Одна из самых дерзких амбиций региона – строительство на Острове Стадиона
Стадиона, который бы устроил ФИФА, обеспечил Калининграду сказочное вливание живительной финансовой крови и послужил бы точкой притяжения в будущем для всяческих чемпионатов, туризма, гастролирующих знаменитостей, не говоря уж об инженерном освоении самого гиблого места на карте города, – строить на Острове не рисковали и немцы.
«Рынок жилья» регулярно отслеживал все этапы этого проекта: от бурного неприятия самой идеи ветеранами и экспертами со стажем в калининградском строительном сообществе – до осмысления всей чарующей прелести этой перспективы…
Сегодня настоящее положение дел на Острове в этом номере «Рынка жилья» освещает Павел Саркисов.
Системный подход
- На днях мы как раз подводили итоги по началу работы над проектом (а оно уже состоялось!) на совещании в правительстве области.Работа ведется предметно и системно, и возглавляет ее сам губернатор.
В чем особенность момента? По ходу проектирования самого стадиона параллельно ведутся изыскания, причем омский «Мостовик» – организация достаточно подготовленная, предложил создать опытный полигон, на котором будут проводиться научно-исследовательские работы. Это позволит получить оптимизированные результаты для технологий, которые будут применяться на строительстве объекта. Например, по проблеме компенсационного уплотнения почв территории, предназначенной под стадион и непосредственно под само новообразование, – проблема, вызвавшая в свое время большие сомнения и споры. Причем это вовсе не неуверенность в каких-то действиях – наоборот, из предложенного пакета технологий предлагается «заточить» методику под условия Острова, со всеми его сложностями и особенностями. Таким образом можно опробовать ее на созданной модели. От этого зависит целая группа довольно специфических вопросов: потребуются ли вакуумные насосы, нужно ли будет увеличивать слой пригруза, и так далее. Экспериментальный полигон сэкономит потом время, деньги, усилия.
Да и по самому стадиону работа ведется успешно, это подчеркнули эксперты из Счетной палаты, люди высокой квалификации, которые на объекты приезжают не для того, чтобы отметиться, а вникнуть во все очень глубоко и со знанием дела. И в случае со стадионом на Острове они выезжали на объект, смотрели детали и задавали вопросы по существу. Как мне кажется, нам выдан аванс в положительной оценке работы на этой стадии, пусть и начальной.
Семь раз отмерь…
- Наверное, наиболее проблемными сегодня являются объекты транспортной инфраструктуры. И когда в окончательном виде утвердилось решение строить на Острове, мы заблаговременно оповестили все органы Российской Федерации (из тех, что выступают в качестве государственных заказчиков по объекту), то есть, Минтранс и его подразделение Росавтодор, Минспорт, Минрегионразвития. И каждый шаг воплощения проекта необходимо защищать и доказывать его необходимость – рассмотрение всех этих вопросов носит предметный и я сказал бы ужесточенный характер: нужно делать ограждение в виде берегоукрепление всего периметра Острова – докажите необходимость этого. Нужны демпферирующие каналы (для гашения гидравлических ударов, необходимые особенно во время наводнений – для перепуска излишней воды) – докажите…
А еще нужно подумать о марине – зарубежные яхтсмены предпочтут прибыть на чемпионат на своих судах, и предстоит обустроить все необходимые для этого инженерные сети и инфраструктуру.
Вообще стадион не должен стать лишним наследством, обузой для бюджета, как это случилось со стадионом во Львове: после чемпионата его попросту решили разобрать – оказался не нужен.
Наш Остров со стадионом должен оставаться обитаемым и в дальнейшем, и служить точкой притяжения для горожан и гостей города.
Такая задача требует серьезных подготовительных работ – без них проект немыслим.
Сначала центр управления – полеты потом
В данный момент продолжают формироваться управляющие структуры – создано агентство по подготовке к ЧМ-18, а еще необходимы профильные дирекции по организации строительства по всем направлениям. Кроме того, сложность еще и в том, что все они должны быть сопряжены с федеральными организациями-заказчиками. То есть, идет полнокровная напряженная работа, предваряющая проектирование объектов, которые будут отнесены к федерально-целевой программе (губернатор дал согласие на изменение).
Учитывая, что к середине следующего лета начнется строительство стадиона, мы намерены сделать серьезный шаг – построить временную дорогу с улицы Емельянова и старой Окружной к месту строительства, и через понтонную переправу начать консолидацию грунтов под тело стадиона. Это необходимо, чтобы строители пришли на уже подготовленную площадку и не теряли на это полгода (или даже больше времени), которого и так нет.
Начнем эти работы на средства, которые привлекает областное правительство (возможно, это будет бюджетный кредит, который войдет в ФЦП, – чего добивается сейчас губернатор)..
К слову, я только что был на территории временного полигона – как раз привозили песок для отработки консолидации грунтов, так что работа идет полным ходом.
Замечу, что все организационные вопросы решаются совместно с городом, причем все связанные с проектом организации, и комитет по строительству и архитектуре под руководством Артура Крупина, и ведомство городского хозяйства во главе с Сергеем Мельниковым, принимают самое деятельное участие, как и сам глава города. В итоге мы имеем режим «быстрого реагирования» и всех эксплуатирующих организаций – Водоканала, Калининградтеплосети, – вовремя готовятся техусловия, вносятся изменения, оптимизация, – и вся информация немедленно поступает в постоянно действующий штаб под руководством Рольбинова (материалы для которого готовлю я), – там и происходит вся координация, выносятся на рассмотрение проблемы, требующие немедленного решения и проблемы, которые могут возникнуть в перспективе. Взять, например, Сердце города вообще и Дом советов в частности. Фанзону вокруг Дома советов уже определили и опробовали в прошлом году. Конечно, все павильоны придется снести, само же здания Дома к 2018 году должно быть приведено в порядок – тут нужно и поработать над облицовкой фасада, а можно и достроить одну из секций сооружения, – проекты в работе, и тут мы с дирекцией Сердца города во мнениях не расходимся.
Сегодня, например, мы встречались с начальником отдела надзора регионального управления ГИБДД Николаем Потапчуком, который будет помогать нам делать обоснование, почему нужна восточная эстакада, то есть, формируется весь пласт управления для решения неотложных вопросов.
Совместимость крови
Главное, чтобы проект не был смят и скомкан вмешательством 94-го закона, что может случиться, если этот закон не даст фору всякому отребью, которое привыкло выигрывать всяческие конкурсы и тендеры – а после них хоть трава не расти. Пространство в Сочи от них очистили – президентом было принято волевое решение, в соответствии с которым ФЗ№94 на этой территории не действовал. Необходимо, чтобы такой же мораторий был объявлен и у нас.
Потому что здесь, вне всяких сомнений, должны действовать организации, обладающие большой мощностью и мобильностью, способные за самое короткое время переместить на Остров большое количество спецтехники. Одних только установок для вбивания вибросвай потребуется, по самым скромным подсчетам, полтора десятка. Этой атрибутикой обладают мостовые организации (в первую голову – омский «Мостовик»), которые прошли через Сочи, через остров Русский. Они гордость российского строительства, так какие еще конкурсы…
Вообще наши российские мостовики недаром считаются голубой кровью инженерного сообщества. Взять только их работу на острове Русский – объект признан сегодня самым большим и сложным вантовым сооружением в мире, с высокой защищенностью от штормов, сейсмики… И построили-то его быстро – японцы в такие сроки строить отказались. Есть в России организации, которые могут и умеют многое. Конечно, они же и привезут с собой своих специалистов. Система отлажена, как швейцарские часы, по вахтовому методу: мостовики привозят сюда людей, которые две недели работают по 12 часов, потом – новая смена. Работа идет в напряженном режиме, слаженно, с жесточайшим контролем, без выходных и праздников. Конечно, в Калининграде есть серьезные строительные компании с прекрасными кадрами, но масштабы все ж таки несопоставимы. Участвовать они, конечно, будут, как участвовали в работе на Берлинском мосту и второй эстакаде и доказали что могут работать качественно…Что касается приглашения поляков и немцев, это возможно, но на специфические работы – такие как защита, наблюдение, обеспечение средств связи, финишная отделка. Но смонтировать 230-метровые фермы с параллельными поясами – лучше «Мостовика» никто не сумеет.
Мостовики во все времена считались элитой – и при Российской империи, когда создавали лучшие в мире железные дороги, и сегодня, решая сложнейшие задачи в своей области. За ними – доведенный до совершенства контроль качества произведенных работ, что очень важно… Так что случайных людей, надеюсь, не будет, и ничто не помешает нам подготовить свою часть задания к ЧМ-18 качественно и в срок.
Для справки
Павел Георгиевич Саркисов, профессионал, ныне работающий в аппарате правительства области, а до того полвека и даже больше занимавшийся строительством сложнейших объектов в Ташкенте. Например, Дворец тенниса с трансформирующейся кровлей (подобную которой, видимо, придется делать и для стадиона на Острове) и другие масштабные сооружения в столице Узбекистана, а затем и в Калининграде. Постоянно в курсе появления в мире новых строительных технологий и оригинальных решений: имел возможность глазом специалиста осмотреть спортивные сооружения, построенные в Кейптауне, Йоханнесбурге, Дурбане, ЮАР, и посмотреть на них в «час пик» – в разгар мирового чемпионата (на который в эдакую даль – да еще к часу Ч – смогли добраться немногие русские). Был у Павла Георгиевича шанс сравнить их – и тоже во время чемпионата мира – с Берлинским стадионом, удачно построенным еще при Гитлере и умно переделанным к ЧМ 2006 года, а также примерами строительных неудач (тоже в мировой практике строительства). Логично, что опыт профессионала такого уровня востребован и при строительстве стадиона на Острове.
Елена Чиркова
https://rynokzhilia.ru, №25 (880), 11 июля 2013 г.
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: