Теме участия Калининграда в проведении чемпионата мира по футболу-2018 и строительстве под это дело большого стадиона «РЖ» уделил достаточно много внимания.
В одной из публикаций в начале нынешнего года мэтры и ветераны строительного производства, собравшиеся за «круглым столом», весьма критично изложили свое мнение о привязке этого масштабного сооружения к болотистому острову Октябрьский. А в начале июня этот разговор вышел на новый виток и с совершенно иными акцентами на расширенном заседании совета областной организации заслуженных строителей России, в котором принял участие и только что вступивший в должность министр строительства и ЖКХ областного правительства Сергей Майоров. Уважаемые представители строительного сообщества новую информацию о работе над громким проектом получили из первых рук – от советника губернатора Павла Саркисова.Всекалининградская дискуссия о надобности стадиона вообще и месте его расположения, в частности, была широкой и острой. В марте даже международный форум по этой теме прошел – именитые зарубежные и отечественные специалисты представляли свои проекты застройки острова. Полемика продолжалась и после этого мероприятия. С учетом высказанных соображений один из участников форума – омское НПО «Мостовик» (исполнитель и автор вантового чудо-моста через пролив Восточный Босфор во Владивостоке, строитель крупных олимпийских объектов в Сочи) сформулировал новую концепцию, в значительной степени объединяющую предложенные ранее варианты. По качеству документа есть вопросы, да и законченным, по мнению П. Саркисова, назвать его пока нельзя. Тем более, что нет и окончательных решений по месту расположения стадиона и даже о присутствии Калининграда в списке городов, принимающих ЧМ-2018. Озвучен он будет только в сентябре.
Не футболом единым
Реализуя базовые установки калининградских специалистов, разработчики представленного документа пришли к концептуальному выводу, что обустройство пространства между Берлинским мостом и Второй эстакадой размером около 250 га должно рассматривать как элемент борьбы с депрессивными территориями, как возможность создания нового облика этой части города. И одновременно о рациональном ее использовании после проведения футбольного чемпионата. Главное наше требование, подчеркнул П.Саркисов, максимально учесть интересы горожан. Следует строить не просто стадион, но культурно-развлекательно-спортивный комплекс, который должен работать на калининградцев в долговременной перспективе. Теннисные корты, обучающие виды спорта, марины, яхтинг – все это в проекте есть и включено в первую очередь строительных работ наряду с чашей футбольной арены. Учтен и крайне важный момент – после чемпионата перевод емкости стадиона с 45 тысяч мест на 25 тысяч должен проводиться в процессе финансирования его как единого объекта (с кратким перерывом на проведение чемпионата). Кому захочется строить там гостиницу или магазин, если надо вкладывать миллионы в реконструкцию вновь построенного сооружения. Это принципиальный вопрос: в мире есть примеры, когда никто не брался взять столь масштабные объекты и уменьшить их под городские нужды. Они навечно остались лишь напоминанием о былых спортивных баталиях.
Быть трамваю на резиновом ходу
В концепции много внимания уделено транспорту. Пре-дусмотрены очень интересные решения. На острове должен использоваться электротранспорт – скоростной трамвай (не наш, привычный, но стыкуемый с существующей сетью), имеющий разворотные кольца на острове и в городе. В Нансине, в Каннах ходит такой – на резиновых колесах, с монорельсом-токосъемником посредине колеи, есть с кого брать пример. Планируется и реконструкция транспортной сети во всех прилегающих к острову районах – это улицы Емельянова, Дзержинская, Аллея Смелых, Московский проспект, набережная Баграмяна – с возможностью использовать и речные трамваи в качестве такси.
Приоритет бесспорно отдается экологичному общественному транспорту. Но не забыты и автовладельцы. По экспертным оценкам комплексу на острове потребуются автостоянки примерно на 7 тысяч машино-мест. Полезно присмотреться к опыту Москвы по строительству многоярусных стоянок. Часть их после чемпионата можно на согласованных условиях передать владельцам гаражей, которые сегодня в их не очень современном облике занимают значительную территорию острова.Не сползти в болото
Неспециалисту довольно сложно представить себе процесс превращения болотистой почвы острова в надежное основание для будущих объектов спорткомплекса. Если упрощенно, территорию застройки можно представить как огромную ванну с бортами в виде берегов и бетонным дном на свайном поле. Чтобы борта-берега не сползли в Преголю от миллионов тонн намытого грунта, их надо надежно укрепить. По инициативе калининградцев берегоукрепление «Мостовик» предложил выполнять экономичным композитным шпунтом. Для перекачки песка целесообразнее проложить пульпопроводы от соседнего гравийно-сортировочного завода вместо строительства дорог для огромного количества самосвалов. Налицо значительное снижение стоимости материалов и работ. Есть возможность использовать новые сваи Адамса со сбрасываемым наконечником для замещения целой группы железобетонных свай.
Также принято наше предложение прокладывать коммуникации в наземном варианте с возможностью беспрепятственно их обслуживать. Просчитаны и вопросы обеспечения спорткомплекса базовыми магистралями (вода, тепло, газ). Недалеко ТЭЦ-2. С юго-востока можно транзитом через остров пропустить канализационный коллектор к насосной станции на Дарите (в этом году намечен ее ввод в эксплуатацию).
Гладко было на бумаге?
Есть ли какие-то замечания и сомнения по предложенной концепции? – задался вопросом Саркисов. Без них в таких вопросах не обходится. На мой взгляд, самое главное – проект должен пройти публичные слушания, и мы должны убедиться, что в него войдут предложения и пожелания калининградцев. Лично меня, например, очень смущает перечень объектов первой очереди. Я считаю, жилье на острове – вопрос вторичный. Правильнее, на мой взгляд, чтобы на остров ездили как в спортивно-оздоровительное ядро с какими-то торгово-развлекательными включениями. Концепцией все это предусмотрено, но важно, чтобы это появилось именно в первой очереди, чтобы люди могли пользоваться спортивными сооружениями сразу по окончании чемпионата.
Теперь вопрос – как строить. Возможно создание по принципу кластеров некой структуры – условно, «Калининградфутболстрой» (как «Сочистрой»). Руководить, видимо, кто-то будет прислан из Москвы. Но в управленческой системе должны быть представлены и наши специалисты на уровне зампредседателя правительства, замглавы Калининграда – потому что вся тяжесть организационной работы, реализации проектов, мультипликация всех проблем ляжет именно на город.
Чемпионат-2018 – это и огромные возможности. Приведу пример Владивостока. Сегодня люди перестали уезжать оттуда, а еще 3-4 года назад никто не верил, что Россия будет что-то делать для Приморья. Толчок дала подготовка к саммиту АТЭС. Пусть это некое разовое мероприятие, но «попутно» построен и важнейший объект транспортной инфраструктуры внутри города – мост через бухту Золотой рог, в разы сокративший путь между его районами. Строится огромное количество подземных пешеходных переходов – город кипит. И живущие на окраинах тоже чувствуют изменения. А все за счет того, что сумели правильно организовать финансовые потоки. И у нас тот, кто возглавит всю эту работу, должен решить главную задачу – умело отработать министерствами и ведомствами в Москве и обеспечить программу необходимыми финансами. Если не будет этого объема ресурсов защищено под предложенную концепцию и задуманные проекты, являющиеся неотъемлемой частью спортивного комплекса, тогда надо ставить вопрос о принципиальной невозможности строительства стадиона на острове. Чтобы потом калининградцы не проклинали нас за бездарно потраченные деньги.
Последняя фраза вызвала немедленное оживление присутствующих.
- А кто цифры рассчитывал? – тут же поинтересовался руководитель Центра проектных экспертиз С.Камнев.
– Мы помогали трем группам калининградских архитекторов разработать свои варианты градостроительства в этой зоне. Их наработки вошли в концепцию?
- Расчеты сделаны НПО «Мостовик» на основе наших данных. И конечно, многое взято из калининградских разработок, иначе откуда бы взялись трамваи на острове, два моста. Все это из тех материалов, что предоставлялись с вашей помощью.
– И сколько денег прикидывают потратить в предварительном варианте? – вопрос Б. Бабаянца, директора Фонда жилищного строительства Калининграда
- Как мы и предполагали, затраты на сам стадион могут составить примерно треть от стоимости всех работ на острове. Я ориентируюсь на общие цифры затрат от 70 до 100 миллиардов рублей. Первая очередь – остров со стадионом и другими спортивными сооружениями – примерно 35 миллиардов.
– На чьем балансе будет этот комплекс со стадионом и огромными основными фондами? – спросил президент Фонда СПВС А.Войтов.
- В мировой практике есть понятие управления таким имуществом. Эти организации создаются в процессе строительства и практически действуют в составе строительной группы. Скорее всего, потом все будет отдано управляющей компании, какому-то акционерному обществу. Дирекция по строительству перейдет в статус эксплуатирующей организации. В какой именно форме это произойдет – пока трудно сказать.
– Что решили с мостом, соединяющим Литовский вал и остров? – В. Каминский, редактор «РЖ».
- В концепции предложено его делать в одной плоскости, возможно, с односторонним регулируемым движением. Но это не догма, могут быть и другие варианты. Главное дело – в принципе. Чтобы чемпионат проходил у нас, что мы способны подготовиться к нему, превратить остров в привлекательный и удобный для калининградцев и гостей города район.
- В целом, понимание ситуации есть, – подвел итог Почетный гражданин Калининграда М. Нетреба. – Польза от проекта колоссальная, будем надеяться, что Калининград войдет в число городов, принимающих чемпионат мира, а мировые кризисы этому не помешают.
В итоге обсуждения заслуженные строители приняли решение выразить поддержку предложенному проекту застройки острова и донести ее до общественности через средства массовой информации. Что мы с удовольствием и делаем.
Вадим МИНИН
https://rynokzhilia.ru, №22, 14 июня 2012 г
https://rynokzhilia.ru, №,
0 коммент.назад...
Добавьте Ваш комментарий: