Надо иметь мужество принимать и непопулярные решения
- Александр Иванович, совсем недавно вы вступили в новую для себя должность, возглавив Калининградский окружной совет, хотя, думается, она для вас не совсем новая, поскольку вам и раньше приходилось заниматься аналогичной работой. Тем не менее позвольте поздравить вас с избранием председателем окружного совета и узнать каковы ваши первоочередные задачи?
- Вы совершенно правильно сказали, что эти обязанности мне приходилось исполнять и раньше, когда Александр Ярошук находился в командировках или в отпуске. Так что работа эта мне хорошо знакома. Тем более, что с учетом моего депутатского опыта, ведь в окружном совете я старожил – работаю здесь вот уже 16 лет и хорошо знаю каждое структурное подразделение, каждого депутата, его потенциал. Сейчас нужно отладить механизм, который уже создан. Что касается задач, которые стоят перед депутатским корпусом: для нас базовым является 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав города. Ими мы и будем руководствоваться в нашей работе. В первую очередь следует заняться системами жизнеобеспечения города: тепло-, водоснабжением, электроснабжением, газоснабжением, развитием дорожной сети, придомовыми территориями, межквартальными проездами, ремонтом жилого фонда. Все эти задачи чрезвычайно важны. Это тот основной блок социальных вопросов, который нам предстоит решать. Добавьте сюда также строительство дошкольных учреждений, ведь сегодня в городе на очереди в детские сады стоит 14 тысяч человек. Работа эта активно ведется. Создана рабочая группа при губернаторе Николае Цуканове. В нее входит и глава города Александр Ярошук, председатели постоянных депутатских комиссий, руководители комитетов администрации города. Нам необходимо до 1 марта 2013 года успеть подготовить все документы, чтобы попасть в федеральный бюджет финансирования. Нужно решать и вопросы, связанные с дополнительным обеспечением образовательных учреждений системами безопасности: ограждениями, камерами внешнего и внутреннего наблюдения.
Сегодня депутаты активно работают над бюджетом. Нам также необходимо как можно быстрее внести необходимые изменения в генплан и Правила землепользования и застройки, принять комплексную программу развития коммунальных сетей.
Хочу заметить, что бюджет будущего года будет сильно отличаться от текущего. Никогда еще столько денег не выделялось на разработку сметной документации. Это в первую очередь связано с подготовкой к чемпионату мира по футболу. В связи с этим были заложены деньги на актуализацию генплана и выполнение работ по унифицированию Правил землепользования и застройки, с учетом охраны зеленых насаждений и охраны памятников и объектов культурного наследия. Принятие этих документов должно исключить даже мысль о коррупционной составляющей. Чем жестче мы будем регламентировать процесс, тем меньше возможностей для коррупции.
Так что, как видите, работы непочатый край. Наш принципиальный подход: сильный окружной совет – сильный глава города. Сплоченный городской совет – это эффективная работа на благо всех жителей, активное взаимодействие со всеми федеральными структурами, которые действуют в Калининградской области. Это и областное правительство, и областная дума, и представители федеральных ведомств, и, конечно же, администрация города.
Нас не могут не волновать и вопросы, связанные с экологией, с электромагнитным излучением, с утилизацией твердых бытовых отходов, с загрязнением и заиливанием городских водоемов. Надо наконец понять, что если мы не изменим своего отношения к развитию инфраструктуры в городе, то вряд ли он будет привлекателен для инвесторов.
Очень остро в городе стоят и проблемы, связанные с автотранспортным движением. Зная сложившуюся ситуацию, у нас в окружном совете будет создана специальная комиссия, которая должна будет решать их. Уже три депутата изъявили желание в ней работать.
- В недавнем интервью нашей газете вы рассказывали о том, что подготовлен проект комплексной схемы организации транспортного движения. Какова его судьба? Почему этот жизненно важный документ для города пока так и не утвержден?
- Да, сегодня, к сожалению, центр города сильно перегружен автотранспортом. И эту проблему нужно как можно быстрее решать, опираясь на нормативную базу. Как вы знаете, у нас подготовлена схема комплексного движения, о чем подробно рассказывало и ваше издание. Я считаю, что ее нужно как можно скорее принять. Взять за основу.
- Но в областной думе далеко не все депутаты согласны с вами и отказываются утвердить этот документ.
- У нас были переговоры с председателем областной думы Мариной Оргеевой. Надеемся, наше активное взаимодействие позволит изменить их позицию. Конечно же, чтобы не возникало каких-либо недоразумений, непонимания, окружному совету нужно быть более открытым, активнее сотрудничать со СМИ, в том числе и с вашим изданием, которое на протяжение уже многих лет информировало своих читателей о реализации многих проектов, касающихся реформирования ЖКХ, строительства, развития дорожной транспортной сети и др.
- Александр Иванович, вы только что закончили свою интернет-конференцию, которая длилась почти два часа. В ходе ее вам было задано немало волнующих калининградцев вопросов. В том числе и не очень лицеприятных. Как вы относитесь к такой форме общения чиновников с электоратом, и будете ли их практиковать впредь?
- То, что вместо часа я общался в прямом эфире почти в два раза больше – нет ничего героического. Так и должно быть. Люди должны знать, что делается во власти, в свою очередь и мы должны получать обратную связь, знать что волнует население. В ходе интернет-конференции поднимались очень многие вопросы, причем не политического характера, прежде всего они касались жизнеобеспечения города.
- Тем не менее ваши ответы вряд ли придутся всем по душе. Многие из них были достаточно жесткими. Вы не боитесь после таких высказываний потерять поддержку какой-то части населения?
- Считаю, что любой политик должен выслушать разные слои населения, разные точки зрения, но выслушав их, принять решение и нести за него ответственность. Иначе – это не власть. Каждый управленец на любом уровне имеет право на ошибку. Но и обязан исправить ее. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Да, я сегодня выступил с жестким заявлением, я имею в виду вопрос, касающийся сохранения брусчатки на дорогах города. Но сколько можно идти на поводу у небольшой группы людей, которые, выступив с инициативой сохранить брусчатку на всех калининградских дорогах, считают, что выражают мнение большинства горожан, хотя на самом деле это далеко не так… Это подтверждает и организованный вашим изданием «круглый стол». Считаю, что у брусчатого покрытия должна быть альтернатива. В своей онлайн-конференции я озвучил четыре позиции, которые учитывались при сохранении брусчатки в городе побратиме Киле (более подробно об этом читайте на стр. 9). Я благодарен вашему изданию, предоставившему возможность высказаться по этой проблеме специалистам. Именно к их мнению и нужно прислушиваться. Или что касается строительства стадиона к предстоящему чемпионату мира по футболу. Можно, конечно, его строить и на Острове, вопрос другой, хватит ли нам на это оставшегося времени? И еще, нужно ли так перегружать центр? Понятно, что в любом случае стадион должен быть построен, но не стоит забывать и о том, что надо еще уметь и управлять таким огромным спортивным сооружением. Мировая практика показывает, что это проблемные вопросы. Да что далеко ходить, у нас есть свой пример – спорткомплекс «Янтарный». До сих пор он полностью не сдан в эксплуатацию, стоит запущенный, а между тем годовое его содержание обходится около 100 млн рублей…
- Александр Иванович, сразу же после вашего утверждения в должности председателя окружного совета вы заявили, что будете продолжать работу в рабочих комиссиях, в которых работали ранее. Не помешает ли это вашей основной работе?
- Дословно я тогда заявил, что создам прецедент, когда председатель окружного совета будет первый среди равных. Я такой же депутат, как и все, и намереваюсь работать в различных комиссиях наряду с другими членами комиссии. Тогда же я назвал и своего преемника, кто, на мой взгляд, способен возглавить комиссию по землепользованию и застройке.
- И кто же это?
- Валерий Михайлович Макаров. У меня есть основания рекомендовать его на эту должность. Он досконально знает проблемы, лично участвовал в корректировке генплана, в разработке Правил землепользования и застройки, возглавлял рабочую группу. К тому же Валерий Михайлович объездил всю Европу, видел, как реализуются подходы к пространственному планированию в других развитых странах. Считаю, что он достоин возглавить эту структуру. Что же касается меня, то я, как уже говорил, намереваюсь работать и в этой, и в других комиссиях. Здесь не должно быть никакой мании величия. Это черновая работа депутата. По крайней мере, так я ее вижу для себя и так буду действовать.
Без ретуши
На днях состоялась очередная порция общения «Чиновник online» – с председателем окружного совета депутатов Александром Пятикопом. Депутат действительно не побоялся пройтись босиком по горячим углям – наступая на те болевые точки в жизни города, которые осторожные политики стараются или не затрагивать совсем, или соглашаться с требованиями общественности, не вникая, права эта общественность, или нет. Что ж, нам всем – и чиновникам, и депутатам, и общественности, нужно еще учиться и учиться. Учиться слышать и понимать друг друга, отделять важное от вредного… и полезное от приятного.
В этом номере мы пока ограничимся четырьмя вопросами – по транспорту, Чкаловску, стадиону и брусчатке. Итак…
- Какие пути выхода просматриваются вами из состояния транспортного стресса, в котором город сегодня пребывает беспрерывно?
- Позвольте шутку – это оттого, что люди стали жить лучше. Когда-то улицы города Кенигсберга были рассчитаны на соотношение 2 автомобиля на 100 человек. С этим учетом и были спланированы улицы. Сейчас их пропускная способность не соответствует имеющемуся потоку – новые дороги, которые строят в новых микрорайонах, проблемы не решают. Ситуацию усугубляют наши местные особенности, в частности, областная растаможка, которая всемерно способствовала увеличению машин на душу населения. Я помню начало 90-х, когда в нашу область сплавлялся весь авто-шрот, и дух захватывало от великолепия какого-нибудь старенького «Опеля» или рубленой «Вольво». Прошло время – и хорошо, если среди потока иномарок хотя бы раз в месяц тебе попадутся те же «Жигули». И поток этот увеличивается, как увеличиваются и потребности людей.
Таким образом, город, не приспособленный для современного потока автомобилей, страдает закупоркой сосудов. И особенно хорошо это видно там, где сочетается трамвай, перекресток и брусчатка. Например, на пересечении Ленинского проспекта и улицы Багратиона: машинам там приходится тормозить, снижать скорость после того, как возьмут разбег с моста. Ясно, что такие узкие места нужно «расшить» – и таких мест у нас не меньше 30. Выяснили это люди со свежим глазом – белорусские специалисты, приглашенные, чтобы разработать проект комплексной схемы организации дорожного движения. Кстати, наши специалисты их раскритиковали, мол, белорусы сделали «не совсем то, если совсем не то» – например, не проработаны вопросы, связанные с чемпионатом мира. Но их программу закупил Стокгольм, столица Швеции, и калининградский заказ они сделали еще к декабрю 2011-го, когда еще о чемпионате речи не было, а потом еще 9 месяцев шло согласование, правка, ЕТС. До конца этого года мы должны решить, принимаем мы работу или не принимаем, а что до совершенства, то ему, как известно, нет предела.
Думаю, что многие проблемы можно решить, просто изменив логистику. Ну, еще ввести левые повороты – и убрать брусчатку с тех мест, где есть повороты.
- Брусчатку? Наверное, группа граждан по ее защите встрепенется – как это согласуется с тем, что ее решили сохранять во что бы то ни стало?
- Разговоров и волнений по брусчатке было много. Но я выскажу свое мнение человека, который больше 10 лет занимался профессионально устройством города. Я познакомился с опытом в городах Европы, например, в Киле – брусчатка там есть, но есть и альтернатива – покрытие без выпуклостей (плитка или асфальт). И этот вопрос мы обсуждали с другом нашего города, главой Киля, госпожой Китцер, которая назвала 4 причины, по которым брусчатке непременно должна быть альтернатива. Во-первых, в дождь брусчатка скользит, как мыльная доска, создавая дополнительную опасность для жизни людей. Во-вторых, брусчатка замедляет скорость движения: в Европе нормальная скорость по городу – не менее 30 километров в час. Для сравнения: в Москве – 5 километров в час, в Калининграде, правда, в часы пик – до 10. Третья причина: движение по брусчатке сопряжено с физическими страданиями для инвалидов, людей с ограниченными способностями к передвижению. Когда я это услышал, меня проняло – ведь им действительно больно, это ли не аргумент? Наконец, четвертая причина – женщины (а там есть такая Ассоциация потребителей-женщин), которые ломают на брусчатке каблучки. Думаю, причин вполне достаточно. Да что там – посмотрите, как люди стараются обойти брусчатку на площади, – и не одни только женщины, – как стараются пройти по ровной поверхности. А такая поверхность обязательно должна быть везде, где есть брусчатка.
- А как быть с историческим шармом? Есть места в историческом центре, где без брусчатки исторический облик города многое потеряет…
- А что считать историческим центром? Для одних это Кнайпхоф, для других – Королевский замок, для третьих – район вилл, и так далее: Южный вокзал, Королевские ворота… Ведь британская авиация к приходу советских войск так разбомбила город, что понятие центра исчезло – найти его теперь невозможно. Это связано и с тем, что у нас трудно найти место для какой-нибудь одной большой пешеходной зоны. Еще в 2005-м мы на окружном совете обсуждали вопрос о том, чтобы закрывать движение по одной из улиц на выходные. Были, например, предложения сделать пешеходную зону от Центрального рынка – мимо бассейна ДКБФ – через Соммера – на Ленинский проспект. И помню шум, который подняла общественность – нет, нет и нет!
Сейчас мы видим, что эта зона по своей стилистике относится к 70-80 гг. прошлого века – ну, некомфортно гулять между панельными глыбами (и комитету строительства и архитектуры нужно думать, как смещать высотные доминанты зданий подальше от центра города).
Возвращаясь же к брусчатке, повторяю – я не против исторического шарма, но ему нужно обеспечить альтернативу: люди имеют право выбрать, где им удобнее пройти – по камням, или по гладкой поверхности.
Вообще тема о брусчатке может быть бесконечной – всегда будут ее защитники и противники.
- К слову, противники и защитники есть и по Чкаловску – одни радуются переменам, другие сердятся, что щепки летят. Но и тех, и других волнует проблема отсутствия в Чкаловске поликлиники.
К сожалению, предыдущее руководство почему-то решило поставить инвесторов на колени, конечно, с помощью административного ресурса: отозвали разрешение на строительство, начали прессовать вместе с ГАСН, то есть, всячески противодействовать. Что в таких случаях говорит инвестор? Правильно – до свиданья. И помещение тут же было перепроектировано. Затем руководство сменилось, а то что пришло, административным ресурсом не злоупотребляло: вволю порубившись в судах, обе стороны сели за стол переговоров и заключили соглашение. Правда, уже на площадь в 286 кв. метров. После необходимых процедур весь этот имущественный комплекс с одобрения главы города будет передан на уровень субъекта федерации – с тем, чтобы там поскорее устроили офис врачей общей практики.
Кстати, в Чкаловске никогда взрослой поликлиники не было – для военных была своя структура, а «штатские» выстаивали очереди в поликлинику на ул. Генделя.
Хочу сказать своим избирателям, что в новом году Чкаловск получит и детскую, и взрослую поликлинику.
- Тема Чкаловска весьма оживила аудиторию, и один из вопросов: когда, наконец, будет сделан выезд из Чкаловска на Окружную?
- Работа эта уже идет, комитетом по имуществу и землепользованию выявлены правообладатели земельных участков, которые выходят на предполагаемую трассу, и с ними ведутся переговоры. По закону у нас есть право выкупить эти участки для муниципальных нужд, но вопрос этот связан с определенными процедурами, и подготовка продлится весь следующий год. Сама же трасса определена специалистами двух институтов – Петербургским институтом урбанистики и институтом пространственного планирования ЕМКО, – то есть, авторами генплана и правил землепользования и застройки. После того, как будет решен вопрос о собственности на земельные участки, определится и сумма, необходимая для разработки проектной документации.
Ясно, что город с такими объемами сам не справится, об этом шла речь на рабочей группе по развитию города, которая создана в правительстве области. Так что в порядке очередности будет решена и эта проблема. А вот очередь… Пока что строится путепровод на Сельме, за ним 192-я дорога (находящаяся в ведении субъекта федерации), затем следует реконструкция Советского проспекта – с увеличением пропускной способности в два раза (кстати, немалые деньги – около 615 миллионов рублей, – понятно, что и это город тоже не потянет – нужно будет выходить на федеральный уровень). Как видим, объем немалый, причем все эти проекты относятся только к одной лишь северо-западной части города. Только после их завершения можно будет переходить к решению проблемы о въезде в Чкаловск, микрорайон, растущий не по дням, а по часам: на 2001 год там проживало 7 тысяч населения, сейчас все 14. Но так как проект планировки рассчитан на 22 тысячи, то этому микрорайону есть куда развиваться. Вместе с ним будет развиваться и Лермонтовский поселок. Сейчас мы закончим проект планировки, подтянем туда инженерные сети, и это будет мощным толком для дальнейшего роста. По моим прогнозам, это случится к 2015 – 2016 годам.
- Конечно же, участники on-line конференции интересуются, какая судьба ожидает чкаловские городские леса при строительстве въезда на Окружную? Некоторым кажется, что лес уже рубят.
- Строительство въезда никакого отношения к рубке деревьев не имеет. В этом году должен быть выполнен пока только проект развязки – стоимостью в 8 миллионов. Объект будет переходящим, и в следующем году, думаю, обретет подрядчика – пока что аукцион состоялся дважды и никто на него не пришел, видимо, потому что мы по возможности исключили фирмы ООО «Жулик Интернейшенэл», у которых кроме стола и ручки капиталов других нет, как и нет рабочей силы. Мы намерены допустить к конкурсу только серьезные компании.
Что же до деревьев, то демонтаж деревьев там не идет, а если какие-то работы и выполняются, то на стороне Пятого форта, где будут размещены мегакомплексы – развлекательные и общественные центры. В перспективе дорога в месте выезда из Чкаловска в любом случае будет расширяться, и вопрос не в том, сколько деревьев для этого придется вырубить, а в том, чтобы были сделаны компенсационные посадки.
- И, наконец, самый вредный вопрос: быть стадиону на Острове или не быть? Особенно этим интересуются владельцы дач на Песчаной – то ли вернут им старые сады со старыми же яблонями, то ли нет?
- Я бы начал с права пользования: находятся ли эти участки в аренде или в собственности. Но вряд ли стоит сильно торопиться: сейчас Институтом урбанистики Санкт-Петербурга, завершается проектирование территории, причем точное место для стадиона еще не выбрано. В случае, если это произойдет (то есть, место для строительства будет отведено на Острове), будет оформлено изъятие земли для муниципальных и государственных нужд. Замечу, что выкупная цена в этом случае должна быть установлена не ниже рыночной.
Что касается самого стадиона, то я с самого начала против того, чтобы его строили на Острове. Ведь по правилам игры, 50 процентов расходов по строительству этого объекта должен обеспечить частный инвестор. Но я не представляю себе бизнесмена, который готов пустить на это миллиарды, так как на Острове придется применять очень дорогостоящие технологии, вдавливать колоссальной длины – до 40 метров – сваи. Похоже, что история нас ничему не учит: на том Острове уже успели подсесть два дома – пришлось просить Москву, чтобы профинансировали переселение. Теоретически построить можно все, что угодно – дело в сроках: сроки уж совсем нереальные, потому что для начала еще нужно построить мост, который пока что никто не проектировал, иначе мы парализуем движение по Московскому проспекту и по Дзержинке. В Самаре, например, сказали спасибо, что город подписали на участие в чемпионате мира, однако же место стадиона сдвинули, выбрав площадку, которая будет естественно вписываться в канву города.
Что мешает сделать и нам так же? На мой взгляд, оптимальное место для стадиона в Калининграде – около форта №5, либо за северным обходом, между Чкаловском и Гурьевском. А все разговоры о доступности стадиона и требованиях ФИФА – от Лукаваго: ну, утопим мы стадион на Острове – доберется ли туда пешком бабушка из Чкаловска? Доступность – понятие относительное, и решается средствами сообщения. Железнодорожными, к примеру. В ЮАР стадион тоже сдвинули подальше от центра. Так что около Чкаловска – самое подходящее место, и строительство к тому же даст толчок к развитию сразу двух районов – Зеленоградского и Гурьевского, плюс – северо-запада Калининграда. Это я утверждаю на основании того, что видел, начиная с Барселоны и кончая Лондоном.
В ином случае выйдет так, что деньги мы на «островной проект» затратим, а через год вдруг наступит коллективное прозрение – не там! И будем строить в другом месте.
- Стоимость проекта стадиона меняется день ото дня. Почему такое удорожание?
- Надо сделать, как Путин: при строительстве стадиона в Сочи он направил туда прокуратуру и увеличение тут же прекратилось. И у нас есть следственный комитет и прокуратура – пусть контролируют. Прозрачность – это легко. Но вообще в этой ситуации возможны ошибки СМИ – журналисты что-то не так поняли – и тут же донесли общественности. Нужно смотреть документы. И вообще, я считаю, что такие проекты должны быть гласными. Хотя практика показывает, что при любом решении будут недовольные. Но если никаких решений не будет – недовольны будут все равно.
Вячеслав Каминский, Елена Чиркова
https://rynokzhilia.ru, №45 (851), 22 ноября 2012 г.
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: