Cпасти балтийский берег!
Ну вот, когда первые страсти вокруг январского шторма утихли, а балтийское побережье потихоньку начинает оправляться от удара стихии, давайте более спокойно и взвешенно взглянем на эту, столь животрепещущую для всех неравнодушных граждан области, проблему и поразмышляем о том, как сохранить наши золотые пляжи от разрушения. Но прежде хотелось бы заметить, что не нужно впадать в крайности и кликушествовать, говоря о том, что все пропало… Тем более заявлять, как написало одно местное СМИ, будто бы «все мы, похоже, становимся свидетелями исторического события – исчезновения пляжей в Светлогорске и Зеленоградске».
Природа достаточно жизнестойкий и саморегенерирующий организм. Пройдитесь сегодня по косе и вы увидите, что уже спустя меньше месяца с момента того приснопамятного шторма, кое-где вновь появилась пусть еще и совсем зыбкая, но зримая песчаная полоска пляжа… К лету, считают специалисты, она будет еще зримее… Природа зализывает нанесенные ей раны, как зализывала их и раньше. Но это вовсе не означает, что проблемами берегозащиты вообще не нужно заниматься, что, как говорится, все рассосется само собой. Не рассосется. Не зря же первые берегоукрепительные сооружения в районе Кранца (Зеленоградск) и Заркау (Куршская коса) были построены еще в 1441 и 1497 годах!Не вчера и не сегодня море стало съедать пляжи. Как рассказал доцент кафедры геоэкологии РГУ им. И. Канта, кандидат географических наук Олег Басс, уже в начале девятнадцатого века в районе Кранца была сооружена морская дамба длиной 932 сажени, чтобы защитить берег от размыва. С 1854 г. этой проблемой занималось Королевское курортное управление. Именно благодаря его целенаправленной работе к 1906 году в районе Кранца был сооружен променад с системой бун. В результате построенный променад стабилизировал берег, система бун вызвала расширение пляжа. Аналогичная работа велась и в районе Куршской косы, и на всем побережье Самбийского полуострова. Уже тогда немецкие ученые поняли, что буны способны отклонять течение, замедлять движение воды и таким образом вести к осаждению части перемещаемых наносов.
- Задачей бун, – говорит Олег Васильевич, – является сохранение пляжа. В первую очередь они защищают его подводную часть и поэтому должны заходить на достаточное расстояние в глубь моря.
И сегодня там, где сохранились буны, некоторым из них уже более ста пятидесяти лет, берег сохранен.
Поэтому странными звучат высказывания некоторых специалистов, утверждающих, что они малоэффективны. А то и вообще бесполезны. Мол, берег отступает и там, где установлены буны.
- Такие высказывания беспочвенны, – считает Олег Басс. – Возьмите довоенные исследования немецких ученых. Вот заключение О. Пратье, датируемое 1931 г. об эффективности работы бун в первые годы после завершения строительства, в котором говорится, что буны наращивают пляж, вызывают расширение его.
Замечу, что в настоящее время на побережье насчитывается 158 бун различной степени сохранности. Даже сегодня, несмотря на то, что все они находятся не в лучшем состоянии, именно буны сдерживают разрушение береговой черты. Вот свежие фотографии берега в районе поселка Лесное. Здесь сохранились буны и, как видите, берег не разрушен. Точно такая же картина и в других местах, где уцелели эти берегозащитные сооружения. Ведь каков механизм бун – это струеотклоняющие конструкции. То есть, когда в результате шторма образуется вдольбереговое течение, буна отбрасывает его от берега, не давая воде размывать пляжи.
Вот почему Олег Басс считает, что не надо открывать Америку, а вновь вернуться к сооружению бун, как наиболее эффективных конструкций по защите берегов.
- Неужто вы думаете, что немецкие или голландские специалисты глупее нас, – говорит он, – раз и сегодня именно таким образом защищают свои берега.
- Ну хорошо, если у кого-то имеются сомнения в эффективности такого метода берегозащиты, давайте проведем эксперимент. Думаю, он не потребует таких уж колоссальных капвложений. Зато даст точный ответ – эффективен или нет такой способ берегозащиты.
Но, пока, ни от кого таких предложений не поступало. Вообще то, как сегодня осваиваются средства, выделяемые на защиту берегов от разрушения, у специалистов, занимающихся этими проблемами, вызывает недоумение.
- С чего должны начинаться работы по берегозащите? – спрашивает Олег Басс. – С обоснования будущих работ, а для этого необходимо тщательным образом изучить природные явления. Далее следует выполнить изыскательские работы, которые и должны лечь в основу проектирования конкретных сооружений. У нас же только выделят деньги на берегозащиту, как на них тут же уже что-то строится… И неважно поможет ли это защитить берег или нет… Главное успеть освоить выделенные средства. Вот и появляются новые объекты (взять хотя бы тот же театр в Светлогорске), которые со временем могут оказаться в воде…
Почему так происходит? Потому что у нас нет четкой научно обоснованной концепции по берегозащите. Вот и сейчас как клюнул жареный петух, так в областном правительстве вновь заговорили о необходимости заниматься этой архиважной проблемой… Возможно, даже создадут какую-нибудь временную комиссию для борьбы со стихией. А надо, считает Олег Басс, не временную, а постоянную, и чтобы входили в нее не случайные люди, а те, кто действительно может и хочет серьезно, а не для галочки, заниматься этим очень актуальным для нашего региона вопросом.
Да, у нас в области, казалось бы, есть специальная организация «Балтберегозащита», которая и должна спасать наши пляжи от разрушения. Но не стоит забывать, что прежде всего это строительная организация, которая не занимается научно-прикладной деятельностью (вряд ли та небольшая группа изыскателей, которая числится здесь, способна выполнить серьезное научное обоснование), вот и появляются такие сомнительные проекты, как российское ноу-хау: «Берегоукрепительное сооружение, из кольцеобразных элементов в виде использованных автомобильных шин…». Родилась эта идея не у нас в области, а в российской глубинке, за что группа ученых даже получила соответствующую награду. А вот внедрять эту идею почему-то решили на Балтике. Мало того, что такие «шиномонтажные» конструкции не оказали практически никакого серьезного противостояния морской стихии, так еще и создали дополнительную экологическую проблему, отравляя и без того сильно загрязненное Балтийское море.
Или взять последнее достижение инженерии – габионы (в переводе с итальянского – большая клетка). Некогда, такие сооружения применялись в качестве фортификационных сооружений для защиты орудийных батарей, вспомним хотя бы наполеоновские войны. Сегодня же они используются в более мирных целях – в качестве укрепляющей конструкции для защиты от размывания русел рек, разрушения насыпей и даже в ландшафтном дизайне, например, при обустройстве террас на участке.
У нас же пошли еще дальше. Габионами стали укреплять берега. Стоит отметить, что вообще-то это достаточно дорогостоящее сооружение. Особенно учитывая то, что наполняются габионы импортным, привезенным из Скандинавии, щебнем, так как местный не соответствует экологическим требованиям.
Нельзя сказать, что от этих сооружений нет никакого толка. Есть. Там, где имеется достаточно протяженный пляж. Там же где он отсутствует, габионы после последнего шторма, представляют жалкое зрелище: смятые, пустые клетки с некогда заполненным дорогостоящим импортным щебнем, они не смогли защитить берег от шторма… капитулировав перед стихией.Почему же так произошло? Почему хваленые габионы на поверку оказались слабым щитом?
- Потому что они проницаемы, их просто пробило штормом, – объясняет Олег Басс. – Я недавно был в Туапсе и видел, как габионы используются при укреплении склонов гор. Там они на месте. Но они не предназначены для моря. Шторм их размывает. Ведь если нет достаточно протяженного пляжа, то габион становится стенкой на пути волн. Образуется так называемый отбойный эффект – волна бьет об стенку и угоняет обратно в море песок. Таким образом пляж полностью уничтожается. Немцы об этом знали еще в начале позапрошлого века и поэтому от стенок отказались, посчитав их не эффективными: они держат берег, но уничтожают пляж.
Это подтверждают и наши многолетние исследования. Там где есть стенка, пляж исчезает, даже при наличии бун. Там где установлены только буны – пляж устойчив.
Это вовсе не значит, что от габионов нужно отказаться полностью. Но начинать надо не с них, а с сооружения либо бун, либо подводных волноломов. После этого насыпать песок, создавать искусственный пляж и лишь потом строить габионы. Тогда они работают изумительно.
Сейчас в областном правительстве муссируется тема о необходимости намывания песка. Но, как считает Олег Басс, для искусственных пляжей необходимы наносоудерживающие сооружения, то есть буны. В противном случае эти пляжи и года не продержатся… Это выброшенные на ветер или точнее в море деньги… Точно также нет смысла пока не будет надежно укреплен берег заниматься и строительством променадов…
А вообще, считает Олег Васильевич, не нужно изобретать велосипед, а следует активнее использовать опыт тех, кто на протяжении веков, а не десятилетий занимался проблемами берегозащиты.
- Нужно вернуться к истории, – говорит он. – Известно ли вам, что в Пиллау (нынешнем Балтийске) было Прусское гидрографическое управление, которое занималось и строительством портов, и берегозащитой, и внутренними водными путями. Все тогда было в одних руках начиная от изысканий, исследования, проектирования и заканчивая строительством.
Вот и нам бы перенять этот опыт. Может, тогда не нужно было бы в авральном порядке создавать комиссии по спасению балтийского побережья, а наши пляжи были бы самыми большими, самыми красивыми и самыми чистыми.
Вячеслав КАМИНСКИЙ
Газета «Рынок жилья», https://rynokzhilia.ru, №4, 2 февраля 2012
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: