Двести двадцать гектаров для драки
Пожалуй, из тех и других один Павел Федоров угадал искомый компромисс, сделав свою Рыбную деревню по возможности невесомой и – при нужде – легко восстановимой.
Так и жили бы господа островитяне, обретя какое-никакое равновесие между двумя упомянутыми свойствами, если бы кто-то с высоты птичьего полета не ткнул перстом аккурат в самый Остров, на такой дистанции смотревшийся очень даже интересно. Перст принадлежал фигуре, имеющей прямое отношение к распределению стройплощадок для ЧМ-2018. И гиблое, по мнению немцев, место было обречено под престижную стройку века. Или веков…
«Рынок жилья» в поисках истины не раз устраивал дискуссии по этой животрепещущей проблеме, дискуссии бурные – с ристалищем умов и компетенций сломанные копья и табуретки можно было вывозить КамАЗом. Ннно!
Продолжение банкета
Очередной запас копий и табуреток, заготовленный для публичных слушаний в Доме искусств, оказался до обидного скуден. И ломать их начали, не дослушав докладчиков, хотевших было детально объяснить прелесть проекта планировки с проектом межевания территории Острова. Публика – каких-нибудь полторы сотни человек островитян с журналистами – перехватила инициативу комитета архитектуры и строительства, смяв конструктивный настрой его председателя Артура Крупина, и пошла в атаку.
Что мог сделать джентльмен Артур Крупин со своим коллегой, почти что главным архитектором Романом Мироновым и петербуржцем (но бывшим калининградцем) Сергеем Лутченко, представлявшим институт пространственного планирования «ЭНКО» против народного бунта?
Не успел петербуржец поведать, как можно решить основную проблему Острова – выход на поверхность грунтовых вод и возможное подтопление до одного метра, как бунт свернул четко спланированную процедуру: народ интересовал один только результат – что снесут и где построят.
Джентльмены попытались вернуть игру в джентльменское же русло, однако не вышло – доклады народ слушать никак не хотел. Представьте – островитяне даже проигнорировали великолепные бонусы в виде прекрасных инженерных сетей, спортплощадок, бульваров для прогулок и других рекреационных благоустройств – взор им застили колоссы отелей, гигантская чаша стадиона и неизбежные жилые высотки, словно бы строем сошедшие из титров к фильму «Ирония судьбы». Народ выкрикивал вопросы, бьющие и в бровь, и в глаз и в другие болевые точки. Они хотели знать:
1) будут ли сносить дома на Острове – а если не будут, то не просядут ли они в зыби доисторических морен, разбуженных стройкой века (как проседают сейчас дома по соседству со второй эстакадой);
2) какие архитектурные грибы вырастут рядом с «Балтик-Экспо» и на берегу Преголи со стороны набережной Карбышева;
3) что будет с гаражными обществами и территорией для выгула собак, с садово-огородным раем, и… вопросов было больше, чем ответов.
Как ни пытался Артур Крупин повернуть бурный поток вспять, напор бунта был ему не по силам:
- Существующая жилая застройка остается такой, какая она есть; но нет определенности с источниками финансирования ремонтных программ, – пытался донести Артур Крупин проблему до публики. – Зато все территории будут приводиться в порядок, те участки, которые относятся к существующим жилым домам не подлежат освоению третьими лицами, не переживайте!
Однако народ продолжал переживать и бушевать – выкрикивая вопросы, перебивая друг друга и не слушая ответов. И то: зачем вслушиваться в детали проектной документации, тонкости градостроительных регламентов и нормативов, если негде выгулять любимую собаку, поставить авто, если дом цоколем утонул в темных водах земли… «и ваще».
«Моя твоя не понимай»
Вообще-то хорошая драка логично завершает хорошую свадьбу, как точки над «ё». И нужно ли поднимать брови, если действо идет не по сценарию, а по наитию. Здравый смысл в таких случаях отдыхает. И любые аргументы против бурного потока бессильны, особенно если речь о любимых гаражах или эллингах. И разве владелец гаража – самого обшарпанного и скособоченного – согласится с тем, что его строение отнюдь не украшает центр города? То же и с садово-огородными избушками на курьих ножках и эллингами…
- Когда сюда придет чемпионат мира со всей сопутствующей атрибутикой, то комиссия FIFA, которая изучала территорию Острова, никогда не согласует внешний вид гаражного общества в том виде, в котором он есть. Она, безусловно, обяжет городские власти каким-то образом приводить все это в порядок. Можно спрогнозировать, что вам, как собственникам этих строений будет предложено привести их в порядок. Второй путь – на эту территорию придет инвестор, который построит либо плоскостные, либо многоуровневые паркинги. Ваши права, как собственников, не будут нарушены – будет проведена оценка, вам будет предложена компенсация. Там также есть незаконные строения; все, что незаконно – не существует, никакой компенсации не будет, – произнес джентльмен Артур Крупин и вызвал бурю, усилив ее упоминанием про эллинги на набережной Генерала Карбышева.
- Давайте сосредоточимся на градостроительной концепции развития территории, в непосредственной близости, с которой вы живете. Об этом надо думать. Я удивляюсь, почему вы не спрашиваете, где там будут детские площадки, где магазины, где ваши внуки будут тренироваться, где там будет спортивная школа, – не сдавался Артур Крупин.
Но из зала опять закричали про слишком высокую цену.
- Никто вас никогда оттуда не выкинет, если вы являетесь собственниками жилья – законы Российской Федерации, президент страны это гарантируют, – убеждал глава архитектуры и строительства островитян. Его не слушали.
- Но это шанс для города, для населения – заняться этой территорией. Если мы сейчас этого не сделаем, то с доходами городского бюджета мы никогда этого не сделаем, – взывал Артур Крупин к здравому смыслу собравшихся.
Напрасно – его не хотели слышать.
Как не захотели слушать про компенсацию за дачи на Острове, срок аренды которых, кстати, истекает. Предложение же перенести участки в район Мамоновской трассы вызвало только новую волну хохота.
- Но не все дачные участки там находятся в нормальном состоянии – часть заброшена, – убеждал Артур Крупин. – И там находятся асоциальные элементы, рядом с вашими детьми, которые там гуляют…
Не проняло и про асоциальные элементы – с их шприцами и бутылками.
Совсем другое мнение
Оказывается, стадион городу не нужен – даже с бесплатным приложением в виде инженерных сетей и благоустройства территории.
Это стало ясно после двухчасового поединка трех против ста пятидесяти – дольше не позволяла аренда зала.
Но в пользу подавляющего большинства высказались и профи – трое известных архитекторов Калининграда, Ольга Мезей и Олег Васютин с Юрием Забугой, передали в комиссию по проведению публичных слушаний свои замечания, резко контрастирующие с официальной точкой зрения.
Во-первых, по их мнению, вынесенный на обсуждение проект планировки – слишком «типовой» – препятствует созданию уникального градостроительного ансамбля.
Во-вторых, вызывает недоумение обширные объемы высотного строительства: 16-20 этажей, и, наоборот, совсем небольшой процент малоэтажного – в 2-6 этажей.
В-третьих, не разработана планировочная конструкция новой типологии – то есть, застройки на сети каналов. Взамен – банальная, устаревшая, «уходящая в прошлое» система микрорайонной застройки, с полным отсутствием планировки полноценной городской уличной сети.
Наконец, в-четвертых, блистательное отсутствие в проекте каких-либо территориальных возможностей для решения сложных развязок, таких, как выхода проектируемой улицы с мостовым переходом через Преголю на Дзержинского и Аллею Смелых, а также развязки с регулируемым железнодорожным переездом в районе пересечения Дзержинского и Емельянова. Хотя уже существуют разработанные рациональные решения транспортной проблемы в районе улиц Емельянова – Дзержинского и Ялтинской – Московского проспекта – Окружной.
Кроме того, на весь период застройки Острова город будет биться в коллапсе – потому что не предусмотрены транспортные связи будущей стройплощадки с окружной городской магистралью, – считают авторы замечаний. И вообще вся затея в подобном решении не реальна: в проекте планировки не использованы современные тенденции градостроительства, проект не учитывает требования Градостроительного кодекса, размещение мостов через реку Преголя носит случайный характер, а транспортная схема территории Острова не приведена в соответствие с реальными перспективами строительства новых автомагистралей. И вообще – сначала нужно разработать и утвердить генеральную схему развития транспортной структуры города Калининграда, основанную на реальных территориальных возможностях ее реализации, а потом уж думать над проектом.
Что мы имеем в осадке? Похоже, что деньги, потраченные на проект планировки, придется оправдывать. И не последний аргумент в пользу освистанной идеи, предложенной НПО «Мостовик», ее воплотители – санкт-петербургская фирма «ЭНКО»: все ж таки господа из Северной столицы, пусть даже и родом из нашего Калининграда…
Елена Чиркова
https://rynokzhilia.ru, №48 (848), 13 декабря 2012 г.
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: