать столетия, и важно привлечь к процессу жителей, образовывать граждан, как вести себя так, чтобы не повредить новое пространство. Чтобы их связь с этим микрорайоном крепла, и была заложена с самого начала.
Район также должен быть удобен в каждодневной жизни.
Например, с позиции сбора отходов. Для того, чтобы процесс «приживления» к новому кварталу шел без сбоев, чтобы места для встреч, социальных взаимодействий, зеленых зон, да и того же сбора мусора, функционировали как надо, – правила игры нужно объяснить людям заранее. С самого начала. Тогда они помогут сделать и эти кварталы живыми, привлекательными, удобными.
Все это должно быть известно жителям района с самого начала.
Кстати, для наглядности использовалась и такая технология, как здание со стеклянным фасадом, через который можно было видеть как живет, как пульсирует здание – со всеми его инженерными артериями и венами.
Город должен развиваться, расти, поэтому надо убирать барьеры. (И заборы! Как их много сегодня в Калининграде!). Улицы и кварталы должны расширяться. У Стокгольма есть план – стать городом для пешеходов.
Поэтому тема пешеходов – одна из центральных в градостроении Стокгольма.
С изменением климата и наступлением моря есть риск развиваться в сторону суши. Поэтому так важно уже сейчас заняться эффективным берегоукреплением. Риск затопления морских городов велик. Пока это сказывается на пляжах, но нужно думать о будущем. По прогнозам ученых, уровень моря скоро может вырасти от 0,1 до 1,0 метра. А каждый метр подъема означает 100 метров отступления суши.
В прошлом с вымыванием пляжей боролись с помощью волнорезов. Оказалось, что проблему этим не решить – эрозия принималась грызть соседний с волнорезами участок берега.
Сегодня нашлось решение, которое поможет предотвратить угрозу затопления и сбережет пляжи – для этого нужно брать песок с глубины, тем самым углубляя дно и создавая резерв для притока воды и расширяя пляжи.
Устаревшая инфраструктура – большая проблема, которую нужно решать уже сегодня. Вот большая районная больница. Нужно реконструировать. Это значит превратить старое в новое, не разрушив среды. Задача сложная, но интересная, конкурсы показывают самые разнообразные и остроумные решения, муниципалитету остается выбрать лучший вариант.
А еще нужно подумать о транспорте – в этой части города автомобили движутся очень медленно – «шагом», чтобы не создавать опасности для окружающих. Все ж таки больница…
А вообще уже десять лет реализуется проект по пересаживанию горожан с автомобилей на велосипеды. Или пешком-с. Калининград тоже можно сделать привлекательнее – и начинать нужно с привлекательности для пешеходов!
Мы еще продолжим знакомить наших читателей с идеями, высказанными на семинаре и «круглом столе». Пока же добавим, что датчане оценили идею преобразования Калининграда, «города, возможностей которого вы сами даже не можете представить!»
И даже были бы рады в нем поучаствовать.
- Такое качественное сотрудничество рождает уверенность в том, что представители стран северной Европы заинтересовались нашими проектами и выразили желание в них поучаствовать, – заметил зампред горсовета Андрей Шумилин.
Вот и хорошо бы.
Елена Чиркова
https://rynokzhilia.ru, №44 (899), 21 ноября 2013 г.
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: