Важнейшей составляющей проекта является строительство 50-тысячного города
Грандиозные планы создания в области серьезного автопромышленного кластера озвучил на прошлой неделе президент «Автотор холдинга» Валерий Драганов. Похоже, регион примеряет на себе лавры автомобильной столицы России, деликатно отбирая их у Тольятти. А это предполагает масштабное строительство…
Автомобиль не роскошь, а средство экономического развития
Как заявил президент автомобильной компании, 42% инвестиций в проект поделят поровну «Автотор» и частные компании-партнеры (1-1,5 млрд долларов), 40-42% составят средства консорциума банков. Общий объем инвестиций в промышленную часть проекта оценивается в 2,5 млрд евро и 500 млн евро – «в гражданскую часть».
Планируется, что ежегодно заводы будут выпускать до 350 тыс. автомобилей стоимостью 700 млрд рублей в год. До 20% выпускаемых автомобилей будут отправлять на экспорт.
Говоря об экономической стороне проекта, Валерий Драганов пояснил:
- В структуре инвестиций 42% составляют средства «Автотор холдинга» и частных компаний, наших партнеров – около 1,5 млрд долларов.
Более 40% – кредитный портфель консорциума банков. Какие это будут банки? Пока не назову, но если вы возьмете первую десятку мировых финансовых брендов – не ошибетесь. Это еще около 30 млрд руб. Сюда, конечно, входят и наши ведущие российские банки. Я бы сказал, что крупнейшие кредитные учреждения с мировой репутацией начинают бороться за этот проект.
18% в структуре финансирования относится к так называемому государственно-частному партнерству. Вообще, когда говорят о государственно-частном партнерстве, все начинают беспокоиться, что деньги, дескать, надо взять у бюджета. Но в нашем случае это не совсем так. Мы, фактически, предлагаем государству поучаствовать в нашем бизнесе, здесь есть у него прямая выгода. Если, к примеру, на реализацию инфраструктуры государство затратит 10 условных единиц – то уже в первый год после ввода первой очереди оно получит 12,5 условных единиц. Через два года -14,5 единиц.
Немаловажна и социальная составляющая. Сейчас, при нынешней загрузке, на «Автоторе» работают около 4,5 тыс. человек, вместе со «смежниками» – примерно 12 тысяч. А при запуске всех трех очередей мы планируем создать 25 тыс. рабочих мест.
Но самое важное, что автомобильный кластер даст новый толчок в экономическом развитии региона, до сих пор не определившегося: то ли ему быть янтарной, то ли туристической меккой… А может, автомобильной?
Как бы то ни было, видение руководства «Автотора» перспектив развития области вселяют оптимизм.
- Эталоном для меня является компания «Боинг», которая состоит из 30 тысяч мелких предприятий, – рассказывал на брифинге Валерий Драганов. – У нас будут заводы BMW, KIA, GM, Land Rover и другие. Кроме того, будет построено еще 16 заводов по выпуску всевозможных компонентов также известных брендов. Но главное, что вокруг будут цеха и маленькие предприятия, производящие очень качественную продукцию по относительно низкой себестоимости.
У нас было и есть много программ по поддержке малого и среднего предпринимательства. Со всех трибун звучат голоса в защиту малого бизнеса, везде его всячески превозносят… А на практике? Как была уделом «малых» палаточная торговля да передвижные шашлычные – так и остается. Может, в результате развертывания в области серьезной автомобильной промышленности и малый бизнес поднимется с колен?
В общем, реализация проектов «Автотора» сулит региону большие выгоды. Калининградская область, наконец, находит ту изюминку, которая действительно может стать брендом края.
Без науки, как без воды – «ни туды и ни сюды»
Заметим, что от реализации проекта не останется в стороне и научная общественность региона. Планируется создание инжинирингового и учебного центра.
- У нас есть обязательства перед правительством РФ создать большой международный учебный центр, – отметил Валерий Драганов. – Ведутся переговоры с ведущими вузами страны и Европы. В рамках создания автопроизводства планируется развивать в регионе IT-кластер и нанотехнологии. По этому поводу Валерий Драганов встречался с Анатолием Чубайсом, они договорились создать рабочую группу, в которую войдут ведущие ученые, практики в области не только автомобилестроения, но и других отраслей. Понятно, сказал президент «Автотора», автомобиль напичкан разными «штучками», там много всего – 20 тысяч таких «штучек», где могут быть использованы нанотехнологии и нанопродукты. Таким образом, заявил Валерий Драганов, что в регионе может появиться мини-Сколково.
Помимо этого, компания планирует построить новый порт в Калининграде, ведь 60% загрузки действующих портов в Калининграде формируется за счет «Автотор холдинга».
Будет на чем ездить. А где жить?
Важнейшей составляющей проекта автомобильного кластера является строительство 50-тысячного города. Предполагается, что возникнет это новообразование на заброшенных ныне землях, в совершенно новом месте. Больше того – это не будет стандартный жилой массив, застроенный типовыми многоэтажками. У «Автотора» задумки другие – инновационные.
- В Калининграде мы первыми в России должны реализовать концепцию «умный город», – нарисовал перспективы Валерий Драганов. – Думаю, что молодое поколение самой западной российской области имеет веские основания надеяться на то, что будет работать и жить в таком городе.
Кстати, а что же такое «умный город»? Разработчики концепции говорят, что в XXI веке состояние городской среды не определяется лишь наличием инфраструктуры, то есть материальными ресурсами. Умному городу необходимы умные решения, которые обеспечивают качественно новое развитие.
Умный город – это обеспечение современного качества жизни за счет применения инновационных технологий, которые предусматривают экономичное и экологичное использование городских систем жизнедеятельности.
Умный город – это умное управление, умное проживание, умные люди, умная среда, умная экономика, умная мобильность. Концепция признает роль искусственного интеллекта, информационно-коммуникационных технологий, социального и экологического потенциала как ресурса развития и конкурентоспособности города.
Концепция «Умного города» разрабатывается сейчас для Сколково, но, может, Калининград его опередит? В любом случае, разворачивая проект автокластера, область оказывается на острие научно-технического прогресса.
Да и сама по себе масштабность социального аспекта программы (50 тысяч населения!) говорит о многом. Практически, в регионе появится второй по величине город, после Калининграда, куда может переместиться центр если не культурного, то научного, промышленного, финансового и экономического потенциала уж точно!
А что необходимо для столь масштабного строительства? Это развитие стройиндустрии, подготовка квалифицированных кадров, развитие смежных производств. Таким образом, строительная отрасль получает новый, мощнейший импульс для развития, потенциал которого несколько подрастерян в финансовых бурях экономического кризиса.
Александр ГМЫРИН
https://rynokzhilia.ru, №34, 6 сентября 2012 г.
https://rynokzhilia.ru, №,
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: