Субъективные заметки о замках Луары
Возможно, что кому-то ближе, интереснее, привлекательнее другие дворцы-крепости, возникшие в долине этой самой известной французской реки. Тот же дамский замок Шенонсо, или пристанище Спящей красавицы замок Юссе, или Виландри, окруженный многоярусными садами… И все-таки именно Шамбор со своими многочисленными башенками, взмывшими в небо, словно огромный сказочный город, по которому можно ходить бесконечно, открывая для себя все новые и новые уголки, стоит вне конкуренции. Он самый большой. Самый выразительный. Самый грандиозный. Увидев его впервые, хочется произнести всего одно единственное слово – Ах! Неужели это реальный, а не привидевшийся во сне Замок? И по нему можно гулять, рассматривать его, подниматься по двойной спиральной лестнице, говорят, что построена она по чертежам самого Леонардо да Винчи, в парадные залы, где проходили королевские балы, фланировать по огромной террасе замка, украшенной фантастическими сиренами, львами, сатирами и драконами… и не скрывать своего восторга. А какой изумительный вид открывается с этих террас на изумрудные поля, прорезанные идеально ровными каналами, с высаженными вдоль прямых дорожек кустами и густым, стоящим на горизонте неприступной стеной, лесом. Говорят, именно из-за этого леса полного дичи, сюда и наведывался особый охотник до королевской охоты король Франциск I. Он и выстроил этот охотничий домик, ведь по сути постоянно в Шамборе никто никогда не жил…
Что же касается самого Шамбора, то он является государственной собственностью, иначе его ожидала бы весьма плачевная участь, и приносит хороший доход. Это один из самых посещаемых туристами замков. Да оно и понятно. Мы целый день гуляли по его залам, террасам, любовались многочисленными башенками, трубами, выполняющими по совместительству роль дымоходов, ведь в замке насчитывается 360 каминов, шпилями, фонариками, выполненными с поразительным изяществом и фантазией. Мы взирали с двадцатиметровой высоты на окрестности Шамбора, представляя, как с этой же просторной террасы взирал на королевскую охоту сам Франциск I, когда ему хотелось побыть в дамском обществе, а не гоняться по полям за каким-нибудь быстроногим оленем. Как опершись на перила, отпускал он колкие реплики в адрес нерадивых охотников, как весело смеялся шуткам своей фаворитки Анны д`Эйи или сам шутил в окружении двадцати семи юных девушек благородного происхождения, которых самолично отобрал для своего двора и повсюду возил за собой.
Ведь это ему принадлежит крылатая фраза: «Двор без женщин, как год без весны, а весна без роз…». Что и говорить, король был поэт. И художник. И архитектор. И из своих военных походов, в частности в тот же Милан, вез не только трофеи. Но и впечатления от увиденного. Именно его итальянские войны, о чем мы уже писали раньше, подтолкнули суверена к созданию замков-дворцов в родной Франции. У короля просто появилось страстное желание создать какое-нибудь здание, которое соединило бы в себе стиль итальянского возрождения с традиционным французским стилем. И это желание лучше всего реализовалось при строительстве замка Шамбор. Говорят, Франциск I лично принимал участие в его проектировании. По крайней мере, имя архитектора, создавшего этот архитектурный шедевр, до нас не дошло… А ведь с точки зрения архитектуры замок этот представляет особый интерес. Не зря же его Франциск I задумывал как модель города идеальной красоты. И несмотря на то, что Леонардо да Винчи умер за четыре месяца до начала работ, многие исследователи творчества великого флорентийца считают, что в этом замке воплощены многие его идеи. Да и сам замок является неким зашифрованным образом Леонардо – человека с могучим телом и головой, полной идей божественного полета. А почему бы и нет? Поэтому стоит только недоумевать по поводу того, что отдав столько сил, энергии, вдохновения созданию замка Шамбор, и даже не увидев окончания его работ, ведь замок строился более сорока лет (подробно о том, как возводился дворец можно посмотреть видеофильм перед началом экскурсии) Франциск I бывал здесь крайне редко, наездами. Впрочем, у короля было еще чем заняться. Всю свою жизнь этот непостоянный король скитался от одного замка до другого, таская за собой министров, чиновников, фавориток, а также дворы королевы и принцев.
Последняя страсть короля – строительство дворца в Фонтенбло настолько отвлекло Франциска от Шамбора, что он так и не довёл до конца свою идею провести воды Луары под самые стены замка. Но зато, когда он бывал в Шамборе, жизнь тут била ключом. Здесь, на третьем этаже замка в залах со сводчатыми потолками устраивались балы. Дамы демонстрировали сногсшибательные и к тому же довольно-таки откровенные наряды. Франциск сам был законодателем моды и требовал того же от своих гостей. Так придворные красавицы должны были ходить в платьях с декольте чуть ли не до пупа… Дабы не скрывать свои главные прелести. И те не скрывали… Благо площадь замка, включая обширные лесные угодья, позволяла беспрепятственно заниматься любовными утехами. Но если король предпочитал забавляться в замке со своими многочисленными фаворитками, то его сестричка, Маргарита Наварская больше тяготела к миру искусства, общаясь с членами кружка гуманистов, который самолично и возглавляла. Именно в Шамборе она читала своим почитателям таланта главы из «Гептамерона», книги очень близкой по стилю и содержанию «Декамерону» Бокаччо. И это были отнюдь не причуды королевской особы. Маргарита Наварская считается по праву одной из первых женщин-писательниц во Франции.
Потом охота заканчивалась, двор вместе со своим нехитрым скарбом, погруженным на сотни повозок, отправлялся к новому месту и замок, как в сказке про Спящую красавицу, погружался в литургический сон до нового приезда короля.
Бывали здесь и Генрих II, и Карл IX, который, как гласит предание, однажды преследовал оленя до полного его изнеможения, загнав при этом пять быстроногих лошадок. Наведывался в Шамбор и король-солнце Людовик XIV. Правда, королевской охоте этот венценосный суверен предпочитал культурную программу. Вот почему вместе с ним сюда обычно приезжал и некий господин Мольер со своим театром. Именно в замке Шамбор состоялась премьера его небезызвестной пьески «Мещанин во дворянстве». Так уж вышло, что один из ведущих актеров, состоявших на службе у великого комедианта, занемог, и тогда Жан Батист Мольер предложил сыграть эту роль королевскому скрипачу, композитору и танцору Жану Батисту Люлли. Однако, как тот ни старался, как ни ломал комедию, король безмолвствовал. Даже тень улыбки не коснулась его бледного лика. И тогда бедный музыкант решился на крайнюю меру. Он поднялся на край сцены и со всего маха рухнул на клавесин. Хрупкий изящный и к тому же весьма дорогой музыкальный инструмент разлетелся на сотни мелких перламутровых осколков, зато король разразился громким гомерическим смехом. Спектакль был спасен!
Как видим, чувство юмора с тех приснопамятных времен мало изменилось. И сегодня легче рассмешить публику, залепив кремовым тортом в лицо партнера по сцене, нежели тонким английским спичем… Впрочем, это уже к замку Шамбор не имеет никакого отношения. Судьба его не раз делала крутые повороты. Как мы уже рассказывали, во времена Великой французской революции замок вообще хотели разрушить, а на его месте построить «дом для патриотов». Многие годы Шамбор переходил из рук в руки, как эстафетная палочка, разным владельцам – он стал неким престижным подарком, которым французские монархи жаловали высокопоставленных особ. Последним его собственником, выкупившим замок, и тем самым спасшим его от дальнейшего разрушения был несостоявшийся король Карл X, принявший титул графа Шамборского. Когда роялисты в 1871 году выдвинули его на престол, он отказался признать французский триколор национальным флагом, и его кандидатура провалилась. Правда, и сегодня в замке можно лицезреть роскошные парадные кареты, которые были изготовлены специально для его въезда в Париж.
Вячеслав Каминский
https://rynokzhilia.ru, №42 (848), 1 ноября 2012 г.
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: