По следам предновогодней пресс-конференции главы комитета архитектуры и строительства Артура Крупина.
С недавних пор современная эпоха разделилась для калининградцев на ДО принятия решения о проведении в нашем городе чемпионата мира по футболу и ПОСЛЕ.Незаинтересованному наблюдателю может показаться, что городу дали понюхать нашатырь: тот вздрогнул, пришел в движение, по жилам побежала кровь…
Надо сказать, что подобный эффект ощущают не только наши города и веси – точно так же вздрогнул и ожил Гданьск, который до чемпионата получал от Евросоюза сущие крохи, коих хватало разве что на добавление каких-нибудь пяти километров дорог в год. Но Калининград и в худые годины ухитряется добавлять куда больше.
Правда, демографически наш город вздрогнет чуть позже: статистика по этой части до 2015 года неутешительна – по ее прогнозам, город вплоть до сей пограничной даты будет нести потери в населении, то есть, убывающих еще долго будет больше, чем прибывающих. Не надо ругать итак уж обруганный облздрав: таков ход вещей, свойственный не одному Калининграду, а всей России. Однако сразу после 2015-го город скинет с плеч эту тяжкую ношу и начнет обрастать населением в ускоренном темпе. Особенно это скажется во временном поле ЧМ-18, ну а к 2020-му мы снова достигнем привычных 470 тысяч населения.
И вот тогда-то вопросы проходимости городских транспортных артерий встанут ребром. Как, собственно, и вопросы жилой недвижимости с их бесконечным шлейфом проблем по части инженерных сетей, а еще школы… детские сады…
Впрочем, кое-что уже достигнуто, а если не достигнуто, то заложено в планы и даже в бюджет. В общем, судя по высказываниям на предновогодней пресс-конференции главы комитета архитектуры и строительства Артура Крупина, не все так мрачно. Даже наоборот.
Грядки для цветов жизни
Вот уж о чем позаботился город, предваряя запланированный прирост населения, так это детские сады и школы.
- В последнее время почти каждый год город вводит в эксплуатацию по одному детскому саду, – подтвердил глава комитета. – А в 2013-м ситуация улучшится: заложен детсад с бассейном в Северном районе на улицах Панина-Согласия, в январе же начинается реконструкция детского сада на Красносельской – там будет пристроен еще один блок, так что вместимость достигнет 320 мест. В этом же году начнется строительство детского сада на Алданской на 240 мест – и тоже с бассейном. Да еще два проекта сейчас находятся в процессе экспертизы – это детсад на Беланова (Чкаловск) и в Центральном районе, где строить новое сложно за неимением свободного пространства, но вполне возможна программа реконструкции уже имеющихся садов.
Первым в списке реконструкций – детсад №1 на Свободной, там запроектирован новый отдельно стоящий корпус, присоединенный к существующему зданию галереей. Проект уже сдан на экспертизу.
Примерно по такой же схеме преобразится и увеличится детсад № 122 на улице Борзова, а за ним и детсад №72 в конце ул. Красной.
За школами тоже не заржавело: в прошедшем году введена в эксплуатацию СШ на ул. Карамзина, соответственно, со всей инфраструктурой. Продолжается строительство школы на 1500 мест на Сельме. Там, как известно, работы ведутся с отставанием от графика, но для жителей района сие не критично – все равно к 1 сентября долгожданный звонок прозвенит, и дети в предвкушении доброго и вечного займут свои места.
Кроме того, появятся еще две школы – на Артиллерийской (проект на 720 мест, разработанный коммерческой организацией по инвестиционному соглашению с городом, прошел экспертизу с положительным заключением) и в Восточном жилом микрорайоне, в конце Московского проспекта в районе улицы Аксакова (сейчас там идет процесс оформления земельных отношений).Для ребятни устроено несколько площадок – одна хорошая, большая, на улице Катина, и еще несколько маленьких – по всему городу.
В качестве «внешкольных» бонусов, граждане Калининграда получили возможность наблюдать природу в ее многообразии в новом обезьяннике, который все ж таки успели сдать в декабре 2012-го, только вот обезьян в него так и не удосужились запустить. В зимнем саду, где оный располагается, есть также и аквариумы, и коллекции насекомых. Ну а то, что их не успели показать под Новый год, связано с зоологическими мероприятиями по карантину экзотических новоселов.
Наши сети
Инженерные сети, изнемогавшие последние полвека под грузом новоприобретений города, также претерпевают приятные изменения – старые реконструируются, строятся новые. Так, последние требования пожарного и экологического контроля «приговорили» к высшей мере встроенные в здания угольные котельные – вместо них город строит отдельно стоящие модульные, газовые либо подключает здания к централизованным тепловым сетям. Это уже произошло в детских садах, музыкальных школах, «художке» – и происходить будет еще некоторое время: соответствующих требований от пожарных и экологов предостаточно.
Серьезно развивается коммунальная инфраструктура – в этом году введен в эксплуатацию 10-километровый водовод в районе Большой Окружной, который идет от Московской насосной станции №2 до улицы Сусанина. Сейчас в стадии проектирования – водовод протяженностью 28 км между Восточной и Московской водопроводными станциями (к слову, Водоканал реконструирует Восточную водопроводную станцию по ЕБР-овскому кредиту).
Набирает обороты газификация города: около 20 проектов направлено в правительство для включения в федеральную и областную программы, из них 6 уже имеют положительное заключение экспертизы, остальные в процессе – к марту должно быть заключение и по ним.
Газифицируется окраина города – поселок Совхозное, Космодемьянского, Чапаева, Чайковского, Менделеева, Чкаловск.
В прошлом году сдали два объекта газопровода высокого давления – в районе улицы Красносельской (он необходим для стабильного газоснабжения существующего жилого сектора и для перспективной жилой застройки) и на Северной Горе (где еще продолжаются работы по подключению жилых домов).
Город был организатором и управлял строительством газопровода высокого давления на улице Гагарина – от которого подключается огромный жилой комплекс «Вальдау».
Что до гидрологии, то в этом году завершатся, наконец, работы по реконструкции озера Верхнего, частично перенесенные на март-апрель, и начнется долгожданная реконструкция озера Поплавок, – объект, который долго «запрягали», добиваясь федерального софинансирования, и, к счастью, добились – Артур Крупин надеется, что уж за полтора года оно будет приведено в порядок.
Если же говорить конкретно о подготовке к ЧМ-18, то список объектов, заявленных в программу, велик. Для города, в основном, это дорожная сеть, мосты, новые улицы и реконструкция с расширением существующих, сопряженная с заменой коммуникаций под дорожным полотном.
Это улицы Дзержинского, Аллея Смелых, Фрунзе, 9 Апреля, причем последняя – с реконструкцией транспортной развязки на площади Василевского. Проект, рекомендованный ГИБДД, прошел экспертизу и получил положительное заключение.
- Работы на улице 9 Апреля начнутся в этом году, – сообщил Артур Крупин. – Могли бы и раньше, но проект реконструкции пришлось корректировать: в том, который достался нам в наследство, не были учтены все коммуникации, которые находятся под дорожным покрытием, и контактная сеть трамвайных путей. Сейчас это проект, который даст возможность полноценно работать городскому транспорту. В нем есть заездные карманы для транспорта, предусмотрены места для остановочных пунктов и объектов малой торговли. Цена вопроса – 74 миллиона рублей.
Мы уже направили заявку в правительство и ждем подтверждения финансирования. Софинансирование из городского бюджета предусмотрено в объеме 20 процентов, остальные средства должны придти из областного и федерального бюджетов.
Запасаемся койками
Одно из самых приятных побочных эффектов ЧМ – увеличение числа гостиниц, гостевых домов и общежитий, называемых ныне «хостелами». И то – ведь надо куда-то устраивать прорву гостей, которые приедут поболеть за мировой футбол. Стадион-то на 45 тысяч, а по статистике ФИФА в фанзонах собирается от 50 до 100 тысяч фанов. Конечно, пятизвездочных «пэрис-хилтонов» разводить в Калининграде не будут – как показала практика приема фанатов футбола в других европейских городах, спросом будут пользоваться обычные двух- и трехзвездочные гостиницы. Само собою будут нужны и кемпинги, часть из которых встанут на подъездах к городу. Но основная масса, видимо, все же будет размещаться в городе.
Так что на фоне всего этого гостиничного бума все те, кто приобрел в городе участки под этот бизнес, получат уведомления от администрации города с просьбой придать ускорение процессу строительства столь нужных и своевременных объектов. Исчезнет, к слову, и повод для конфликта между городом и известным бизнесменом Гирзекорном из-за участка на Гвардейском проспекте – именно там господин Гирзекорн намеревался построить гостиницу, но ему все не давали. Теперь дадут.
Кроме гостиниц, город будет срочно благоустраивать и территории рядом с основными объектами – помимо центральной арены, к 2018-му должны быть готовы фанзоны, места для проведения массовых мероприятий и рекламных акций, – всего, по словам Артура Крупина, объем заявленных инвестиций зашкаливает за 2 миллиарда.
А как же иначе – поинтересуйтесь, сколько стоит одна садовая скамейка для сквера или биотуалет! Еще недавно мы подсчитали, что один уличный фонарь обошелся городу в 2 тысячи у.е. с хвостиком. А ведь еще придется высаживать деревца, декоративные кустарники и очень недешевые цветочки-однолетки. Своей очереди ждут ручьи – Воздушный и Гагаринский, кроме того нужно успеть привести в божий вид стадионы – «Локомотив» и «Красную звезду», а также все, что связано с коммуникациями вокруг этих полей, включая подъездные дороги.С дорогами вообще не все так просто – вспомните, сколько строилась последняя эстакада, так вот – еще одну нужно соорудить в районе Литовского вала, другую магистраль с мостами – в районе улицы Грига и, наконец, магистраль на востоке города, которая свяжет Московский проспект с улицей Емельянова. То есть, три направления, по каждому из которых должно быть построено по 2 моста, всего 6 – два автомобильных и 4 пешеходных.
Перестройка у нас в крови
И это хорошо, уж всяко лучше, чем революция. Но, по мнению Артура Крупина, перестройки и перепланировки слишком часто предпринимаются калининградцами без оглядок на третьих лиц (в частности) и на закон (в целом). Закон же требует непременного согласования подобных начинаний с муниципальными властями. Прежде этим ведали районные администрации, но с их упразднением эстафета перешла городским властям, которые даже за очень короткий срок после реорганизации успели выдать более двухсот разрешений.
Но контрабандных перепланировок и перестроек во много раз больше. Как правило, сей факт выясняется, как только владельцы таких квартир затевают продажу или обмен: никаких манипуляций с такой недвижимостью произвести невозможно, пока ситуация не будет разрешена в судебном порядке.
- Действительно, в городе очень много самовольных переустройств и перепланировок, – сетует глава комитета. – Мы изучаем такие случаи, и если не нарушены права третьих лиц, занимаем в суде нейтральную позицию. Суды же, как правило, встают на сторону жителей… Но все же хотелось бы довести до горожан мысль, что процедуру перепланировки все-таки лучше проводить легально – она несложна, перечень документов небольшой. Главное – получить согласие соседей. Тех самых третьих лиц.
Движение – жизнь
И любой тромб, блокирующий это движение, не просто останавливает жизнь – он переводит ее в минусовые величины. Те, кому приходится весь день проводить за рулем, прекрасно это понимают.
Чтобы покончить с пробками, пришлось обратиться к профессионалам из Белоруссии, которые и разработали комплексную схему организации дорожного движения. Они проанализировали существующую дорожную обстановку в городе, провели замеры интенсивности движения на перекрестках и основных магистралях и дали рекомендации, как ликвидировать пробки с применением светофоров, дорожных знаков, изменения схемы движения общественного транспорта и развития уличной дорожной сети.
Работа глобальная.
- И если по генплану у нас много кольцевых и радиальных движений, – заметил Артур Крупин, – то сейчас мы будем добавлять хорды. Например, Балтрайон – Северная Гора. Хорды соединят кольца и дадут возможность перемещаться автотранспорту без захода в центр.
Но скоро сказка сказывается, да дело долго делается: территории, которые будут выделены под трансы для новых магистралей, должны быть зарезервированы… если еще не заняты третьими лицами. А если заняты – комитет муниципального имущества возглавит долгую, но планомерную работу по расчистке… Других вариантов нет. А вот тактически мыслящего да еще и проинформированного люда хватает.
Елена Чиркова
https://rynokzhilia.ru, №1 (856), 17 января 2013 года
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: