Чего не хватает Калининграду для счастья?
Слушания на тему цветового климата недвижимости Калининграда, собравшие на прошлой неделе аншлаг, показали, что мы страшно далеки от совершенства. И дело не только в том, что мы видим глазами.
«Самого главного глазами не увидишь», – сказал про самый главный секрет жизни и счастья Антуан де Сент-Экзюпери.
В самую точку.
Мы даже не подозреваем, насколько безоружен наш глаз при восприятии света и цвета: оказывается, воспринимает он всего лишь 20 процентов от увиденного. Зато душа и сердце (точнее – психика) прекрасно усваивают остальные 80, раскладывая впечатления на атомы, анализируя полученный эффект и делая выводы.И, как выясняется, и эффект, и выводы неутешительны: тусклые цвета, унылая палитра, взятая наугад по чьему-то капризу, – равно как и вульгарная пестрота – изо дня в день разъедают радость жизни. Более того – нарушая гармонию окружающего мира, «не тот» цвет ломает в человеке очень важные вещи: вроде бы из ниоткуда возникает агрессия, а то и мысли о суициде. Как-то писатель Юрий Куранов («Дело генерала Раевского»), проживавший на улице Карла Маркса в Светлогорске, схватился за сердце, когда увидел, в какой цвет раскрашивают высотку напротив:
- Какой-то дикий розовый цвет старинных дамских панталон! Работать невозможно! Хоть в окно не гляди – все в округе завяло.
Вот вам и эффект цвета на душу населения.
В общем, свет и цвет – ключи к очень многим, казалось бы, необъяснимым решениям и поступкам. А что уж говорить о влиянии окружающего цвета на малышню! В общем, город нужно красить вдумчиво.
Поэтому не будем ворчать на то, что из городской казны было выделено около полумиллиона рублей для исследования вопроса – специально для создания нового цветового климата Калининграда.
С точки зрения науки
Казалось бы, пустяк – заказчик нашел краску по очень хорошей скидке и приказал покрасить свой кусок фасада в романтичный фиолетовый.
Другой решил, что для его кафе лучше не придумаешь, чем сочетание яично-желтого с ярко-зеленым. Странно, но факт – это кафе на Леонова люди обходили стороной, и скоро уже новый хозяин красил его в новый цвет…
Ничего странного нет – о воздействии цвета на человеческое сознание существуют тексты ученика Аристотеля Теофраста (IV-III вв. до н.э. «Об ощущениях»).
Вот несколько аксиом, выведенных где методом тыка, а где и строгим научным путем, которые вполне применимы на практике в нашем с вами случае. Например, для желтого цвета характерны функции энергосберегающего характера, весьма актуально в преддверии вступления в силу Закона №261 «Об энергосбережении» (правда, в XIX веке в желтый красили дома для скорбных главою, но, возможно, это говорит о человеколюбии и понимании ближних).
Красный или фиолетовый – при длительном созерцании – угнетают психику и создают тревожное состояние. Поэтому эти тона не годятся для отделки интерьеров больниц, школ и операционных залов в банках. Зато пастельно-желтые тона в кафе позволяют сбросить напряжение в обеденный перерыв: в желтом свете мир выглядит дружелюбнее.
Сегодня наукой доказано, что цвет воздействует на нас, нередко минуя зрение: К.Вилли и В.Детье уже в 1975-м опубликовали исследование о бессознательном восприятии цвета, под воздействием цвета и света происходит усиление или ослабление выработки мелатонина эпифизом. Эпифиз до недавнего времени считался самой таинственной железой мозга. Сегодня известно, что эта железа — элемент в регуляции эндокринной и иммунной систем, в поддержании ритма суточного изменения обмена веществ.
Так-то.
Какого цвета наш город?
Но вернемся к обсуждению концепции, предложенной профессионалами. Контракт на выбор цветовой гаммы для города получила фирма «Град и СО» – ее глава А. Зубарев и попытался на слушаниях прокомментировать градостроительную схему в свете палитры и цветового регламента Калининграда.
Цель этой работы, по словам Александра Зубарева, – создать гармоничные цветовые пространства, которые должны улучшить облик города и сделать его не только комфортным, но запоминающимся и неповторимым.
Право иметь такой облик влечет обязанности: факт владения домами, магазинами и прочими заведениями еще не значит, что собственники вправе раскрашивать фасады по своему хотению – они, фасады, остаются общественной собственностью города, и должны быть созвучны общей цветовой гамме своего района.
Наталья Лелет, начальник отдела городской эстетики, показала на примере, как может цвет объединить разнохарактерные постройки, придать городскому пространству единую стилевую направленность и создать логичные цветовые акценты, единый гармоничный ансамбль. Но будучи инструментом обоюдоострым, цвет может точно так же и разрушить картину города… что, собственно, зачастую и происходит в Калининграде.
Для нашего города с длинным историческим шлейфом это важно – в большинстве случаев картину города формируют не столько фасады зданий, сколько рекламные щиты, вывески, плакаты, создающие агрессивную среду, которая уничтожает целостность даже самой уютной исторической улицы. Так что правила цвета сейчас не менее важны, чем правила дорожного движения, и особенно – в исторической части города. Документы, регламентирующие палитру зданий, нужно принимать как можно быстрее – пока город окончательно не превратился в лоскутное одеяло…
- Попытка моделировать цвет в структуре города – над этим должен работать коллектив профессионалов, который должен учесть способность цветовой среды к саморазвитию, уметь ею управлять, на основе исследования экономических, экологических, социально-культурных и градостроительных предпосылок, обуславливающих колористику города, – считает Наталья Лелет.
К слову, ее коллеги на примере Королевских ворот, а также дома-гиганта по ул. 9 Апреля, рабочих кварталов Центрального района – не поленились показать в картинках, как цвет может зрительно уничтожить архитектурный ансамбль или, наоборот, придать ему великолепия. Трансформаторные будки, тепловые пункты, панельные многоэтажки, оказывается, только с помощью света и цвета могут стать арт-объектами, радующими глаз – для этого нужно работать, и эта работа уже начата.
Конечно это не значит, что вдоль дороги будут стоять сплошные квадраты Малевича – время открывает массу новых возможностей и вариантов искусства урбанистики.
Рекламмма–мама
Сегодня город затоплен рекламой – порой из-за нее невидимы дома, не различимы улицы. Как впишется в заданную цветовую палитру этот двигатель торговли?
В свое время Евгений Печерский, будучи главой областного Союза художников, поднимал проблему деструктивизма существующей в Калининграде рекламы, которая легко и просто уродует городское пространство. И предлагал создать нечто вроде рабочей комиссии из профессионалов, которые не только бы «фильтровали» рекламный базар, препятствуя появлению анти-шедевров рекламного творчества, но и разрабатывали бы соответствующие регламенты. Видимо, предложение прозвучало, когда город еще не был к нему готов. Теперь, судя по всему, время пришло. Но не будет ли правую руку рекламщиков проверять их же собственная рука – левая? Пожалуй, что с этим вопросом у нас тупик-с. Прекрасно составленное выступление представителя «Мольберта и братьев», монстра среди местных создателей двигателей торговли, не убедило, что рациональные зерна, брошенные рукой экспертов на каменистую почву рекламы, способно дать всходы. Парламентская же революция здесь бессильна – как показала практика, законотворческий процесс проходит через такую мясорубку, что результат трогает до слез своей ничтожностью.
Но – «попытка не пытка».
Другое дело – вывески: положительный опыт имеется, например, на ул. Коперника – там кованая вывеска магазина «Лось» естественно вписалась в историческую тему и добавила маленькой улочке шарма, аутентично выглядит кафе «Амстердам» на Литовском валу, найти симпатичные решения можно (кстати, «Рынок жилья» предлагает конкурс на лучшие образцы как позитива, так и негатива).
Цвета активно воздействуют на организм – это практически признано и официальной медициной. Недавно цветотерапевты из Нидерландов, Швейцарии и Германии докладывали на международном конгрессе об успешном лечении гипертонии, болевого синдрома, повышенного глазного давления, заболевания межпозвоночных хрящей и других недугов методом цветомеридианной терапии. «Воздействия цвета не может избежать никто», – утверждает профессор Харальд Брем, цветопсихолог из Висбадена: считается, что красный цвет возбуждает, голубой и зеленый успокаивают, а желтый повышает настроение.
С воздействием цвета много экспериментировал Малевич, оставивший потомкам два результата опытов супрематизма в виде Черного и Красного квадратов.
Кстати, красный цвет у Малевича – символ страха и смерти.
Игорь Ли, архитектор (бывший главный архитектор Калининграда):
- Цветовой климат… Люди часто воспринимают новое в штыки – но ровно до тех пор, пока не привыкнут. Вспомним, сколько споров вызывало строительство храма Христа Спасителя? А страсти по поводу реконструкции площади Победы? Сколько было всевозможной критики… и в разногласиях до сих пор не поставлена точка – нет завершения триумфальной колонны. И хотя был проведен конкурс, который выиграл известный российский скульптор Рукавишников, изваявший прекрасную фигуру ангела, однако ветераны хотят, чтобы колонну венчал орден Победы. Трудно представить, как можно плоский двухмерный объект водрузить на колонну – ведь он будет виден только с двух противоположных сторон. Не понимаю, как это можно решить иначе… Но давайте представим то, что было до храма и новой площади – обшарпанная трибуна, дедушка Живее Всех Живых, покоробленный асфальт… Вы бы хотели вернуть ту площадь?
Прижился и торговый центр Европа, и даже Кловер-хаус, теперь это данность, без которой, пожалуй, будет пусто…
Время все примиряет. Даже мавзолей В. Ленина – и тот пустил корни на Красной площади – убери его, и чего-то будет недоставать.
Идея цветового зонирования тоже должна пустить корни – и скоро люди почувствуют ее необходимость. Калининград станет третьим городом после Москвы и Петербурга, где будет принят цветовой регламент. Да и под нашим серым небом город просто обязан расцвести – яркие праздничные фасады могут многое изменить, в том числе, и в мировосприятии…
Мне кажется, что с принятием концепции цветового климата город сделал первый шаг в важном направлении развития – это словно упорядочить звуки, превратив нестройное звучание в симфонию.
Елена Чиркова
Газета «Рынок жилья», https://rynokzhilia.ru, №11, 22 марта 2012
1 коммент.назад...
#1Владимир Помыткин29.03.2012, 4:20 пп
По поводу наружной рекламы в Калининграде я пишу и говорю уже лет восемь: непрофессиональна, безвкусна, примитивна. Все виды рекламы в Калининграде захвачены неспециалистами, самозванцами.
На gorodkanta.ru – восемь моих статей, в рубрике «Архитектура и дизайн». Два письма на имя губернатора (Бооса Г,В.) посылал в правительство области, писал статьи в деловые журналы Калининграда, больше всего в «СтройИнтерьер». Должность Главного
дизайнера города ликвидировали в этом году. Отдел рекламы администрации города возглавляет неспециалист. Союз дизайнеров
- вообще никак не участвует, отодвинут, игнорируется!
Владимир Помыткин,
член Союза дизайнеров России и Союза рекламистов Украины
Добавьте Ваш комментарий: