Все споры о ценности и незаменимости брусчатки легко было бы решить, обратившись к первому бургомистру Кенигсберга, занявшемуся приведением в порядок дорожного покрытия.
Будь в его распоряжении битум, асфальт и узбеки, вряд ли мы сегодня спорили бы о ценности брусчатых мостовых для исторического города.Спору нет – брусчатка впечатляет, но множество дискуссий, прошедших в редакции «Рынка жилья» на эту тему, самые авторитетные мнения все же сходятся в одном: эту роскошь можно оставить на самых «исторических» пятачках и площадках города для туристов, остальное же пространство покрыть так, чтобы двигаться по нему не было мучительно больно пешеходам, как-то: мамам с колясками, инвалидам, задумчивым особам, модницам на шпильках, старичкам с палочками, слепым, гражданам, делающим первые шаги, и прочая, и прочая, по сути, не такому уж малому списку категорий, которым противопоказана брусчатка. Ради исключения можно было бы специально уложить брусчатку во дворах особо вдохновенных защитников этого вида дорожного покрытия. Кстати, стоит посмотреть, по каким улицам предпочитают ездить эти защитники, будучи за рулем…
Упорные таллинцы, по свидетельству Сергея Довлатова, к визитам высоких гостей из Политбюро старательно покрывали улицы и площади, входящие в правительственный маршрут, асфальтом, но потом его так же старательно сколупывали, обнажая свое истинное отношение к истории вообще и «оккупантам» в частности.
Кстати, европейцы, испытывающие к своему прошлому не меньший пиетет, также оставляют брусчатку только на самых туристически привлекательных улицах исторических центров, предпочитая удобные современные покрытия – потому что найдены совсем неплохие альтернативы исторически ценному мощению.
Пожалуй, ссылки на то, что альтернатива, как правило, долго на наших дорогах не держится, не совсем правомерны. Действительно, стандарт, который советские ученые, не щадя живота своего, разрабатывали в течение десяти лет и таки успели к 1996 году, страдает некоторой моральной усталостью. Безусловно, его принимали, скрепя сердце, чтобы не нанести урон казне – и «намазывали» асфальт слишком тонким слоем – выходило, конечно, дешево, но эфемерно. Однако с 1996 года прошло какое-то время – ныне существуют современные разработки специальных добавок в битум, изменилась и технология того, что он, собственно, покрывает.
Один только битум, по мнению ученых из столичного ЦНКБ (Центрального научно-конструкторского бюро) может решить проблему качества и долговечности процентов на 30-40.
Кстати, и новый улучшенный битум, и новое оборудование были опробованы на дорогах Подмосковья – на шоссе Москва-Минск (16-48 км), на участках магистралей Москва-Нижний Новгород (15-50 км) и Москва-Ростов-на-Дону (130-150 км), на ряде отрезков Каширского шоссе.
Водителям нравится.
Продукт, который в Калининграде получил в народе имя «боссобан», кстати, тоже неплох. Что мешает так же серьезно обустроить и улицы?
А помимо технологии с использованием особого битума, существуют и другие – новый тип асфальтобетона (горячий, цветной, который мог бы украсить улицы, особо ценные с точки зрения истории и тем самым умерить ностальгию по брусчатке, с добавками для усиления сцепления и понижения шума), цементобетон, бетон… наконец, тоже асфальтовое, но «намазанное» не тонким слоем – к примеру, асфальт на дорогах, которые все население США считает по праву национальным достоянием, имеет толщину до 63,5 сантиметра. Правда, под 25-дюймовым асфальтовым слоем еще 20 дюймов (50,8 сантиметра) бетона с арматурой и полтора метра отсыпки (крупный и мелкий гравий и песок). Почувствуйте разницу.
Конечно, брусчатка аутентична – это примета истории старого города. Но жизнь идет, и вряд ли жители на той же Артиллерийской сегодня скучают по шуму и грохоту старой мостовой.
Елена Чиркова
Газета «Рынок жилья», https://rynokzhilia.ru, №52, 19 января 2012
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: