Subscribe to RSS

Газета "Рынок жилья"

- о купле продаже, обмене, аренде недвижимости в Калининграде и Калининградской области;
- о новостройках Калининграда и строительстве;
- о новых технологиях, интерьере и дизайне;
-все о рынке недвижимости Калининграда.

Атака на остров – выбор сделан?..

Редакция газеты «Рынок жилья» совместно с Фондом социальной поддержки ветеранов-строителей провела «круглый стол» по вопросам строительства стадиона

-То, что проведение чемпионата мира по футболу в Калининграде не только повысит имидж и привлекательность нашего региона, но и даст новый импульс для развития областного центра, понимают все. Или почти все. Что нельзя сказать о месте выбора строительства мега-стадиона на 42 тысячи мест. Почему не рассматривались и другие варианты его размещения? Не создаст ли строительство новой спортивной арены полный транспортный коллапс в городе? – начал свое выступление, открывая «круглый стол», главный редактор газеты «Рынок жилья» Вячеслав Каминский. Эти же вопросы задают нам в редакцию наши читатели. Не обошли они стороной и такие острые проблемы, как возможные последствия строительства такого крупного объекта. Ведь не случайно даже в Кенигсберге, имеющем куда более плотную застройку, нежели мы имеем сейчас, на острове из-за сложных грунтов, залегающих на большой глубине, ничего не строилось. Жители города опасались, что эти постройки со временем просто уйдут под воду… Не произойдет ли нечто подобное с новым стадионом? И наконец, кто будет оплачивать содержание этого мощного спортивного центра, когда чемпионат мира закончится? Не лягут ли затраты по его содержанию неподъемным бременем на городской бюджет?

Эти проблемы были подняты в интервью с заместителем председателя окружного совета Александром Пятикопом, которое было недавно опубликовано на страницах нашей газеты. Оно, в свою очередь, побудило строителей, болеющих душой за наш город, провести нечто вроде публичных слушаний – чтобы еще раз привлечь общественное мнение к этой острой теме. Наконец, Фонд социальной поддержки ветеранов-строителей и Совет заслуженных строителей предложили провести «круглый стол». Мы поддержали их инициативу, пригласив на сегодняшнее обсуждение депутатов окружного совета, руководство комитета по архитектуре и строительству города, а также представителя агентства по туризму и спорту при правительстве Калининградской области.

Итак…

Вопросы для обсуждения:

- Начнем с того, почему власти прикипели душой к одному единственному месту – Острову. Но исторически сложилось так, что на Острове не жили. Почему? Что же до поиска места размещения стадиона – могли же быть и другие варианты?

- Кроме того, при существующей транспортной схеме Остров страшно неудобен для въезда и выезда многотысячной публики.

– Геологические особенности Острова могут в разы умножить затраты на строительство гигантского объекта. Не получится, что мы попросту закопаем деньги в песок?

- Иметь или не иметь? Содержание такого колоссального объекта легко растрясет местную казну. Как быть с этим пунктом?

- Наконец, сакраментальный вопрос: а деньги? Ведь обещанное – еще не значит уже полученное. Да и точно ли будет Калининград в узком кругу избранных городов, которые предоставят свою территорию под отборочные игры будущего мирового чемпионата по футболу?

«Движение – все, цель – ничто».

Транспортная ситуация на Острове еще более стрессовая, нежели по городу. Взять хотя бы маршруты общественного транспорта – либо это трамвай №5, либо 45-й автобус. То есть, с центральных артерий – улицы Мира, Ленинского проспекта – на Остров не попасть. Со Шпандина и Суворова – тоже. С Советского – это долгий путь в окружную на трамвае. И сегодня траффик на Острове сопряжен с риском безнадежно опоздать на работу, встречу, больницу. «Островитяне» платят за транспорт вдвое больше, чем прочие калининградцы – как минимум, им приходится делать по 2-3 пересадки.

Одним словом, попасть на Остров непросто. Непросто и покинуть его: свежи в памяти картины зимних пробок, щедро засыпанных снегом – на перекрестке Октябрьской – Багратиона зажатая со всех сторон, обреченно сигналит машина «скорой помощи», монотонно бренчит злой звонок трамвая, ругаются водители.

Летние пробки – тоже не подарок, хотя и полегче предновогодних.

Что думают об этом участники «круглого стола»?

Александр Пятикоп, который уже десять лет представляет интересы калининградцев в окружном совете и, что немаловажно, в комиссиях по градоустройству, считает, что транспортная проблема Острова в ближайшие годы вряд ли будет решена:

- Дома не раздвинешь – тем более на Острове. Мы уже имеем некий опыт с подобными сооружениями – это спорткомплекс «Янтарный», который в народе зовут «саркофагом». Два больших мероприятия в декабре прошлого года имели скандальный результат– публика числом в семь тысяч разъезжалась после концерта в течение трех часов! А концерт, надо заметить, закончился едва не в полночь. Страдали все – и те, кто разъезжался, и 50 тысяч населения микрорайона, которых поставили на уши. Практически вся Сельма была в коллапсе – подъездные пути там чрезвычайно узкие.

Действительно, на Острове с разъездом болельщиков может быть все гораздо хуже – настолько, насколько 42 тысячи больше 7, потому что стадион проектируется на 42 тысячи мест.

Что же касается пешеходной доступности, то, например, Сергей Камнев, начальник управления Главгосэкспертизы по Калининградской области, справедливо полагает, что Калининград – не Москва, и за день его можно обойти вдоль и поперек.

Александр Ильин, как «пожизненный» спортсмен, считает, что как раз на Острове и можно решить проблему с транспортом… во всяком случае, стоячим:

- Здесь большая территория, которая обеспечивает большие возможности по размещению автостоянок для общественного и личного транспорта. Таких условий мы больше нигде не найдем. Я был на стадионе в Мюнхене, Барселоне – там основные требования это наличие парковочных мест для общественного и личного транспорта. Остров имеет достаточно места для стоянок, в том числе и для речного транспорта.

Контр-вью:

Сергей Мельников, глава комитета по архитектуре и строительству Калининграда, считает, что не все так мрачно с транспортной сетью Острова:

- В комплекте с проектом подразумевается строительство двух путепроводов, пешеходных и fan-зон. Вообще требования ФИФА к таким объектам, как стадион – это совсем не тоненькая книжка мелким шрифтом. И все это нужно выполнять. У нас уже ведется работа, как улучшить содержание гостиниц, дорог, в общем – всей инфраструктуры. И вообще транспортная проблема на Острове будет разрешена – в конце декабря у нас будет сдан отчет Белорусского НИИ дорожного движения по организации оного в Калининграде. Мы получим документ, который будет учитывать все обстоятельства и детали, магистрали, которые нужно разработать, автостоянки, пешеходные зоны и т.д.

И не надо говорить, что в мэрии чиновники боятся подходить к идее проекта о подготовке к чемпионату мира критично – я, например, за свое кресло не боюсь.

Жалко, если из-за бесконечных дискуссий Калининград упустит такой шанс получить и стадион, и современные коммуникации, как дополнение к стадиону…

Свято место

Варианты мест расположения стадиона вызвали массу предложений. Главным «оппонентом» Острову участники называли территорию около Пятого форта. Заслуженный строитель РФ Евгений Кулдышев, например, привел вескую причину, почему все же Чкаловский вариант предпочтительнее: город имеет стойкую тенденцию развиваться в эту сторону, и стадион стал бы стартом для полноценного развития этого микрорайона – с нормальной инженерной инфраструктурой, дорогами, экологией.

Сергей Мельников защищал выбранное и застолбленное место на Острове:

- Альтернативные места размещения спорткомплекса мы тоже рассматривали и подробно изучали. В том числе, и по Чкаловску, напротив Пятого форта. Там, кстати, территория уже не свободна – проект застройки ушел на экспертизу. Ну и что, что на Острове имеется гаражное общество – оно же не входит в зону застройки будущего стадиона.

Реплику Александра Пятикопа про то, что гаражи эти выглядят непрезентабельно и стыдно гостям чемпионата показывать «изнанку города», глава комитета по строительству парировал веским аргументом: те, кто был на чемпионатах мира, сталкивались с «изнанкой» и в Барселоне, и в Мадриде, и… В общем, контрастов между трущобами и образцами архитектуры хватает в любом городе мира:

- Кроме того, – добавил Сергей Мельников, – на последнем установочном совещании ФИФА представителям городов-претендентов сказали, что оргкомитет не настаивает на какой-либо определенной территории. Никаких догм – если есть предложение, более удобное для города, то – welcome.

Главный архитектор города Олег Купердяев поддержал коллегу:

– Остров, как место для стадиона, оптимален, хотя мы изучили возможности и других мест размещения – около Пятого форта, рядом с аэродромом Девау, на выезде с Горького на Окружную, на улице Согласия, за вновь построенным спорткомплексом, около автодрома. Кстати, автодром – более привлекательный вариант, чем Пятый форт, потому что там рядом проходит железная дорога, которая во многом решает проблему транспортировки болельщиков. А вообще главное условие комитета ФИФА для проведения отборочных игр является общая пешеходная доступность к стадиону, время на дорогу должно составлять 20-40 минут. И если строить на Сельме, жителям Балтрайона будет далеко добираться.

Упомянул он и еще одно немаловажное требование ФИФА – при строительстве стадиона мы не должны допустить никаких социальных взрывов. Снос гаражей, например, может вызвать конфликт. Впрочем, тут можно решить миром – город предлагает построить вместо гаражей многоуровневый паркинг, все равно стадиону потребуется большое количество парковочных мест.

Деньги в песок?

Остров коварен. Недаром градостроители Кенигсберга плавно огибали это место, предпочитая строиться на более твердой почве. Строители Калининграда, не принявшие эстафету мудрости предшественников, дорого заплатили за свои ошибки, стоит лишь вспомнить эпопею с переселением из аварийных островных домов.

По словам Михаила Нетребы, заслуженного строителя РФ, подготовка фундаментов выходит здесь дороже всего:

- Я много лет занимался проблемами искусственных оснований, и с этой точки зрения, Остров очень сложная территория. Грунты такие, что нужно вбивать сваи на большую глубину – на отрезке от Багратиона до Преголи на 7-15 метров, на Октябрьской – на все 20, ближе к мосту – не меньше 28 метров. Пришлось даже разработать специальную технологию строительства фундаментов. Как-то строители из Ленинграда нарушили ее и запороли дом – огромные средства и труд ушли в песок.

Или другой пример: еще в 1987 году был запроектирован мост по Литовскому валу–Аллее Смелых. По расчетам нужно было засыпать в основание две баржи песка. Одну выгрузили – и хорошо, что больше ничего не успели: весь песок ушел в реку.

А сколько там «утопили» канализации и теплотрассы!

Если строить стадион на Острове, то необходимо будет обеспечить сплошное искусственное основание. Поэтому прежде необходимо грамотное технико-экономическое обоснование проекта с учетом «местного колорита». Пока же у меня такое впечатление, что оценку участка с технической точки зрения делали визуально… и слишком эмоционально. А надо делать по-государственному.

Точку зрения Михаила Нетребы поддержал начальник Главгос-экспертизы Сергей Камнев - на его взгляд, лучше было бы рассмотреть несколько вариантов, причем по каждому сделать свое технико-экономическое обоснование. И только потом выбирать более правильное. Вряд ли ФИФА будет настаивать на Острове как единственном возможном месте для стадиона. В Калининграде, считает эксперт, немало мест, вполне отвечающих нужным требованиям. На Острове слабые грунты (ил залегает на глубине 20 метров), и работы подорожают в разы – особенно на закладке нулевого цикла.

Александр Ильин, которому нравится вариант Острова с «территориальной» точки зрения, согласился, что инженерно-геологические условия этого участка – напластования илистых, грунтов, осложненных слаборазложившимся торфом, – потребуют действительно колоссальных затрат:

- Нулевые циклы на Острове превышали строительство таких же объектов «на нормальных почвах» в 10-15 раз! Но одно дело – построить жилой дом, так чтобы он был наде-жен в эксплуатации, и совсем другое – подготовить всю площадку, инфраструктуру для такого объекта как стадион. Единственное, на чем можно было бы остановиться в выборе методов – это предпостроечное уплотнение грунтов. При строительстве ремонтно-механического завода, что рядом с ЦБК-2, мы уже делали нечто в этом роде – кстати, в виде первого в России эксперимента. Там мы уплотняли грунты с помощью песчаных, бумажных, пластмассовых вертикальных дрен – осадки не случилось даже через 20 лет эксплуатации. Тогда мы осадили эту площадку на 2,5 метра, а потом пригрузили песком.

Искусственное основание для стадиона, конечно, построить можно, но чтобы сделать это для всей площадки – увы. В любом случае, действительно нужны варианты для сравнения: во сколько это обойдется на Девау, около Чкаловска, и так далее.

Валерий Макаров, глава «Калининградстройинвеста» соглашается, что место на Острове географически – самое что ни на есть удобное:

- Место действительно чудное, но и самое дорогое. Если федеральный центр на все про все ограничит нас двадцатью миллиардами, вот тогда придется присматривать другое место – вместе с дорогами мы в эти рамки не уложимся… здесь нужно знать на что рассчитывать – и в соответствии с этим занимать позицию. По сравнению с размещением стадиона на Девау, Окружной или около Пятого форта Остров потребует трех- если не четырехкратных затрат, причем большая часть придется на инфраструктуру. Там потребуется строить двухуровневые перекрестки, а их до сих пор мы позволить себе не могли, хотя это помогло бы решить проблему пробок.

Чудес не произойдет – двухуровневые развязки сами по себе не появятся, их строительство очень затратно, но без них с огромным потоком людей на Остров нам не справиться. То есть, цена вопроса с учетом этого вырастает в разы.

Атака на Остров была массированной. Имел несчастье работать на Острове и Евгений Кулдышев:

- День мы тратили на то, чтобы положить теплосети в каналы, а утром все приходилось начинать сначала – откачивать набравшуюся за ночь воду и укладывать заново. И так много раз. Не секрет, что сегодня теплосети греют воду в каналах…

Контр-вью:

Сергей Мельников, который считает, что место для стадиона определено правильно, в качестве аргумента защиты приводит стадион «Зенит» на Крестовском острове в Петербурге, который сейчас переживает этап завершения:

- На острове Крестовском геология много хуже, чем у нас – и все-таки стадион построили. Правда, реальная стоимость оказалась на 30 процентов выше проектной, но все ж…

… а деньги?

Стадион как таковой – если верить проектной стоимости – обойдется в 10 миллиардов рублей. Это стандартная цена современных европейских стадионов, уточнил Владимир Охулков, начальник организационно-правового отдела агентства по спорту при правительстве Калининградской области:

- При этом область должна обеспечить участие в 40 процентов, а еще нужно учесть проектный этап, который стоит 500 миллионов (туда входят и дороги, и канализация, и тренировочные поля в Зеленоградске, в общем, вся спортивная инфраструктура вместе с тренировочными базами. Таково требование ФИФА.

Кстати, будет ли Калининград в числе главных претендентов, по словам Владимира Охулкова, еще вопрос – сейчас среди городов-претендентов идет борьба за участие. Претенденты, как водится, бьют ниже пояса – сбивают цену: кто больше процентов обеспечит за собой в консолидированном бюджете проекта, тот и на коне.

Пессимистически относится к теме финансового «соучастия» государства и Александр Матвеев, как никто знающий строительную изнанку жизни, роль личности в истории замороженных объектов и «обстоятельств» почему-то обычно преуменьшают:

- Сегодня у нас кризис, завтра дефолт, послезавтра «что-то не сложилось», а тут еще вдруг нефть подешевела… Причин сбоев сколько угодно, и рассчитывать на то, что федеральный центр «догонит и даст», – сложно и трудно.

Бесспорно и то, что одно потянет за собой другое – Острову нужен еще один мост…

И напомнил, что во времена оно все инженерные коммуникации прокладывались по асфальту. И вообще не стоит забывать физику – чем больше мы нагружаем поверхность, тем больше она «садится». Есть на Острове места, осевшие на метр и даже больше. И чтобы все сделать как надо, придется вкладывать «не по демпингу».

Атакуя идею с Островом, участники «круглого стола» единодушно соглашались – стадион это действительно «лучший подарок». Калининграду не хватает не только кортов – по сути, таких мест, где после занятий спортом можно принять душ и переодеться, не так много, а те, что есть, малодоступны широкой общественности по причине очень высоких цен.

- Как развивать в Калининграде спорт, если им негде толком заниматься? – апеллирует к общественности Сергей Мельников. – Есть ли разница – заниматься с детьми в хорошо оборудованном помещении, с душами, хорошими раздевалками, или в развалюхе? У нас ведь негде большим спортом заниматься – я имею в виду командные виды. Одиночки – есть, а вот ручного мяча, волейбола, баскетбола у нас нет – потому что негде им быть. Было дело – волейболистки по приглашению приехали к нам, посмотрели и назад. А будет большой стадион – будет и большой спорт.

Да, эксплуатация и содержание такого объекта – это большие проблемы. Но городу никто и не предлагает взять дорогостоящий в содержании стадион – скорее всего, это будет частно-государственное партнерство. Турецкие инвесторы уже делали далеко идущие предложения. Да и сам стадион, как выяснилось, будет трансформером, который можно «складывать» до объема в 12 тысяч мест (остальное демонтируется до очередного великого спортивного события).

Что мы имеем с гуся? «Круглый стол» выявил массу очень серьезных проблем, которые волнуют как общественность, так и профессионалов, проблем, требующих если не пересмотра существующих решений, то привлечения дополнительных ресурсов, в том числе, финансовых и интеллектуальных.

По имеющемуся уже сегодня резонансу на наши публикации, мы с удовлетворением замечаем, насколько калининградцы неравнодушны к будущему своего города и региона. Поэтому – продолжение следует. Мы будем держать наших читателей в курсе событий по проблемам стадиона и Острова.

Из выступления А. Войтова, президента Фонда «СПВС»:

Наша встреча за «круглым столом» действительно вылилась в общественные слушания, участие в которых приняли самые неравнодушные к будущему своего города люди. Отсюда и высокое напряжение дискуссии, в которой высказались защитники официальной версии, и ее противники.

Считается, что идея строительства стадиона входит в список «мега-проектов» бывшего губернатора В. Бооса, которые, по его мнению, должны были бы сделать Калининград миллионным городом с уровнем жизни выше, чем у наших соседей по Балтике.

Как и следовало ожидать, этот список превратился в список провалов, часть реализуемых проектов тяжелым бременем легла на бюджеты муниципальных образований при их пуске в эксплуатацию. Как считают профессионалы, строительство стадиона на Острове будет еще более сокрушительным «подарком». Я полностью поддерживаю Александра Пятикопа и его гражданскую позицию. В газете «Калининградская правда» от 29 сентября 2011 г. он рассказал о том, что, едва вступив в должность губернатора, на одном из интернет-порталов Николай Цуканов раскритиковал своего предшественника за бездетально проработанные мега-проекты.

Ходят слухи, что место под строительство стадиона высокопоставленные чиновники выбирали, облетая город на вертолете. По какой-то причине летчик то и дело зависал над Островом, и московский гость, наконец, заинтересовавшись симпатичным зеленым пятном ткнул вниз пальцем: «Стадион будет здесь!»

Свита и сопровождающие калининградские лица отнеслись к указующему персту со всем пиететом, видимо, прикидывая, что это даст им по части распила, откатов и…

Но мы-то думаем не о распилах! Недавно – на предпоследнем матче полупустого стадиона «Балтика» – мне в голову пришла мысль: а почему уже сегодня никто не задумался над тем, что нужно готовить болельщиков для спортивных зрелищ, то ли футбола, волейбола?

Почему нельзя бесплатно пускать на спортивные соревнования детей до 12 лет, а до 18 лет за половину стоимости, как иначе мы сумеем подготовить новое поколение любителей спорта? Этим, в первую очередь, и должны заниматься чиновники от спорта и молодежной политики вместе со школами и учебными заведениями. Мега-стадион, будь он на 40 или 20 тысяч мест, в конце концов, должен быть наполненным.

Я считаю, что мы должны подготовить рекомендации по итогам «круглого стола» для властных структур города и области. И поторопить их с ответом!

Елена Чиркова

Газета «Рынок жилья», https://rynokzhilia.ru, №43, 3 ноября 2011

0 коммент.назад...

Добавьте Ваш комментарий:

Ваше имя:
E-mail:
Сайт:
Комментарий:

*


Все комментарии проверяются администрацией газеты и появляются на сайте только после одобрения. Поэтому будьте, пожалуйста, аккуратны и вежливы в своих высказываниях, уважайте чужое мнение и не оскорбляйте других. Спам удаляется сразу.

Еще статьи...наверх...

Роман со стадионом. Неоконченный

Роман со стадионом. Неоконченный(0)

Город не может решить, сможет ли остров выдержать стадион

Пора на природу!

Пора на природу!(0)

Как не ошибиться с выбором участка земли под строительство дома?

Песок сквозь пальцы

Песок сквозь пальцы(1)

Как спасти балтийский берег

Что лучше – плитка или асфальт?

Что лучше – плитка или асфальт?(0)

Чем лучше мостить пешеходные зоны – тротуарной плиткой, асфальтом или брусчаткой? Почему при благоустройстве дворовых территорий зачастую упускаются такие важные аспекты, как оборудование ливнёвок, корчевание пней, расчет необходимой ширины тротуаров, планирование парковок и зелёных зон.

Атака на остров – 2, или все на стадион

Атака на остров – 2, или все на стадион(0)

Накануне выходных в гостинице «Редиссон» наблюдался аншлаг – на международный форум, посвященный будущему Большому стадиону, собрались чиновники, девелоперы, архитекторы, градостроители и просто строители, не считая журналистской братии и любознательных граждан.

Потоп отменяется?

Потоп отменяется?(0)

Кому принадлежат калининградские водоемы?

banner

Карта новостроек Калининграда

Карта новостроек области

Новости недели

  • Этим летом калининградские водоемы порадуют отдыхающих В Калининграде состоялся первый в этом году конкурс на право реализации проектов по организации [...]

  • 158 молодых семей в 2011 году в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Калининграде» на 2011-2015 [...]

  • Министерство обороны никак не может передать в муниципальную собственность сети наружного освещения Из-за нерасторопности военных жители улиц Маточкина, Согласия, Гайдара [...]

  • На одном из совместных заседаний членов инициативной группы по сохранению брусчатки и специалистов администрации города Калининграда было принято решение о [...]

  • Калининград вошел в список самых дорогих городов России по стоимости квартир «Российская гильдия риэлторов» обновила список самых дорогих российских городов [...]

читать далее...

Реклама

bann

7d2b76619f

3818288721

c422d74de4

3c40fba83f

modul_bann

vesta_bann

Baltkomstroi_bann

5a369d67ee

Реклама

  • pionerskInvestBANN
  • mikBANN
  • appartBann
  • dom_bann
  • zapstroikomp_bann
  • kapitalstr
  • BANNNNNNN
  • georg_bann
  • liraBANN
  • vertikal_bann
  • specstroiBANN
  • specremstroi_bann
  • bann
  • kovcheg_bann
  • aabc37d78e
  • balturBann
  • banner
  • 8db3358613
  • c05c3cb391
  • 6f0998792f
  • 986767c7b7
  • 24d2bb8429
  • 1d18e2b5b1
  • UKS_bann

Контакты и информация

В 2010 году газета отметила свое 15-летие. Согласно социологическим исследованиям, а также оценкам риэлторских компаний и строительных фирм города, газета "Рынок жилья" стала ведущим изданием, освещающим вопросы недвижимости Калининграда и Калининградской области.

Социальные сети

  • RSS лента

Самые популярные рубрики

© 2010 - 2011. Сделано в iwest-media - создание визуальной продукции в Калининграде | 39 сайтов: Продвижение сайтов в Калининграде | Все права защищены.